Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»

Annales Laureshamensis, pars altera,
"Monumenta Germaniae Histonca",
Scnptores I, p 30-39

ФРАНЦИЯ И ГЕРМАНИЯ В IX-XI ВВ.
Введение
Первая группа источников характеризует рост производительных сил в IX-XI вв. Документы №№ 1-4 позволяют проследить некоторые характерные черты аграрного строя Франции и Германии того периода: годовой комплекс сельскохозяйственных работ, приемы и методы возделывания почвы, внедрение новых полевых культур, способы организации рабочей силы на осваиваемых землях. Документ № 5 о состоянии ремесла в X в. - единственный в своем роде, поскольку ни в каком другом источнике той эпохи не содержится более обстоятельных сведений о тогдашнем уровне развития технических познаний. Однако на практике лишь немногие советы автора данного источника стали общим достоянием. Поэтому мы опускаем описание сложной химической рецептуры и имеющихся там наставлений по обработке металлов и помещаем здесь ссылки лишь на то, что действительно нашло в IX-XI вв. широкое распространение. Документы №№ 6-10 показывают начало отделения ремесла ог земледелия, что привело к возникновению феодального города, городских рынков, росту торговли, прежде всего по водным артериям Европы. Документы №№ 11 -12 свидетельствуют о возможности временного регресса в развитии производительных сил в связи со стихийными бедствиями, часто постигавшими средневековое население.
Вторая группа источников затрагивает социальную историю Франции с середины IX до середины XI в. Документы №№ 13-17 раскрывают пути раздробления королевского домена между феодалами; юридическое оформление наследственного права бенефициариев; рост поместий у новых монастырей, приступивших с XI в. к внутренней колонизации неосвоенных земель, частично за счет владений крестьян и светских феодалов; наконец, захват церковных земель светскими феодалами. Условный характер оформления бенефи-циального держания и иерархическая структура феодальной собственности отражены в документах №№ 18-22.
Следующие источники посвящены характеристике социальных отношений между двумя уже сложившимися к тому времени основными классами феодального общества - феодалами и крепостными, - а также отдельными сословиями во Франции. Документы №№23-25 характеризуют становление феодальной иерархии, содержат описание клятвенной присяги как формулы оммажа о взаимных обязанностях сеньора и вассала, а также условий вассальной службы. Документы №№ 26-30 отражают феодальное обычное право, господствовавшее в сеньориях. Документы №№ 31-34 освещают типичные для IX-XI вв. пути превращения крестьян, еще сохранивших элементы свободы, в лично и поземельно зависимых людей. Повинности крепостных (денежный, натуральный чинши и поголовный платеж как свидетельство сервильного состояния) показаны в документах №№ 35-38. Очень важны источники №№ 39-46, включающие в себя данные об эволюции класса непосредственных производителей. Нерентабельность крепостного труда порождала уже в X в. отдельные случаи освобождения от крепостной зависимости (№ 44), что постепенно приводило к возникновению новых категорий класса крестьян: вилланов (№ 45), мэнмор-таблей (№ 46). Документ № 47 посвящен одному из самых значительных крестьянских восстаний на рубеже X-XI вв., в Нормандии.
Документы №№ 48-51 касаются политической раздробленности страны после Верденского договора 843 г. и освещают падение могущества Франкской империи, частичный переход официального патроната над церковью из рук королей к светским сеньорам, установление так называемого божьего перемирия и захват регалий местными феодалами. Документы №№ 52-53 характеризуют норманнские набеги и возникновение Нормандского герцогства во Франции. Воцарение новой династии, Капетингов, описано в документе № 54.
Следующая группа источников отражает социальную историю Германии с середины IX до середины XI в. Ряд документов освещает экономическое и юридическое положение основных классов феодального общества: феодалов и крестьян. Сначала помещены дарственные и прекарные грамоты, на основании которых можно осветить более медленный процесс феодализации немецкой деревни по сравнению с французской (№№ 55-58). Далее описаны повинности лично зависимых (№ 59) и поземельно зависимых (№ 60) крестьян. Последующие документы характеризуют роль государственной надстройки во внеэкономическом принуждении класса непосредственных производителей (№№ 61-62), усиление крепостной зависимости (№63) и социального неравноправия сервов и челядинов (№ 64). Затем приводятся сведения о выделении особого слоя служилых людей - скареманнов и их социальной роли (№№ 65-66), о возникновении феодальной собственности классического типа (№ 67-68), типичном для германских областей господском мансе (№ 69). Следующая группа источников освещает различного рода государственные мероприятия и институты Германии: строительство крепостей для борьбы с кочевниками - мадьярами (№ 70), так называемую епископальную внутреннюю политику немецких королей, которые использовали для укрепления своей власти фогтов (№№ 71-73), возвеличивали высшее духовенство страны (№ 74), опирались преимущественно на воинские силы церквей (№ 75), сами назначали людей на церковные должности (№ 76), инвестируя их (№ 77), и требовали от церкви сполиации (№ 78), а взамен даровали церкви свои регалии (№№ 79-80) и иммунитетные привилегии в рамках низшей (№ 81) и высшей (№ 82) юрисдикции в ущерб прерогативе светских властей и в сочетании с симонией. В свою очередь церковь поддерживала королей в их борьбе со светскими феодалами (№ 83).
Таким образом, усиление феодализации германского общества повлекло за собой рост феодализации государственного аппарата так называемой Священной Римской империи, территориально возникшей в X столетии.
I. Развитие производительных сил, отделение ремесла от земледелия во Франции и Германии в IX-XI вв.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
1. Вандальберт Прюмский. "О названиях, признаках, культурах и климатических свойствах 12 месяцев"
Эта поэма написана лотарингским монахом Вачдальбертом около середины IX в.
Февраль
Время теперь подымать землю волами и кидать семена по несущим добро бороздам. Теперь на полях и пашнях мы сеем чужеземный ячмень. Когда же символизирующая набожность птица [аист] оденется в белый цвет, тут обычно берутся за обрезывание виноградника и из подрезанных лоз завивают новые глазки...
Март
Теперь время, как обычно, обносить заборами огороды, покрывать их грязным навозом, уравнивать граблями, вверять разное семя подходящим бороздам... Пора готовить стойки для пчелиных ульев... Теперь обычно переносят бесплодные корни деревьев из прежних мест и сажают в новые, непривычные ямки, и кора ствола, рожденного из другого семени, принимает отборный черенок от плодоносящего дерева, крепко держит его в надрезе, сделанном ножом, и из этого семени растут радующие плоды.
Апрель
Земледелец налегает на работу и спешит оградить заборами и глубокими канавами будущий урожай и напоить луга, спустив в них потоки. Виноградники окружают насыпями и поддерживают двурогими подпорками, подвязывая их лыком...
Май
Переворачивая с помощью волов землю, земледелец в этот месяц подготовляет почву к тому, что, как положено, сеется осенью. Те же, кто любит лошадей и у кого есть охота держать их, в этот месяц припускают к табуну кобылиц тщательно отобранного жеребца, который сохраняет хозяину благородную расу коней.
Июнь
...Полезно приниматься за пересадку овощей, чтобы, нежные, они могли вырасти в сочные плоды... Уже можно срывать с деревьев вишни, за красными вишнями следуют желтые сливы, а вскоре к первым грушам присоединяются мягкие яблоки, после того как скошенные луга обнажаются от зелени и земледелец, свезя сено, уже не страшится холодов.
Июль
...Ловкие руки уже тянутся сейчас к посевам льна: ибо что было посеяно в марте месяце, то июль возвращает полностью созревшим... В этот месяц можно скрашивать грушами десерты и срывать маленькие персики, чрезвычайно сладкие на вкус.
Август
...Жатва становится самой большой и настоятельной заботой людей... Рвение земледельца возбуждает не только мысль о жатве полбы: ...вот это поле вырастило нам лен, то поле - чудесные стручки, сюда приглашает овес, туда ячмень зовет серп. Не останется без внимания ни нежная вика, ни мелкая чечевица, и каждый злак убирается в свои отдельные стога. В этот месяц надо снимать с веток зрелые плоды.
Сентябрь
В этот месяц земледелец заканчивает жатву... Теперь обычно снимают яблоки для сохранения в зимние холода и кладут их на крышу под солнечные лучи. Полезно вверить полбу предназначенным ей бороздам и поручить будущие плоды тучным пашням...
Октябрь
Этот месяц целиком заполняет сбор винограда... Еще некоторые люди чинят старые чаны или из крепкого дерева выделывают новые. В них предусмотрительные погребщики заключают весь годовой урожай вина... В этот месяц наступает также пора пускать свиней в рощу, чтобы они вовремя напитались зелеными желудями.
Ноябрь
...Если позволит погода, теперь надо бросать семена во вспаханную землю, что случайно осталась свободной после прошедшей осени.
"Агрикультура в памятниках западного
средневековья", М, -Л., 1936, стр. 112 - 118.
2. Валафрид Страбон. "Книга об обработке огородов"
(Южная Германия. Середина IX в.)
Валафрид-аббат Рейхенауского монастыря.
...Я подхожу с плугом к слежавшимся глыбам, подымая пашню, которая цепенеет в объятиях выросшей без зова крапивы. Я разоряю норы, обитаемые тенелюбивыми кротами, вызывая на свет земных червей. Затем земля прогревается под дуновением южного ветра и солнечным зноем, и [грядка], обложенная четырехугольными дощечками, чтобы не расползлась, поднимается несколько над уровнем почвы. Земля на ней разрыхляется на мелкие кусочки граблями, а сверху накладывается закваска жирного навоза. Затем мы пытаемся призвать к прежней юности одни овощи семенами, другие - старыми клубнями.
"Агрикультура в памятниках западного
средневековья", М.-Л., 1936, стр. 122.
3. "Служба и чудеса святого Виллигиза"
Отрывок из анонимной церковной хроники и жития, посвященных архиепископу Майнцской церкви Виллигизу (975-1011 гг). Хроника содержит краткие упоминания о методах ведения сельского хозяйства.
Если серв действует не как серв, а по меньшей мере как управляющий хозяйством, относящийся разумно к своей должности, и не обманывает своего господина, то это весьма большая заслуга как господина, так и серва. Вот снова ревностный и прилежный земледелец, исполняя свою службу, вспахал и обработал землю плугом и посеял щедро свои семена, и если, как часто случается, поля ко времени жатвы обманут пахаря, то, конечно, досадует он обо всем, что зря сделано, и душа его не найдет успокоения ни в труде, ни в чем-либо ином.
"Officium et rairacula Sancti Willigisi", p. 11,
перевод с латинского из приложения к книге
В. Герье, Виллигиз, архиепископ Майнцский, М., 18Ь9.
4. "Малый картулярий Энэйского аббатства"
Грамота 970 г. - свидетельство усиленного освоения южных склонов Шаролейских гор в Бургундии под виноградники.
Любезным просителям, братьям во Христе, Дуранту и супруге его Петронилле... Я, аббат Арнульф, и вся конгрегация св. Павла уступаем вам часть земельных владений церкви св. Павла за половину посаженного... на пять лет таким об'ра-зом, чтобы в течение этих пяти лет старались вы возделывать данные посадки на винограднике, а когда указанный срок окончится, вы разделите участок надвое, и пусть каждая из сторон делает со своей частью, что захочет. А если вы пожелаете продать свою часть, то напомните об этом правителям нашей церкви.., дабы могли они купить эту часть по сходной цене, если захотят, а уж после этого поступайте по собственному усмотрению, имея право на владение, дарение, продажу и обмен участка.
И. П. Грацианский, Бургундская деревня
в X -XII столетиях, М -Л., 1935, стр. 62
(перевод с латинского подстрочного примечания 6).
РЕМЕСЛО
5. Теофил. "Записка о различных ремеслах"
Немецкий монах Теофил исходил всю Западную Европу, наблюдая, как работают ремесленники разных стран, а затем применил их опыт в монастырских кузницах Германии и описал результаты в своей "Записке". Это - уникальное руководство X в. по обработке металлов, стекла, дерева и изготовлению мозаики и красок.
О сооружении кузницы
Построй дом, широкий и высокий, вытянутый в длину на восток. На его южной стене сделай окна, сколько сумеешь и захочешь, но так, чтобы между каждыми двумя окнами было не менее пяти шагов. Затем отдели половину дома для литья металла и обработки меди, олова и свинца и поставь стенку до самой крыши. Оставшееся пространство снова раздели стеной на две части. В одной стороне ты будешь обрабатывать золото, в другой - серебро. Окна не должны подниматься над землей более чем на локоть. Вышина окон - 3 локтя, ширина - 2 локтя.
О расцвечивании золота
Возьми купорос, помести его в чистый сосуд из огнеупорной глины, поставь сосуд на угли и держи, пока купорос не потечет, а затем пусть купорос застынет. Извлеки его из сосуда и положи прямо на угли, аккуратно прикрой и дуй на него мехами, пока он не раскалится и приобретет красный цвет. Тут, не медля, вытаскивай его из огня, дай ему остыть, истолки его в деревянной чаше железной ступкой, добавь сюда третью по объему часть соли, смешай с вином или с мочой и энергично толки его вновь, пока он не загустеет наподобие дрожжей. Пером нанеси эту массу на позолоченную поверхность так, чтобы золото было полностью покрыто, поставь на угли и держи, пока не засохнет и на всей поверхности покажется дымок. Сняв тотчас с огня, помести в воду, обмой и протри тщательно чистой щеткой из свиного волоса, снова просуши на углях, обмотай чистым полотном и держи, пока не остынет.
W. Theobald, Des Theophilus presbyter
"Diversarum artiura srhedula", Berlin, 1933, S. 62, 92
ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГОРОДА
6. "Законы о пошлинах"
Данные законы утвердил в 906 г. с общего согласия австрийских и баварских магнатов король Людовик Дитя для кораблей, плывущих по Дунаю.
§ 1. Суда, которые отчалят от австрийских берегов, после того как они пройдут мимо Пассауского леса и захотят пристать к Роздорфу или любому другому месту и торговать, дают половину драхмы торгового сбора, то есть одну скоту1. Если они захотят плыть ниже, к Линцу, то уплатят с каждого судна три полумодия2, или три меры соли. За рабов к за прочее имущество ничего не платят. И лишь после этого они получат разрешение приставать к берегу и торговать всюду, где захотят, вплоть до Богемского леса.
§ 2. Если кто-либо из баварцев пожелает привезти в свой собственный дом соль, то начальники кораблей должны подтвердить это клятвенной присягой, и тогда те ничего не заплатят и смогут следовать по назначению.
§ 3. Если какой-либо свободный человек пройдет через установленное по закону торговое место, ничего не заплатив и не произнеся [вышеуказанной присяги], то его следует опросить, и он потеряет и судно, и содержимое. А если нарушение будет со стороны серва, то его следует задержать, пока не придет его господин и не оплатит нарушение, а затем серва можно будет выгнать.
§ 4. Если в эту область прибудут из того же отечества баварцы либо славяне для покупки живых существ - рабов, жеребцов, быков и прочих домашних вещей, - то пусть они в этой области покупают все необходимое, где хотят и без торгового сбора. Если же они захотят пройти через место торга, пусть идут средней улицей без помехи, да и в прочих местах этой области пусть покупают, что смогут, и без торгового сбора. Если же им больше понравится вести торговлю в данном месте торга, пусть уплатят вышеуказанный торговый сбор и затем покупают, что захотят и как только смогут лучше.
§ 5. С повозок с солью, которые следуют по законным переездам через реку Энз к реке Урл, платят лишь одну полную меру соли, и более их не следует принуждать к какой-либо плате. А суда, которые приплыли из Траунгау, ничего не платят и следуют без чинша. То же должно соблюдать относительно баварцев.
§ 6. Славяне, которые прибыли из Руси или из Богемии для торговли, могут приставать для торговли вдоль всего берега Дуная и берегов рек в Роттгау и Роттальмюнстере. Они платят следующий налог: с каждой воскобоины дают по два куска воска, любой из которых должен стоить одну скоту. С торгового груза каждого человека - по одному куску той же цены. Если же они пожелают продавать рабов или жеребцов, то с каждой рабыни платят пошлину в одну холстину, и столько же - за жеребца. За раба - один выделанный кусок холста, и столько же за кобылу. А баварцы или славяне из нашего отечества, продающие либо покупающие, пусть не принуждаются платить что бы то ни было.
§ 7. Суда с солью, пройдя мимо Богемского леса, не имеют права покупать, продавать и приставать ни в одном месте, прежде чем они достигнут Эберсберга. А там каждое законное судно, то есть такое, на котором плывут три человека, платит три меры соли. Более с них ничего не нужно брать, и пусть они следуют в Маутерн или другое место, отведенное в то время для торговли солью, и здесь также платят равным образом три меры соли и ничего более. А затем они получают право свободной и беспрепятственной продажи и покупки без уплаты какого бы то ни было взноса за банн3 графу и без помехи со стороны любого лица. И пусть они имеют право назначать на все свои товары ту цену, о какой покупатель и продавец сами договорятся между собой.
§ 8. Если же они захотят проследовать до торгового места Мэрен, пусть тогда же уплатят, согласно торговой оценке, по солиду с судна и свободно плывут туда, а на обратном пути ничего с них не следует брать.
"Germanische Rechtsdenkmaler: Leges,
Capitularia, Formulae", hrsg. von H. Q. Gengler,
Erlangen, 1875.
7. Рынок в Гальберштадте
Данная грамота дарована Оттоком III в 989 г.
...Оттон, божьей милостью король... Возлюбленному и-вер-ному нашему Хильдиварту, церкви Гальберштадтской досточтимому епископу... жалуем.., чтобы он у себя, в Гальберштадте, отныне держал рынок, и чеканил монету, и пользовался пошлинами и банном; и таковыми правами и доходами с означенного рынка, с монеты, с пошлин и с банна пусть владеют и пользуются отныне и сам он, и его преемники, подобно остальным городам, Магдебургу и другим, которым подобные права были уступлены и пожалованы согласно указам предшественников наших, то есть императоров и королей...
"Средневековье в его памятниках", М., 191о, стр. 115-116.
8. Ал-Казвини. "Памятники городов"
Закария ибн Мухаммед ал-Казвини - арабский астроном XIII в., часто пользовавшийся трудами ученых предыдущих веков, в данном случае - X в. Приводимый ниже отрывок взят из его географической энциклопедии "Памятники городов и сообщения о рабах Аллаха".
Фульда - большой город в стране франков, выстроенный из камня. Населен он только монахами... Город этот - большая церковь, весьма чтимая у христиан. Утрехт - большой город у франков, с большой территорией. Страна их - соляное болото, на котором не произрастают ни злаки, ни деревья. Живут они скотоводством, от молока и шерсти. В их стране нет дров для топлива, а лишь земля,4 которая заменяет им дрова... Они вырезают ее на своих лугах в виде кирпичей.
Майнц - очень большой город. Часть его заселена, а другая- засеяна. Лежит он в стране франков на реке, называемой Рейн, и богат он пшеницей, ячменем, рожью, виноградниками и фруктами. Есть там дирхемы самаркандской чеканки 923 и 924 гг. с именем государя и годом выпуска... Далее следует отметить, что есть там пряности, которые встречаются лишь на самом дальнем Востоке, хотя сам Майнц лежит на самом дальнем Западе. Есть, например, перец, имбирь, гвоздика, лавенда, кост, галанга. Они привозятся из Индии, где растут во множестве.
"Средневековье в его памятниках", М., 1913, стр. 289 - 290.
9. Аррасские торговые пошлины
В 1036 г. Аррасская церковь св. Ведаста приобрела право собирать перечисленные ниже пошлины с местного рынка
Всякий, кто имеет пребывание вне указанных пределов, будет ли он из приписанных к св. Ведасту или нет, а именно за мостом Биез, за мостом Венден, за мостом Оньи, за мостом Сальши, за Денпре... обязан платить рыночную пошлину; всякий же, кто пребывает внутри указанных пределов, будет ли то клирик или мирянин, если только он торговец, обязан платить рыночную пошлину св. Ведасту, кроме приписанных к св. Ведасту или к св. Марии, что находится в городе, - платить как с продажи, так и с покупки, а именно:
с сукна и более крупных товаров пошлина с каждых 20 со-лидов веса равняется 4 денариям, а с 5 или 4 солидов - 1 денарию. С марки - 6 денариев, с фунта - 4 денария, с 5 солидов веса-1 денарий, с 4 солидов веса- 1 денарий, с 3 солидов веса - 1 обол, с 2 солидов веса - 1 обол.
С рыбы: с осетра -4 денария, с дельфина - 2 денария, с лососей- 1 денарий, с тележки сельдей, или палтусов, или трески-1 денарий.., тележка с хлебом - 2 денария, тележка со всякими плодами - 2 денария, тележка синильника - 2 денария, тележка золы - 2 денария, тележка соли платит рыночного сбора 2 денария.
С животных: с коня - 2 денария, с коровы-1 дгнарий, с осла-1 обол, с овцы-1 обол, с барана-1 обол, с козы- 1 обол, со свиньи - 1 обол..,
С ларей, находящихся на площади: лари с холстами и сукнами, новыми или подержанными, в месяц-1 денарий. Лари с веревками, в месяц-1 денарий. Лари с ножами - по одному ножу в год. Лари торговцев восковыми свечами - 3 солида в год, будет ли 1 ларь или несколько. Ларь всякого кузнеца в праздник св. Ремигия - 4 денария; связка железных прутьев-1 обол. Связка стальных прутьев-1 обол. Кузнец, продающий серпы, - в год по серпу... Продавец копий- 1 копье в год. Ларь скорняка на площади - каждую субботу 1 обол, если продаст что-нибудь...
"Средневековье в его памятниках", М., 1913, стр. 168-170.
10. Из Клюнийской грамоты (1076 г.)
Я, Ландрик Толстый, неких купцов из Лангра, когда они шли через мою землю, захватил [в плен] и товары у них отобрал, но по увещеванию епископа Лангрского и старцев Клю-нийских лишь часть [товаров] удержал, остальное же означенным купцам возвратил... и заключил с ними условие, чтобы впредь платили мне ежегодную дань и по земле моей свободно ходили.
"Социальная история средневековья", т. I, М. - Л., 1927, стр. 224.
ГОЛОДОВКИ

Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков