Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

11. "Анналы Санской церкви св. Колумбы"
Приводимое ниже сообщение датировано 868 г. (Южная Франция).
Комета появилась к 29 января и стояла около 25 дней сначала у хвоста Малой Медведицы, а потом прошча она почти до Треугольника. И возникли в тот год голод и неслыханная смертность почти по всему государству франков, а особенно по Аквитании и Бургундии, так что из-за множества умирающих некому было хоронить. В городе Сан найдено было в один день 56 мертвых. В эту невзгоду в том же округе нашлись мужчины и женщины, которые - о, злодейство! - убивали и ели других людей. Ибо в местечке Пон де Шерюи некто, пустив на постой именитую женщину, убил ее, разрубил на куски, посолил и сварил в пищу себе и своим детям. В том же городе одна женщина сделала то же с неким юношей. И в разных друг.их местах, как гласит молва, от голодной нужды делали то же.
"Средневековье в его памятниках", М, 1913, стр. 231.
12. Рауль Глабер. "Пять книг историй своего времени"
Хроника бургундского монаха Рауля Лысого (Глабера) написана в 1030-1040 гг Описываемое ниже бедствие датируется 1032 г.
В следующем году голод по всей земле стал усиливаться, и гибель угрожала почти всему роду человеческому. В погоде наступило такое безвременье, что нельзя было найти дней, подходящих для посева или удобных для уборки хлеба, вследствие того, что поля были залиты водой... Непрерывными дождями вся земля была залита до того, что в течение трех лет нельзя было найти борозды, годной для посева. А ко времени жатвы сорные травы и проклятый куколь покрыли поверхность всех полей Мера семян, где они хорошо всходили, давала секстарий5, а с секстария получалась едва горсть . Когда переели весь скот и птицу и голод стал сильнее теснить людей, они стали пожирать мертвечину и другие неслыханные вещи. Чтобы избежать грозящей смерти, некоторые выкапывали лесные коренья и собирали водоросли... То, о чем раньше и слышать редко приходилось, - к тому побуждал теперь бешеный голод: люди пожирали мясо людей На путников нападали те, кто был посильнее, делили их на части, и, изжарив на огне, пожирали. Многие, гонимые голодом, переходили с места на место. Их принимали на ночлег, ночью душили, и хозяева употребляли их в пищу. Некоторые, показав детям яблоко или яйцо и отведя их в уединенное место, убивали и пожирали. Во многих местах тела, вырытые из земли, тоже шли на утоление голода .. Тогда в этих местах стали пробовать то, о чем раньше никто никогда и не слыхивал Многие вырывали белую землю вроде глины и из этой смеси пекли себе хлебы, чтобы хоть так спастись от голодной смерти В этом была их последняя надежда на спасение, но и она оказалась тщетной. Ибо лица их бледнели и худели, у большинства кожа пухла и натягивалась Самый голос у этих людей делался так слаб, что напоминал собою писк издыхающих птиц.
"Средневековье в его памятниках", М, 1913, стр 231-233
II. Франция в IX-XI вв.
ФЕОДАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕРЖАНИЯ
Феодальное поместье
13. Декрет Карла Лысого (861 г.)
(Постановление о селении Кондат-на-Марне)
В год от воплощения господня 861 и на 17 год епископской власти господина нашего Гинкмара пришел посланец повелителя и короля Карла, клирик Гаутзельм, в селение Кондат, расположенное на реке Марне, в 8-й день октябрь-ских календ по распоряжению упомянутого славного короля и в присутствии многих свидетелей, а именно франков, а также колонов, удостоверив это письменно, передал названное селение посланцам господина нашего Гинкмара: сторожу св. Реймсской церкви Адалольду и ее фогту Херингарду. А вот свидетели [следуют подписи].
"Archives admimstiatives de la \ille de Reims", t. I, par P Varm Pans 1839, p. 41
14. Кьерсийский капитулярий Карла Лысого (877 г.)
Если помрет граф, сын которого был бы с нами в пути, то наш сын с остальными нашими верными людьми должен избрать одного из его близких или родных, который бы управлял этим графством вместе с нашими чиновниками и епископом того графства до тех пор, пока мы не получим известия о смерти графа. Если у него останется малолетний сын, то он должен управлять этим графством вместе с чиновниками этого графства и епископом, в области которого оно находится, пока не дойдет до нас известие. А если у него не будет сына, то наш сын с остальными нашими верными людьми должен избрав кого-нибудь, чтобы тот человек вместе с чиновниками этого графства и епископом управлял тем графством, доколе не будет нашего распоряжения, и никто не должен оскорбляться, если нам будет угодно отдать это графство не тому, кто временно управлял им Подобным образом надобно поступать и относительно наших вассалов Мы хотим и строго приказываем, чтобы как епископы, так и аббаты, и графы, и остальные наши верные со своими людьми старались поступать точно так же... Если кто-нибудь из наших верных после нашей смерти из любви к богу и к нам захочет отказаться от мира и будет иметь сына или такого родственника, который может быть полезным государству, то он может передать свои владения по своему благоусмотрению. А если он вздумает жить спокойно на своем аллодиальном участке, то никто не должен позволять себе чем бы то ни было препятствовать ему, и ничего другого с него требовать не должно, кроме того только, чтобы он шел на защиту отечества.
М Стасюлевич, История средних веков в ее писателях
и исследованиях новейших ученых, т. II, Пгр , 1915, стр 200 - 201
15. Картулярий Маконской церкви св. Винцента
(грамота 928-936 гг.)
Святой божьей церкви, сооруженной в Маконском округе, во главе которой стоит епископ Бернон. Я, Дрогберт, дарю названной церкви аллод в Сермуайерском поле, в селении Сарг-Виллар, с господской усадьбой, а также виноградник из того же держания. С ним граничит С одной стороны дорога, с другой стороны земля Арнальта с его наследниками, с третьей же стороны граница идет различным образом. Внутри этих границ дарю я все целиком, за исключением возделанного участка Гельдрана и Ларайдрана... Еще один дворик с виноградником ограничен с одной стороны общественной дорогой, с другой стороны землей простолюдинов и их детей, а еще с двух сторон землей церкви св. Петра. Это дарю я все полностью, а также прочие мои земли, возделанные и невозделанные, которые прилегают к указанным дворикам, за исключением поля Клозелл; его я оставляю себе. В эти земли входят склоны с кустарниками, виноградники, луга, леса, сады, пастбища, текучие и стоячие воды; все, что перечислено в данной грамоте, передаю с сегодняшнего дня названному святому месту в вечное владение. А если кто воспротивится, уплатит три золотых ливра.
"Cartulaire de Saint-Vincent de Macon connu
sous le nom de Li vie Enchame",
publ. par M. - C. Ragut, Macon, 1864, p. 240.
16. Гургеден. "Хроника"
Вот владение церкви св. Креста, полученное от Алана, графа Канарт, ее основателя, правителя Корнуэя, с ведома церковных владык и лучших людей всего Корнуэя. Сначала- селение, называемое Анаврот, т. е. Кемпер, с его мельницами, пошлинами и всеми прочими доходами от торговли и ввоза; а граница селения тянется вверх, вплоть до Юлиака, до рубежа по названию Клуд Гуртьерн, а отсюда вдоль места рыбной ловли и мельницы на реке Хеле и вплоть до последнего ручья по имени Фрутмур; затем, следуя по ручью лесом, до Лезурек, где находится селение, затем через ручей до 3-х селений, названия которых Лезлук, Лезнелок, Кер-маэс; далее - дорогой по равнине вокруг церкви Бей у селения Куледенн. Потом - к другому ручью, берущему начало в селении Бедгвет, а затем - по району Меллак, через селение Дурант до нового ручья в долине и через лес, идущий у Фон-тун Гвенн, границей которого как раз служит данный ручей, впадающий в Идол. Пройдя реку по району Илиак - опять к вышеупомянутому рубежу, то есть Клуд Гуртьерн. А также дарю я монастыри св. Тайака и Теретиана, и селение св. Риг-валадра, и два селения, называемые Керрез и Кермериан, за исключением быков, коров и частных дарений... В году 1029.
"Cartulaire de 1'abbaye de Sainte-Croix
de Quimperle (Finistere)", publ. par L.
Maitre et P. de Berthou, Paris, 1876, p. 86.
17. Картулярий Шартрского монастыря св. Петра
(начало XI в.)
Гл. IV. Землей, которую подарил нам... в Имонвиле епископ Аганон.., мы не владеем полностью, как и землей внутри Шартра, так как граф [Шартрский] воздвиг там башню и прочие постройки, а взамен граф, строитель башни, дал монахам право взимать ежегодно 1 модий вина в качестве чинша В Шамфоле. Однако владельцы виноградника пренебрегают этим и не платят, поскольку нет того судьи, который охранял бы закон, обуздывал хищничество насильников и держал весы правосудия с целью возместить обиды, чинимые церкви... Нет ни короля, ни князя, который утешил бы ее, пришел на помощь ее стенаниям и каждодневным рыданиям... И вот бесчестные люди, пользуясь безнаказанностью и питая к слугам божьим зависть, разоряют божьих слуг и тем самым созидают себе земные блага.., силой отнимают имущество, а то, чего не могут отнять, с неутолимой жадностью грабят и опустошают...
Гл. VI. Сейчас монахи вовсе не пользуются землями, принадлежащими каноникам... Я разыскал описание некоторых наших земель, названия которых совсем исчезли из памяти монахов и позабылись, так что никто из наших людей ничего о них не знает. Нечего и говорить о том, что монастырь не владеет этими землями. Но есть и такие [земли], которые нам известны, и все же мы не владеем ими. Такова, например, земля Одульфа в Верноне; первосвященник Рагенфред обещал передать ее по смерти Одульфа [монастырю]. Таков Гон-древиль с парками и лугами, которых лишился наш монастырь. В Имонвиле монастырь также не владеет подаренными ему 8-ю мансами. А есть и такие земли, которыми мы владеем издавна, но грамоты на них пропали. Таков Боск-Медий в Думенском округе и земля... в самом Шартре... Магнаты и рыцари, живущие на ней, силою присваивают себе чинш с нее, а монастырской братии поступает с нее едва шестая часть чинша.
"Социальная история средневековья", т. I,
М. -Л., 1927, стр. 213-214.
Разделенный характер феодальной собственности
18. Бенефициальная запись (868 г.)
Запись о том, как в собственном присутствии аббат Рит-канд и его монахи дали в бенефиций Винйку, конюшему герцога Саломона, поселок в Плебелане, в селении по названии Бронзиван, на любой угодный им срок. А вышеназванный
Виник представил вышеупомянутым монахам двух соприсяж-ников, Катворета и Хэльховена, относительно чинша с названного поселка, то есть двух денариев и четырех хлебов ежегодно, и обещал свою верность, и заверил, что никогда не присвоит указанный поселок в собственность, поскольку его дед продал этот поселок священнику Беату, Беат же подарил его в Плебелане монахам св. Сальватора, а герцог Саломон впоследствии подтвердил дарение.
Caitulaire de 1'abbaye de Redon" publ par Au. de Courson, Pans, 1863, p. 172.
19. Грамота 847 г. из Редонского картулярия
Эта грамота свидетельствует и подтверждает, что Тьернан и его брат Тутворет скрыли ренту и подати за три года со своей собственности в селении Корну, хотя они должны были платить герцогу Номиноэ И за эту ренту отдали они в возмещение две возделанных территории. Одна из них - территория Гольбин, за исключением поселка Эргентет, затем половину территории Бонафонт, исключая половину поселка на ней, и половину территории Лизверн, также без половины поселка на ней. Вышеназванные братья подарили указанную землю во всей ее совокупности с живущими там держателями, с лесами, лугами, пастбищами, водами стоячими и текучими, движимым и недвижимым имуществом и со всем, что к этой земле относится, подобно тому как владели ею они сами, без нарушения границ, без обмена, передав ее в руки Номиноэ за упомянутый ущерб.
"Cartulaire de ГаЬЬауе de Redon", publ par Au de Courson, Pans, 1863, p. 82.
20. Запродажная грамота (середина IX в.)
Да будет известно всем слушающим людям, которые слышат, клирикам и мирянам, что Венердон продал некоторые земли священнику Сулькомину, а именно: 6 полос земли То-нулоскан, с холмами и долинами, лугами и пастбищами, и с наследственными владельцами. А Сулькомин уплатил Венер-дону за эту землю, а именно: дал двух коней и вместо 20 со-лидов - 8 серебряных, а остальное - в денариях, и один со-лид - Морману, один солид - Катваларту, один солид - Хойарну, 6 денариев - Горгосту, 3 денария - Керентину, 3 денария -Аргантловену, 3 денария - Эртио, и 10 денариев другим людям. А Венердон отдал эту землю за эту цену Сулькомину, как если бы Сулькомин перенес ее сюда из-за моря на собственной спине, в собственном мешке, и чтобы стала эта земля как бы островом на море, без нарушения ее границ, без обмена, без ежегодного платежа, без права входа собирателям налогов, без чинша и без податей, за исключением королевского чинша, и без повинностей любому человеку в поднебесье, помимо священника Сулькомина, который сможет коммендировать ее кому угодно. А Венердон представил Сулькомину на той земле соприсяжников по именам; Морман, Катваларт, Горгост, Эртио.
"Cartulaire de 1'abbaye de Redon",
publ par All de Cotirson, Paris, 1863, p. 103 •
Бенефициальные держания
21. Дарственная грамота (936-941 гг.)
Граф Альберик дарит в селении Блемонд манс Готфреда святой церкви св. Винцента, расположенной внутри стен города Макона. Я, славный граф Альберик, помышляющий о милости божьей, чтобы добрый бог взял меня на небеса, дарю названному божьему дому на потребу брагии некоторые мои земли, находящиеся в Маконском округе, в селении Блемонд: манс, который держит Готфред в бенефиций, дарю полностью этот манс, мною купленный и приобретенный, со всем, что к нему относится, а также все, что к нему тянет. Дарю это на таких условиях, чтобы, пока я был жив, имел бы я с него право пользования плодами земли, а после моей кончины отошел бы он к названному божьему дому. Инвеститура составит 12 денариев, выплачиваемых ежегодно на потребу братии к празднику св. Винцента. Я отмечаю также, чтобы ни один епископ, церковный начальник или любая выдающаяся у них личность не осмелилась дать это ни в бенефиций, ни в прекарий. Если же кто-нибудь сделает это, то навлечет он на себя божий гнев, а мои родственники заберут вышеназванные земли назад. А кто воспротивится, уплатит 5 унций золота.
"Cartulaire de Saint-Vincent de Macon connu
sous le nom de Livre Enchaine", publ. par M.
-С Ragut, Macon, 1864, p. 86.
22. Запродажная запись (960-975 гг.)
Альтазия продает дворик, согласно Салической Правде. Господу и св. брату Адальгизу. Мы, продавцы, Альтазия и ее дети, священник Беральд и Вульфард, продаем наши земли, расположенные в Маконском округе, в Фюисском поле, в селении Варенны: дворик с виноградником, деревьями и полем, что на востоке граничит с землей Райната, на юге - с общественной дорогой, на западе - с владениями священника Левтгавда. Внутри этих рубежей, поскольку достались мне данные земли по воле моего сеньора Хумберта из его владений, я и мои дети, Беральд и Вульфард, продаем тебе их по Салическому закону, передаем и вручаем, а от вас берем за них 10 солидов, и за эту плату совершаем в твою пользу отчуждение, а ты делай с теми землями, что хочешь.
"Cartulaire de Saint-Vincent de Macon connu
sous le nom de Livre Enchaine", publ. par M. 
-C. Ragut, Macon, 1864, p. 89.
Феодальная лестница
23. Иерархия внутри герцогства (начало XI в.)
Справа от Эда, герцога Бретани, сидит духовенство: архиепископ Дольский, епископ Реннский, епископ Нантский, епископ Корнуайский, епископ Сен-Мало, епископ Ваниский, епископ Сен-Брие, епископ Леонский, епископ Трегье. Слева сидят светские лица: сеньор Авогур, виконт Леон, сеньор Фужер и Пороэ, сеньор Витре, виконт Роган, сеньор Шато-бриан, сеньор Дюпон, сеньор Рэ, сеньор Ларош-Бернар и Лоэак, итого 9 баронов. Некоторые считали, что седьмым бароном должен быть не Дюпон, а сеньор Ансени. [Следуют подписи: сначала - 24 бретонских высших дворян, затем - 35 баккалавров, затем, без указания количества, - простых рыцарей и оруженосцев].
P. Le Baud, Histoire de Bretagne, partie 2, Paris. 1638, p. 201-202
24. Письмо Фульберта, епископа Шартрского, Гильому, герцогу Аквитании (1020 г.)
...Кто клянется в верности своему сеньору, неизменно должен помнить о следующих шести [обязательствах]: невредимость, безопасность, почитание, польза, легкая доступность, прямая возможность. Невредимость - это значит не наносить вреда телу сеньора. Безопасность - это значит не выдавать его тайн и не вредить безопасности его укреплений. Почитание- это значит не наносить вреда его праву суда и всему другому, что касается его положения и прав. Польза - это значит не наносить ущерба его владениям. Легкая доступность и прямая возможность - это значит не мешать ему достигать тех выгод, которых он легко может достигнуть, а также не делать для него невозможным то, что возможно.
Если верный [вассал] остережется от этого вреда, то ведь тогб требует справедливость, и [еще] не заслуживает вассал за это феода, ибо недостаточно воздержаться от зла, если не сотворить блага. Остается поэтому, чтобы при соблюдении упомянутых шести [обязательств] вассал давал совет и оказывал помощь своему сеньору без обмана, если он хочет быть достойным награждения феодом, а также неизменно соблюдал верность, в которой клялся. И сеньор во всем этом должен точно таким же образом поступать в отношении к своему верному [вассалу]...
"Хрестоматия по истории средних веков", т. I, M, 1953, стр. 228.
25. Письмо Одона, графа Блуаского, королю Роберту (1025 г.)
...Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего? Ведь, если дело касается условий происхождения, то, благодарение богу, родовитость есть у меня. Если [дело касается] качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне по милости твоей от предков моих перешло по наследству. Если [дело касается] исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод решил отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанес тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздраженный несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я могу оставить и не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своем феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость.
"Хрестоматия по истории средних веков", т I, M., 1953, стр. 228.
Сеньориальные обычаи
26. Судебное решение о крепостных (847 г.)
Вот запись о манципиях1 св. Ремигия, восстановленных в их состоянии по приговору скабинов2 на заседании посланцев архиепископа Гинкмара.
По распоряжению архиепископа Гинкмара прибыли в селение Курт Агуциор его посланцы: священник, глава школы св. Реймсской церкви Сиглоард и вассал указанного епископа, знатный муж Додилон. Когда они заседали в судилище, справляя юстицию монастыря св. Ремигия, а также названного сеньора, услышали они заявление о тех манципиях, имена которых следуют ниже, и об их происхождении, а именно: что они по справедливости должны быть крепостными, поскольку их бабки Берта и Авила были куплены за господские деньги. Тогда вышеназванные посланцы, как только это услышали, исследовали тщательно данное дело. И вот имена тех присутствовавших там лиц, которые были опрошены: Гри-мольд, Варинхер, Левтхад, Острольд, Аделард, дочь Хильди-арда Ивойя. А эти, отвечая, сказали: "Дело обстоит не так, поскольку мы от рождения свободные". Тут упомянутые посланцы спросили, есть ли там кто-либо, кто знает истину в этом деле и хотел бы ее установить. Тогда выступили старейшие свидетели, имена которых: Хардиер, Тедик, Одельмар, Сорульф, Гизинбранд, Гифард, Тевдерик. Они засвидетельствовали, что по происхождению те лица являются приобретенными за господские деньги и что они по справедливости и закону должны быть крепостными, а никак не свободными. И спросили посланцы тех людей, говорят ли свидетели о них правду. Тут те, видя и признавая очевидную истину дела, тотчас сознались и по постановлению скабинов, - имена которых: Геймфрид, Урсольд, Фредерик, Урсиавд, Хродерав, Херльхер, Ратберт, Гизлехард, - восстановили крепостное состояние, в течение многих дней несправедливо утаивавшееся и не соблюдавшееся. Решено в Курт Агуциор, в третьи иды мая, в судилище, на 6-й год правления славного короля Карла [Лысого] и на третий год правления архиепископа Гинкмара в святом месте Реймсском [25 подписей]. Подписавшиеся свидетели удостоверяют также, что Тевтберт и Блит-хельм по происхождению суть крепостные и по постановлению в том же судилище скабинов, имена которых написаны выше, они восстанавливают свое крепостничество.
"Archives adinmistratives de la ville de Reims",
t. I, par P. Varm, Paris, 1839, p. 35-36.
27. Больёский картулярий (грамота 971 г.)
Гл. 50. В названных усадьбах необходимо назначить управляющих из сервов, чтобы они требовали верного несения повинностей в пользу господ. Всех этих сервов мы взяли из Лиможского округа, из усадьбы Шамейрак. Во-первых, в усадьбе Фавар поставили мы управляющим серва по имени Жан. В Бельмонте поставили мы управляющим серва по имени Гуго. В усадьбе Ажирак поставили мы управляющим серва по имени Жан. В Гиаре поставили мы управляющим серва по имени Алеард. В Кондате поставили мы управляющим серва по имени Фулькон.. И поставили мы таким путем управляющих из сервов по всем усадьбам и поместьям при условии, что ни они сами, ни их потомки не станут рыцарями и не будут носить ни щита, ни меча, ни прочего оружия, кроме копья и одной шпоры, ни платья с разрезом спереди либо сзади3... И не будут они требовать пошлин, если хотят оставаться нашими верными людьми. А если они нарушат верность, то потеряют все и возвратятся в сервильное состояние. Жалуем мы им в каждом поместье по 1-му мансу, а с каждого манса во всем их округе - по 4 денария и по 1-й курице и третью часть со всех судебных дел и вводов во владение4. А за это пусть принесут клятву верности перед алтарем... Если [у умершего из их числа] останутся законные сыновья, то к старшему сыну перейдет самая должность, а после его смерти - к следующему и так далее. И каждый преемник должен уплатить монастырю 100 солидов и принести клятву верности.
"Социальная история средневековья", т. I, М. -Л , 1927, стр. 215 - 216.
28. Грамота, составленная в курии Рейнского аббатства св. Георгия (начало XI в.)
Люди из Коиклиз платят нам [монахам] 9 солидов, а мы держим в домене землю Страбон-Бойнар, платящую 3 со-лида из этих девяти, а 18 денариев из упомянутых 9 солидов идут с земли Педладр, которою мы держим в домене. 16 же денариев следуют с земли Альбера, сына Гамона, которую мы держим. С селений Лизригон и Лизтаннак - 10 солидов, но Аффрок, сын Ренберы, держит из них в фиске [поместье] землю под 6 денариев. 2 солида идут с селения Карабоз, но Буенвалет платит из них аббатиссе Адели 6 денариев за землю в фиске, 12 же денариев платит селение Эганта, сына Глу-маргока,.. а также везут они, что им будет приказано, когда возникнет необходимость.., и эту работу, если кто воспротивится, можно заставить их выполнять силою, как работу, исполняемую согласно обычаю.
"Cartulaire de 1'abbaye de Redon",
publ par Au de Courson, Pans, 1863, p 367
29. Картулярий Верденского монастыря св. Михаила
(отрывок XI в.)
Граф Райнальд5 хищнический сбор денег, в простонародье называемый тальей, первый ввел на земле нашей; людей [наших] заключил в темницу и пытками вымогал их имущество; вынуждал их на собственный их счет укреплять замки. Часто на земле нашей проживал и не на свои средства, а на средства бедняков жил, [так что] в конце концов земля наша более, чем его собственная, всячески отягощена была поборами в его пользу. Тиранство это ныне здравствующему сыну своему Райнальду он оставил, признавшись, впрочем, публично перед ним в том, что все это вершил не по праву. Этот же настолько превзошел в коварстве отца, что люди наши, коим не под силу выносить его притеснения, земли наши впусте оставляют, те же из них, кои остаются на месте, следуемое нам с них платить или не могут, или же не желают и одного его только боятся, одному ему только служат...
"Хрестоматия по истории средних веков", т. I, M , 1953, стр 223.
30. Передача прав на "дурные обычаи"6, грамота 1031 - 1060 гг.
Да будет известно всем верным людям Маконской церкви, как существующим, так и будущим, что Викард, придя однажды в Божэ и вспомнив грехи и проступки, которые были присущи его отцу Викарду и его предшественникам, являвшимся соседями церкви бл. Винцента и церковных каноников, принял во внимание ущерб, наносимый вследствие "дурных обычаев" землям и вилланам тех людей, что живут в церковной общине или в ее владениях. И вот пришел он в Макон, в церковь вышеназванного мученика, встал перед алтарем и мощами в присутствии епископа Вальтерия и каноников и отказал, то есть передал господу, указанному мученику и каноникам, как существующим, так и будущим, все те "дурные обычаи", которые, как мы уже сказали, его отец и предшественники наложили на земли и вилланов названной церкви. Это решение относится также к церковным владениям, например в связи с незаконностями, происходящими во время жатвы. Ведь те вилланы, что живут на землях, которые держит сам Викард или держал его отец, то есть те именно вилланы, что пашут землю быками, отдают ячмень для лошадей Викарда по одному секстарию меры, принятой в Божэ. Равным образом, на Рождество дают столько же, да еще несут по вязанке сена с человека, и столько же на Пасху ячменя и сена. Более же бедные, которые работают руками или же лопатами и тем живут, дают половину указанной меры, а на Рождество - другую половину. И все, что мы описали, не должны брать ни Викард, ни его люди в домах наших людей, но наш слуга или наши люди пусть отвезут это в вышеупомянутый город. А за это отпускаем мы грехи его отцу и предшественникам...
"Cartulaire de Saint-Vincent de Macon
connu sous le nom de Livre Enchame",
publ. par M -C. Ragut, MScon, 1864, p. 274.
Превращение свободных крестьян в зависимых
31. Грамота Клюнийского монастыря (887 г.)
Во имя божье, отдача и запись [о том], как в присутствии некоих добрых мужей, кои настоящую запись и отдачу скрепили, пришел в Анвиль, в публичное собрание, при всем народе и славном муже Теутбольде графе, человек именем Бертерий, и там в их присутствии была моя просьба, а ваша определила воля, [и] не по неволе, не по принуждению, не по обману, но вольной моей волею надел я ремень себе на шею и в руки и во власть Алиарда и жены его Эрменгарды полностью отдал свое свободное [состояние] согласно римскому праву, гласящему, что каждый свободный человек свое [свободное] состояние возвышать и умалять волен; и вот от настоящего дня и со мною самим и с потомством моим и вы и наследники ваши можете делать все, что угодно [а именно]: владеть, продавать, дарить и на волю отпускать. Если я - или сам по себе, или по совету злых людей - замыслю уйти из-под вашего серважа, вы или уполномоченные ваши можете меня задерживать и наказывать так же, как и прочих прирожденных рабов ваших. Вот свидетели [названо 14 имен],
"Социальная история средневековья", т. I, М.-Л., 1927, стр. 183.
32. Дарственная грамота (968-971 гг.)
Святой Маконской церкви св. Винцента, возведенной внутри стен города Макона, во главе которой стоит епископ Адон. Я, Адалелин, с моими сыновьями, Констанцием, Эрменардом, Рагнардом и моей дочерью Адилой даруем самих себя, вместе с нашим имуществом и нашим аллодом, господу, св. Винценту и несущим там службу каноникам. Аллод же расположен в Маконском округе, в Вирейском поле, в селении Аванак, с жилыми строениями, виноградниками, лугами, полями, лесами, водами стоячими и текучими, входами и выходами и со всем, что к нему относится; дарим мы это на таких условиях, чтобы ежегодно на праздник св. Винцента мы платили бы чинш в 6 денариев, а после нашей кончины каноники св. Винцента пусть делают с аллодом все, что захотят. А кто попытается воспротивиться, заплатит 5 унций золота.
"Cartulaire de Saint-Vincent de Macon connu
sous le nom de Livre Enchaine", publ. par. M

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков