Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 69 Размер файла: 1487 Кб Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» Наиболее широко здесь представлены юридические памятники: кодекс Эйриха, Вестготская правда, Lex Romana Visigothorurn (Бревиарий Алариха) и остатки одного местного сборника римско-готских законов - Fragmenta Gauden-ziana "Кодексом Эйриха" называют сохранившиеся в так называемом Парижском палимпсесте фрагменты свода законов, изданного вестготским королем Эйрихом около 475 г От этого древнейшего памятника германского законодательства уцелели 52 фрагмента, часть которых испорчена. Дошедшие до нас главы кодекса содержат главным образом нормы частного права (продажи, дарения, ссуды, наследования и пр.) Сохранившиеся законы Эйриха представляют большую ценность, так как они касаются ряда черт общественного устройства вестготов в V в., которые почти совсем не освещены в других источниках. Главное место среди юридических памятников, использованных в хрестоматии, занимает Вестготская правда. Этот источник представляет собой кодекс законов, изданный вестготским королем Реккесвинтом около 654 г. В кодекс, состоящий из 12 книг, которые в свою очередь делятся на 53 главы (титулы), 526 статей, вошли законы вестготских королей, изданные в различное время Большая часть статей Вестготской правды обозначена рубрикой Апtiqua и Antiqua emendata1 и представляет собой законы, изданные до Реккареда (586-601 гг.). Вестготская правда включает в себя не только положения уголовного, но и широко разработанную систему гражданского права. Она содержит ценный, хотя и фрагментарный, материал об аграрном строе вестготов, социальных отношениях и политическом устройстве Вестготского королевства. Кодекс законов, изданный Реккесвинтом, представлял собой общегосударственное право и был действителен как для вестготов, так и для местного населения Испании и Септи-мании. Вестготская правда - источник неоднородный по своему происхождению и характеру. Наиболее древние ее статьи - остатки германского обычного права. Эти статьи в ряде случаев отражают еще черты общинного уклада. Те же статьи Вестготской правды, которые относятся к более позднему времени, свидетельствуют о социальной дифференциации, формировании классов зависимых крестьян и крупных землевладельцев, о развитии форм условного землепользования и об усилении королевской власти. За Вестготской правдой следует по своему значению такой источник по истории готской Испании, как Lex Ro-mana Visigothorum. Этот свод законов издан был около 506 г. вестготским королем Аларихом П. Кодекс делится на две основные части - Leges и lus. К первой относятся включенные в Lex Romana Visigothorum конституции Кодекса Феодосия (примерно одна шестая их часть), а также некоторые новеллы римских императоров - Феодосия II, Валентиниана III, Марциана, Майориана и Севера. 2-я часть, lus, -это выдержки из произведений римских юристов (из Институций Гая и Сентенций Павла), а также из кодексов Грегория и Гермогена. Все конституции и положения римских юристов, за исключением Гая, снабжены комментариями (Interpretatio), содержащими сокращенную версию и разъяснение соответствующего текста. Эти комментарии, по-видимому, были составлены еще до 506 г. Lex Romana Visigothorum - свод законов, которым пользовалось галло- и испано-римское население Вестготского королевства до издания кодекса Реккесвинта. Охватывая все области публичного и гражданского права, Lex Romana Visigothorum содержит весьма ценный материал относительно положения различных социальных слоев местного населения в первый период существования Вестготского государства. Составители данного кодекса отобрали для него те римские законы, которые в наибольшей мере соответствовали новым условиям. Следует, однако, иметь в виду, что и эти, включенные в кодекс, законы в некоторых случаях неизбежно носили уже архаический характер и могли расходиться со сложившейся в VI в. практикой общественной жизни. Использованные в хрестоматии Fragmenta Gaudenziana представляют собой остатки сборника законов, применявшихся в начале VI в. в Южной Галлии, на территории, занятой сначала вестготами, а позднее отошедшей к остготам. Сохранившиеся 14 законов этого сборника заключают в себе некоторые данные о положении рабов и колонов, о городской жизни в указанный период. Важный материал о развитии прекарных отношений в готской Испании содержится в двух формулах, приведенных в хрестоматии. Собрание "Вестготских формул" было, очевидно, составлено в начале VII в. в Кордове. Формулы - римского происхождения, но приспособлены к общегосударственному праву готской Испании. В данной главе хрестоматии имеются также некоторые постановления Толедских (общегосударственных) и провинциальных церковных соборов. На этих собраниях обсуждались не только чисто церковные дела, но и самые разнообразные вопросы общественной жизни. Постановления Толедских соборов, утвержденные королем, становились общеобязательными законодательными положениями. Соборы зачастую занимались вопросом о рабах и вольноотпущенниках церковных имений, обсуждали проблемы политического устройства Вестготского королевства. Поэтому значение данного источника далеко выходит за рамки обычного памятника канонического права. В хрестоматию включены также отдельные выдержки из хроник Идация и Иоанна Бикларского, а также из произведений Исидора Севильского - "История готов, вандалов и свевов" и "Этимологии" а также из "Жития св. Фруктуоза", написанного Валерием. I. Условия раздела земель между вестготами и местным населением 1. Кодекс Эйриха Фрагмент 276. Если до прихода готов что-то было отделено от имения какого-либо лица и перешло в другие руки в результате длительного владения, продажи, дарения, раздела или иного вида передачи, то это имущество должно оставаться в составе того имения, к которому оно, по достоверным сведениям, было присоединено римлянами в прежние времена. Если же право собственности на имение не подтверждается совершенно очевидными межевыми знаками или границами владений, то посредники, избранные по соглашению обеих тяжущихся сторон, решают, как следует поступить. Если же границы имений окажутся на третях2, принадлежащих римлянам, то готы могут явиться во владения своих госпитов3 и веста [посредников] туда, где была показана граница. Фрагмент 277. Наделы (sortes) готов и трети римлян, которые не были востребованы на протяжении 50 лет, не могут быть оспариваемы и впредь... Старые же межевые знаки - приказываем - пусть стоят так, как это предписал наш доброй памяти отец4 в другом законе... Legum Codicis Eunciani Fragmenta, "Monumenta Germaniae Historica", Legum sectio I, t. I, 1902. 2. Вестготская правда X.I.8. "О разделе земель между готом и римлянином"5. Условия раздела земель или леса между готом и римлянином, если доказано, что подобный раздел действительно был осуществлен, никоим образом не должны нарушаться. Не может захватывать или претендовать на что-либо из двух долей гота римлянин, а из трети римлянина - гот, если только ему [готу] не будет что-нибудь пожаловано в результате нашей щедрости. То, что разделено родителями или соседями, потомство не смеет изменять. Х.1.9. "О лесах, оставленных готом и римлянином неразделенными". Мы постановляем: "Если гот или римлянин присвоит себе лес, который, возможно, оставался неразделенным, и расчистит его под пашню, то, если осталось еще достаточно леса для того, чтобы компенсировать равноценным участком заинтересованное лицо, последнее не должно отказываться взять лес; если же не имеется более леса равной ценности для -компенсации, то участок, расчищенный под пашню, должен быть разделен". X. 1. 16. "Если готы отберут у римлян их трети, то по настоянию судьи должны все вернуть римлянам". Судьи городов, вилики6 и препозиты7 должны отбирать трети [земельных владений] римлян у тех, кто их захватил, и, применив свою власть, возвращать без промедления римлянам, с тем чтобы фиск не понес никакого ущерба; разумеется, если это не исключено давностью пятидесятилетнего срока. Lex Visigothorum, "Monumenta Germamae Histonca", Legum Sectio I, t. I, 1902 II. Положение готских и местных крестьян в V-VII вв. Остатки общинного устройства 3. III, 3, 1. (Interpretatio). Свободный человек, проданный впавшим в нужду отцом, не может оставаться в вечном рабстве; он возвращается в свободное состояние, если удовлетворил (своего господина) службой даже без возвращения ему цены. "Lex Romana Visigothorum", Codex Theodosianus, ed. Haenel. Lipsiae, 1849 V, 1, 1. Те, кто в связи с крайней нуждой или ради пропитания продали своих детей, не наносят ущерба их свободному состоянию, так как свободный человек не оценивается никакой ценой. "Lex Romana Visigothorum", Pauli Sententiae, ed. Haenel, Lipsiae 1849 IX. (Interpretatio). Свободные переселенцы (advenae), которые желают соединиться с чужой колоной, - поскольку часто случается, что они потом пренебрегают избранным ими сожительством, - должны дать перед муниципальными властями обязательство, что ни в коем случае не оставят владения господина той колоны, с которой они соединились. Сохраняя свободное состояние, они не будут иметь права уходить и покидать ту, с которой соединились. "Lex Romans Visigothorum", Novellae Valentmiani III, ed Haenel, Lipsiae, 1849. 4. Кодекс Эйриха Фрагмент 299. Родителям не разрешается продавать или дарить или давать в залог своих детей. Фр а г м е н т 278. Если кто-нибудь отдаст за плату сторожить свою лошадь или другой скот, то в случае гибели скота тот, кому он был доверен, должен будет дать животное той же стоимости, разумеется, в том случае, если он получил плату за охрану скота. Legum Codicis Eunciani Fragmenta, "Monumenta Germamae Histonca", Legum Sectio I, t. I, 1902 5. Вестготская правда VIII, 4, 25. "О необходимости оставлять свободное пространство по сторонам от государственных дорог". ...Тот, кто имеет близ подобного рода дороги ниву, виноградник, луг или огороженное пастбище, должен по обе стороны поставить изгородь. Если же он, будучи угнетен бедностью, не может обнести поле изгородью, пусть не медлит отгородить его канавой. VIII,3,9 "Если плодоносные поля или пастбища слишком тесно огорожены". Если кто-нибудь, имея плодоносный виноградник, луг или пастбище, обводит их канавами только ради устрашения, с тем чтобы проход возможен был лишь во время сбора винограда или жатвы, то на путника не подобает возлагать ответственность за тот ущерб, который он нанес. Если же кто-нибудь обвел канавой пустующие поля, то путники могут не бояться этих знаков и никто не может прогонять их с этих пастбищ. VIII, 3, 8. "Если кто-нибудь захвачен с подводой в чужом лесу". Если кто-нибудь задержит кого-либо, когда тот выезжает на подводе из его леса и вывозит материал для обручей или какие-либо дрова без разрешения собственника леса, то нарушитель чужих лесных владений теряет быков и подводу; и все то, что владелец леса обнаружит у вора или нарушителя чужих владений, несомненно, может себе присвоить. VIII, 5, 1. "О свиньях, самочинно или по соглашению выгнанных на желудевый откорм". ...Если кто-нибудь пустит свиней в чужой лес при условии уплаты десятины и свиньи будут пастись в чужом лесу вплоть до зимнего солнцестояния, то он без всяких возражений должен выплатить десятину. VIII, 5, 5. "Если чье-нибудь стадо войдет на чужое пастбище". Если чужое стадо овец или коров войдет на пастбище, то следует поступать так же, как это определено в отношении свиней. Консорты8 же или госпиты не подлежат никакому преследованию, так как известно, что у них пользование теми пастбищами, которые не огорожены, является общим. Тот же, кто огородит весь свой надел и вторгнется в чужое пастбище в отсутствие его владельца, не должен это делать без уплаты за выпас скота, если только не разрешил ему так поступать владелец пастбища. VIII, 4, 26. "Если выгоняется скот путников с полей, лишенных плодов". Если с пастбищ на открытых и лишенных плодов полях, хотя бы и обведенных кем-нибудь канавами, кто-либо уведет лошадей, быков или других животных, принадлежащих путникам, с тем чтобы запереть в своем дворе, то он будет принужден заплатить за каждые две головы скота один тре-мисс; если же он выгонит этот скот лишь с тем, чтобы не дать ему пастись, то тот, кому причинен ущерб, получит по одному тремиссу за каждые четыре головы скота. VIII, 5, 6. (Реккесвинт). "О том, что следует публично сообщать, если найдены бродящие без присмотра животные". Лошадей или других животных, бродящих без присмотра, следует оставлять у себя с тем, чтобы нашедший их заявил об этом либо священнику, либо судье, либо управляющим (senioribus loci), либо сходке соседей (in conventu publico vicinorum). IV, 2, 1. "Пусть сестры наравне с братьями наследуют своим родителям". Если отец или мать умрут, не оставив завещания, сестры беспрепятственно пусть наследуют все имущество родителей наравне с братьями. VI, 1, 8. "Лишь тот должен считаться виновным, на ком лежит вина". За всякие преступления нужно преследовать тех, кто совершил их; не должны бояться преследования ни отец из-за сына, ни сын из-за отца, ни жена из-за мужа, ни муж из-за жены, ни брат из-за брата, ни сосед из-за соседа, ни родственник из-за родственника; лишь тот должен считаться виновным, кто совершил нечто достойное осуждения; и преступление умирает вместе с тем, кто его совершил... VII, 3, 3. "О похищении детей свободных людей". Если кто-нибудь похитит или обманным путем уведет сына или дочь свободного мужчины или свободной женщины и отправит куда-нибудь в пределах территории нашего народа или в чужие земли, то виновник этого преступления должен быть передан во власть отца или матери и братьев, если они имеются, или же ближайшим родственникам [похищенного], с тем чтобы они могли убить или продать его, либо, если пожелают, получить от похитителя виру (conpositionem homicidii), то есть 300 солидов. X, 1, 3. "То, что постановлено относительно раздела большинством или лучшими, не может быть изменено меньшинством или менее достойными людьми". Если в разделе участвуют многие консорты, то не подобает, чтобы справедливое постановление большинства или лучших было каким-нибудь образом изменено меньшинством или менее достойными людьми (a paucis vel deterioribus). Lex Visigothorum, "Monumenta Germamae Histonca", Legum Settio I, t. I, 1902. III. Прекарные отношения 6. V, 7, 5. Если кто-нибудь владеет (имуществом) в результате применения силы, тайно или по прекарию, он может быть безнаказанно лишен этого владения своим противником (ab adversario impune deiicitur). V, 7, 9. Считается, что прекарием владеет не только тот, кто письменно или каким-нибудь иным способом просил, чтобы ему что-либо было предоставлено во владение, но и тот, кто владеет [имуществом] без каких-либо изъявлений своего пожелания, но с согласия собственника. V, 7, 10. (Interpretatio). Если наследник стал владеть после смерти завещателя имуществом, которое последний имел по прекарию, то следует считать, что он [наследник] остался во владении тайно [т. е. скрытно]. Собственник же [имущества] вправе вчинить иск о собственности тому, кто остался подобным образом во владении... "Lex Romana \ ibigothorum", Pauh Sententiae, ed. Haenel, Lipsiae, 1849. 7. Вестготская правда V, 1, 4. "Об имуществе церкви, находящемся во владении тех, кто состоит на службе церкви". Если наследники епископа или других клириков, которые коммендировали своих детей на службу в церкви (in obse-quium), владеющие землями или каким-нибудь иным имуществом, предоставленным им церковью, вернутся в сословие мирян или оставят службу той церкви, чьей землей или имуществом они пользуются, то они тут же утратят все, чем владели. Это предписание действительно и для всех клириков, которые имеют что-нибудь из владений церкви... X, 1, 11. "Тот, кто получил землю при условии выплаты оброка, должен соблюдать соглашение". Тот, кто, заключив соглашение о выплате оброка, получил земли, может владеть ими и выплачивать ежегодно собственнику тот оброк, который был установлен, ибо соглашение не может быть нарушено. Если же он пренебрежет уплатой установленного оброка за год, то собственник имеет право снова востребовать землю; тот, кто уличен в невыполнении соглашения, утрачивает по своей вине благодеяние (benefi: cium), которым он ранее пользовался. X, 1, 12. "О землях, которые предоставляют по договору па определенное число лет". Если в прекарной грамоте обозначено определенное число лет, так что тот, кто получает [землю], через некоторое время должен отдать землю собственнику, то в соответствии с условием соглашения пусть без промедления возвращает землю. X, 1, 13. "Если тот, кто получил по соглашению земли, расширяет запашку". Пусть тот, кто получил земли по соглашению, владеет таким количеством земли, каким разрешил ему владеть собственник, и не захватывает сверх того. Если же стало известно, что он [держатель] расширил возделываемые поля и привлек других людей к обработке земли; если подросли многочисленные сыновья или внуки, проживающие вместе с ним; если он захватил те поля, которые не были предоставлены ему собственником земли; или в лесу, который не был ему дан, он срубил деревья с целью расчистки его под пашню или, может быть, ради превращения его в огороженное пастбище, либо в луг, то все, что будет обнаружено как захваченное сверх предоставленного ему [собственником], утрачивается им; собственник же земли может решить, увеличить ли оброк, или взять в собственное владение то, что не было прежде передано в пользование. Lex Visigothorum, "Monurnenta Germamae Historica", Legum Sectio 1, t. 1, 1902. 8. Вестготские формулы № 36 Постоянному господину моему такому-то, такой-то. Поскольку я изо дня в день терплю нужду и разыскиваю повсюду, где бы заработать на жизнь, но мало достигаю этого, то прибегнул я к благочестию вашего владычества, высказав просьбу, чтобы вы велели дать мне в вашем владении таком-то землю для возделывания по прекарному праву. Изъявив на это согласие, ваше владычество удовлетворило мою просьбу и дало мне в упомянутом месте в соответствии с моей просьбой землю в таких-то размерах по прекарному праву. Ввиду этого я обязуюсь данной прекарной грамотой никогда не идти против вашей воли по поводу этих земель и не наносить вам ур.она, но во всем обещаю действовать в ваших интересах и нести перед вами ответственность. Обещаю ежегодно вносить десятины и другие платежи, как это в обычае у колонов. Если же я, позабыв условия данной прекарной грамоты, попытаюсь нарушить хоть малую часть из всего того, что обещал, то клянусь всем божественным и царствованием нашего прославленного господина короля такого-то, что ты будешь иметь полную возможность прогнать меня из упомянутых выше земель и вернуть их, как и подобает, в свое распоряжение. Formulae Visigothicae, "Monumenta Germaniae Historica", Legum Sectio V, Formulae, Hannoverae, 1882. 9. Исидор. "Начала", или "Этимологии" Исидор Севильский (570-636 гг.) - крупный церковный и политический деятель готской Испании; в начале VII в. - епископ Севильи, автор многочисленных^ трудов, относящихся к различным областям науки и культуры. V, 25, 17. Прекарий состоит в том, что кредитор по просьбе должника разрешает ему оставаться во владении принадлежащим кредитору земельным участком и собирать с него плоды. Isidori Originum sive Etymologiarum libri XX. Migne Patrologiae Latinae Cuisus Completus, t. 82. IV. Колоны 10. V, 9, 1. (Interpretatio). Если кто-либо намеренно удерживал у себя дома чужого колона, то он должен прежде всего вернуть его самого господину и выплатить за него налоги (tributa) за то время, которое он [колон] пробыл у него. Тот же, который не хотел оставаться тем, кем он родился [колонем], обращается в рабство. II, 31, 1. (Interpretatio). " ..Если кто-нибудь дает деньги рабу, колону, арендатору, прокуратору9 или актору не по просьбе господина, то пусть знает, что собственники земель никоим образом не могут отвечать за этот долг". V, И, 1. (Interpretatio). Колоны считаются настолько во всем подвластными господам, что без ведома господ колон не может позволить себе отчуждать что-либо ни из земли, ни из своего пекулия. "Lex Romana Visigothorum", Codex Theodosianus, ed Haenel, Lipsiae, 1649 Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |