Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40   41   42   43   44   45   46   47   48   49  » »»

О тех, которые могут давать феод и которые не могут.
Как феод получается и как удерживается
Так как мы собираемся вести речь о феодах, рассмотрим сперва, кто может давать феод. А давать феод могут: архиепископ, епископ, аббат, аббатисса, пробст, если право давать феод было у них исстари. Также могут давать феод: герцог, маркграф, граф...
§ 1. Рассмотрев лица, рассмотрим, каково было начало феодов. В отдаленнейшее время зависело от власти господ, когда им будет угодно отобрать вещь, данную ими в феод. После этого пришли к тому, что феод был неотъемлем только год. Затем установилось, что феод держался в течение всей жизни вассала. Но так как феод не переходил к сыновьям по праву наследования, то дальше пришли к тому, что он стал переходить к сыновьям, а именно к тому из них, за которым сеньор хотел укрепить бенефиций. Ныне же установилось так, что он переходит одинаково ко всем.
§ 2. Когда же Конрад отправлялся в Рим6, вассалы, состоявшие на его службе, просили, чтобы он обнародованием особого закона соизволил передавать феод внукам по сыну и чтобы по смерти брата, умершего без законного наследника, брат наследовал бенефиций, находившийся в руках их отца.
§ 3. Если же один брат получит феод от сеньора, то по смерти его без законного наследника брат не наследует феода, ибо, даже если бы они получили феод вместе, один другому не наследник, если это прямо не оговорено...
§ 4. Вот что надо заметить- хотя дочери по законам наследуют отцам, как мужской пол, однако они устраняются от наследования феода. Равным образом и сыновья их, если не будет особо оговорено, что наследование распространяется и на них...
Каким образом утрачивается феод
Теперь посмотрим, как феод утрачивается. Если сеньор будет сражаться в открытом бою, а вассал покинет его в самом бою не мертвого и не смертельно раненого, то вассал лишается феода.
§ 1. PaffBo если вассал наставит рога своему сеньору,или замыслит сделать это, или срамно поиграет с его женой, или если вступит в связь с его дочерью, либо с внучкой по сыну, либо с его невесткой, либо с сестрой сеньора, то по закону лишается феода. Равным образом, если нападет на сеньора или замок его, зная, что там находится сеньор или жена сеньора. Равно, если убьет его брата или племянника, то есть братнего сына.
О природе феода
Природа феода такова, что если государь инвестировал каким-либо феодом.,, то он не может лишить феодов без вины.
§ 1. То же самое, если инвеститура совершена.., старшими вассалами .. Если же инвеститура совершена меньшими или самыми младшими вассалами, тогда иное дело. Таких можно лишать феода без всякой вины, если только они не находятся в Римском походе. В таком случае к меньшим вассалам отношение то же, что и к большим. Нельзя также, если они купили себе феод. Тогда надо вернуть его цену согласно давнему и разумному обычаю. Нынешние же различают не так тонко и говорят, что к меньшим вассалам надо применять то же, что сказано про старших.
Об отчуждении феода
Если вассал захочет произвести отчуждение части своего феода до половины, без разрешения сеньора, он волен сделать это. Дальше половины он идти не может, согласно справедливому и правому обычаю, иначе он теряет феод, а сделка его будет недействительной.
Феод без вины не утрачивается
Мы постановляем, чтобы ни один рыцарь не утрачивал своего бенефиция без установленной вины, если он приговором своих равных не будет уличен в нарушении обязательств, обычно перечисляемых рыцарями, когда они приносят присягу верности своим сеньорам, либо если он не откажется служить сеньору, тогда по выяснении проступка назначается срок для истребования феода, с которого он не служит сеньору. Ибо если будет установлено, что он не служил своему сеньору 20 лет и более, а сеньору в этой службе не было нужды, то он не теряет феода...
Что такое инвеститура
Инвеститурой называется собственное владение. Обычно же инвеститурой зовут, когда копье или что-либо другое вещественное передается господином феода со словами, что он дает инвеституру...
Какова первая причина потери бенефиция
Первая причина потери бенефиция такова- если вассал через год и день после смерти сеньора все еще не явится с обещанием верности и просьбой об инвеституре к наследнику своего сеньора, то, как неблагодарный, он теряет бенефиций. И наоборот, если сеньор жив, а умрет вассал и сын его в течение того же времени не позаботится о получении инвеституры, он теряет бенефиций... Далее, если он нападет на своего сеньора или на деревню, в которой находится сеньор, или поднимет где бы то ни было свои нечестивые руки на особу сеньора, или нанесет ему иные тяжкие и позорные обиды, или посягнет на его жизнь ядом, мечом или как-нибудь иначе, теряет бенефиций. Самая же справедливая причина отнять бенефиций если та служба, за которую дан бенефиций, не исполняется.
"Средневековье в его памятниках", М., 1913, стр. 56 - 60
69. Прюмский полиптик (X в.)
Имеется в Мальбунпрете господский манс с домом и прочими строениями. Пахотной земли - 15 возделанных полей. Первое расположено вблизи реки Урты; там можно посеять 54 модия овса. Второе находится в селении Вальдопеции; там можно посеять 80 модиев озимых. Третье лежит около источника Маннонис; под 54 модия. Четвертое - в Куртиле; под 35 модиев. Пятое - в Валлис; там можно посеять 50 модиев. Шестое находится возле Новилле; там сеют 12 модиев. Седьмое - в Лонгунпрет; там сеют 6 модиев. Восьмое - около Хайст; под 15 модиев. Девятое - у Бернерфронтаны; там сеют 30 модиев. Десятое - вблизи Годеларпрет; там сеют 20 модиев. Одиннадцатое - в Амульрикладриции; там сеют 60 модиев. Двенадцатое - за Вамбами, там сеют ПО модиев. Тринадцатое - около Мацерии; там сеют 105 модиев Четырнадцатое-возле Сугузина; под 11 модиев. Пятнадцатое- у Беделейда; там обычно сеют 100 модиев. Имеется там луг, с которого можно собрать 30 телег сена, и лес, в котором можно прокормить 30 свиней Поступает оттуда чинш: 40 модиев овса, 40 кур. Две мельницы дают 40 модиев разного зерна, а также 10 модиев на пиво. Есть там заброшенная мельница. Если ее восстановить, она будет давать столько же. Есть там также заброшенный ток. По восстановлении должен будет давать 50 модиев овса...
"Urkundenbuch zur Geschichte der jetzt die
preuQische Regierungsbezjrke Koblenz und
Trier bildenden mittelrheimschen Terntoiien",
hisg von H Beyei, Bd 1, Koblenz, 1860, cap 46.
ГЕРМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Борьба с венграми
70. Видукинд. "Саксонские деяния"
Видукинд (умер в 973 г.) - монах вестфальского монастыря. Корби, немецкий историк, апологет королей Саксонской династии. В помещаемом отрывке он описывает строительство укрепленных бургов Генрихом I в 924 г.
Король Генрих получил мир от венгров на целых 9 лет. С какой мудростью он стоял на страже отечества, укрепляя его и покоряя варварские народы, сказать это выше наших сил, но молчать об этом мы никоим образом не можем. А именно: прежде всего он из сельских рыцарей взял каждого девятого и заставил их жить в бургах, с тем чтобы каждый из них для своих 8 товарищей устроил 8 обиталищ и получал третью часть всякого урожая и хранил ее. Остальные же восьмеро сеяли, жали и собирали плоды также и для 9-го и берегли их в надлежащем месте. Всякие сходки, сборища и празднества он приказывал справлять в этих бургах. Над постройкой их трудились денно и нощно, дабы в мирное время учиться тому, что придется делать против врага в минуту опасности.
"Средневековье в его памяшиках", М., 1913, стр. 234.
Фогтство и епископальная политика немецких королей
71. Из грамоты Оттона I Эссенскому монастырю (947 г.)
...Созывать на судебное собрание людей данной церкви, сервов и свободных, пусть не имеет права ни один судья и вообще ни одно лицо из судебной курии, обладающее властью на землях вышеназванного монастыря, ныне и впоследствии.., за исключением фогта.
А. И. Данилов, Основные черты иммунитета и
фогтства на церковных землях в Германии в
X - XII вв. (канд. дисс., б-ка им. В [И. Ленина),
М., 1947, стр. 34, перевод с латинского примечания.
72. Из грамоты Отгона II монастырю Герцеброк (976 г.)
Пусть ни один граф или графский управляющий не имеет права творить суд на судебном или любом другом общем собрании над литами, свободными и сервами вышеназванных монахов, а также не сможет принуждать их к чему-либо на основе банна, и пусть имеет подобное право только фогт этого монастыря.., судить же ему в соответствии со степенью преступления.
А И. Данилов, Основные черты иммунитета и
фогтства на церковных землях в Германии в
X - XII вв. (канд. дисс., б-ка им. В. И. Ленина),
М., 1947, стр. 34, перевод с латинского примечания.
73. Из грамоты Генриха II Магдебургскому епископству (1009 г.)
Этой предписывающей грамотой мы уступаем и дарим епископству наш королевский банн во всех владениях его епископа, расположенных в Тюрингии и прочих областях, на том условии, чтобы вопреки любой помехе со стороны любого графа фогт вышеназванной церкви мог созывать там судебное собрание для отправления юрисдикции и исполнения законов. А если... этот фогт учинит там несправедливость или совершит противозаконный поступок, то пусть дело будет передано в наш королевский суд для доведения до справедливого конца.
Л И. Данилов, Основные черты иммунитета и
фогтства на церковных землях в Гермаьчи в
X -XII вв. (канд дисс., б-ка им В. И. Ленина),
М., 1947, сгр. 44, перевод с латинского примечания.
74. "Служба и чудеса сз. Виллигиза"
За свои заслуги Виллигиз был сделан сначала архикапелланом7 при императоре Оттоне III, а затем в качестве архиепископа Майнцского сиял во всей империи и божьей церкви. Его старание и неустанное попечение об общем благе возросло тем более, что он после кончины Отгона II принял на себя воспитание его сына и наследника отцовской империи- Оттока III - и заботу о самой империи дотоле, пока наследник не созрел годами и умом, и управлял он всем весьма хорошо... А чтобы избежать внутренних междоусобиц, с согласия римского папы Григория V он постановил решать вопрос об избрании императора верными князьями Германии при помощи жребия... Первым результатом доброго совета и огромного авторитета Виллигиза... явилось избрание в императоры после смерти Оттона III Генриха, прозванного святым8.
"Officium et muracula Sancti Willigisi",
p. 43 - 44, перевод с латинского из приложения
к книге В Герье, Виллигиз,
архиепископ Майнцский А1, 1869.
75. Призыв в Римский поход времен Оттона II
Херкенбальд, епископ [Страсбургский], посылает 100 рыцарей. Аббат Мурбахский ведет с собою 20 рыцарей. Баль-зон, епископ [Шпейерский], посылает 20 рыцарей. Ильде-бальд, епископ [Вормсский], ведет с собою 40. Аббат Вейс-сенбургский посылает 50. Аббат Лоршский ведет с собою 50. Архиепископ Майнцский посылает 100. Архиепископ Кёльнский посылает 100. Епископ Вюрцбургский посылает 60. Аббат Херсфельдский посылает 40. Граф Гериберт ведет с собою 30, а сын его брата сам идет в поход и ведет с собою 30 или посылает 40. Мегингав с помощью Бурхарда ведет с собою 30. Конон, сын Конона, ведет с собою 40. Из герцогства Эльзасского9 посылают 70. Безолин, сын Арнуста, ведет с собою 12. Азолин, сын Родульфа, посылает 30. Одон, брат Гебизона, посылает 20. Граф Хезель ведет с собою 40. Аббат Витонский посылает 60. Граф Гунтрам ведет с собою 12. Унгер ведет с собою 20. Господин Сиккон, брат императора, ведет с собою 20. Оттон ведет с собою 40. Адельберт ведет с собою 30.
Карл, герцог Лотарингский10, оставляемый дома как страж отчизны, посылает Бозона с 20-ю. Епископ Льежский посылает 60 во главе с Германом или Иммоном. Епископ Камбрэйский посылает 12. Гельдульф с помощью аббатов ведет с собою 12. Граф Деодерик посылает своего сына с 12-ю. Граф Ансфред посылает 10. Маркграфы Готтефред и Арнульф посылают 40. Сын графа Сиккона ведет с собою 30. Аббат Бременский ведет с собою 40. Архиепископ Трирский ведет с собою 70. Епископ Верденский ведет с собою 60. Епископ Тульский посылает 20.
Архиепископ Зальцбургский посылает 70. Епископ Реген-сбургский посылает столько же. Абрахам, епископ [Фрейзингенский], посылает 40. Регинальд, епископ Эйштеттский, ведет с собою 50. Альбоин, епископ Шаффхаузенский, ведет с собою 20. Епископ Аугсбургский ведет с собою 100. Епископ Констанцский посылает 40. Епископ Хурский ведет с собою 40. Аббат Аугстинский ведет с собою 60. Аббат Сен-Гал-ленский ведет с собою 40. Аббат Ульмский ведет с собою 40. Аббат Кемптенский ведет с собою 30.
"Ausgewahlte Urkunden zur Erlauterung der
Verfassungsgeschichte Deutschlands im Mittelalter",
hrsg. von W Altmann und E. Bernheim, Berlin 1909, S 188
76. Титмар Мерзебургский. "Восемь книг хроники"
Епископ Титмар (976-1018 гг ) как автор был прямым продолжателем Видукинда и придерживался той же политической ориентации.
Король [Генрих II] созвал всех князей империи и вручил епископство св. церкви Мерзебургской своему капеллану, по имени Вигберт. Это постановление свершилось жезлом архиепископа Магдебургского Тагинона. Содействуя восстановлению этой церкви, Генрих снова возвратил все, несправедливо отнятое у нее его предшественниками, на что согласились также епископы Арнульф, Эйдон и Гильдевард, между которыми была разделена Мерзебургская епархия, и что одобрил весь народ. После своего избрания Вигберт был возведен на епископскую кафедру с церковным торжеством и в тот же самый день получил благословение от Тагинона, своего архиепископа, и своих духовных братьев - Гиллерика и Вигона, а также названных выше епископов.
М Стасюлевич, История средних веков в ее
писателях и исследованиях новейших ученых,
т. II, Пгр , 1915, стр 642.
77. Адам Бременский. "Деяния епископов Гамбургской церкви"
Подражатель античным авторам монах Адам (1040-1075 гг.) был известным летописцем. Приводим отрывок из его летописи о г 1043 г., написанной на основе известий предшественников Адама.
Архиепископ Адальберт сидел на престоле 29 лет. Пасторский жезл он получил от императора Генриха11, сына Конрада, который от Цезаря Августа был девятидесятым императором, считая при этом и соправителей. Архиепископскую же мантию ему, как и прежде его преемникам, прислал папа Бенедикт12, который, как я то нашел, в ряду римских святителей был, считая от апостолов, 147-ым. Его назначение происходило в Аахене в присутствии императора и князей. При этом находилось 12 епископов, и все они возложили на него руки.
М Стасюлевич, История средних веков в ее писателях
и исследованиях новейших ученых, т. II, Пгр., 1915, стр. 714.
78. Руотгер. "Житие святого Бруно"
Руотгер - кёльнский монах, в 966 г. написавший биографию архиепископа Бруно.
С согласия императора [архиепископ] Бруно дал местам, посвященным богу, их древние льготы и права... Подобное видим мы в Лорше, одаренном королевскими щедротами и имевшем право свободного выбора... Вот духовное завещание нашего достославного во Христе господина и архиепископа Бруно, да будет на нем благословение: ...все церковные богатства, составленные из нашего имущества, - а все это хранится у Эвицо, казначея церкви св. Петра, за исключением вещей, оставшихся у служителей, - сложите в присутствии Попона, настоятеля и распорядителя нашей церкви, после тщательного осмотра перед алтарем св. Петра, чтобы убедить всех в том, что церковь не имела ни малейшего ущерба, а золотые сосуды и другие ценные вещи посвятить на вечное употребление церквам богородицы Марии и св. Петра... А чтобы наш господин [Оттон I] ...утвердил мое распоряжение, уступаю ему Руотинг, который я приобрел для церкви.
М Стасюлевич, История средних веьов в ее писателях
и исследованиях новейших ученых, т II, Пгр., 1915, стр. 497, 507 - 508.
79. Привилегия Отгона 1 аббатству Кореей (940 г.)
Оттон, божьей милостью король... Разрешаем мы, чтобы все аббаты, которые поставлены над монахами и челядинами в церкви Новая Корби или св. мученика Стефана, в том числе и возглавляющий их ныне аббат Фолькмар, имели банн над людьми, которые собрались в вышеназванном монастыре и в сооруженном вокруг него городе и трудятся там, а именно: в округе Луга, графство графа Ретарда, и в округе Нетга, графство Денда и Хампона, и в округе Хветиг, графство Хериманна. И пусть как никто из названных, так и никакой другой владыка, имеющий юрисдикцию, не обладает над указанными людьми никаким воинским банном, называемым у нас "бургбанн"13, за исключением аббата этого монастыря или того, кому он сам пожелает уступить данное право.
"Ausgewahlte Urkunden zur Erlauterung der
Verfassungsgeschichte Deutschlands im Mittelalter",
hrsg. von W. Altmann und E. Bernheim, Berlin, 1909, S 385.
80. Привилегия Отгона I архиепископу Гамбургскому
(965 г.)
Оттон, божьей милостью священный император... Мы, из любви к господу, даем разрешение достопочтенному Адаль-гаду, архиепископу Гамбургской церкви, соглашаясь с его настояниями, основать рынок в селении, называемом Бремен. Уступаем мы также этой святой обители банн, пошлину и монету, а также все, что могла получить оттуда королевская государственная казна; дарим в том числе и то, что шло нам от населяющих это место и находившихся под нашим покровительством купцов. Мы повелеваем нашей императорской властью, чтобы это покровительство распространялось и впредь на них всех по такому же праву, каким пользуются торговцы прочих королевских городов. И пусть никто другой, за исключением вышеназванного первосвященника и архиепископа или же лица, им назначенного, не осмеливается присвоить себе там власть. Подписано нашей рукой и скреплено нашей печатью с перстнем.
"Ausgewahlte Urkunden zur Erlauterung der
Veriassungsgeschichte Deutschlands im Mittelalter",
hrsg W. Altmann und E. Bernheim, Berlin, 1909, S. 386.
81. Оттон III подтверждает в 994 г. иммунитет монастыря Сен-Галлен
Пришел к нам достопочтенный аббат монастыря св. Галла Герхард и представил пред наши очи указы нашего благой памяти деда и его равным образом достойного родителя.., а в указах этих было написано, что они берут вышеназванный монастырь и все земли, к нему относящиеся, под королевский и императорский иммунитет своего попечения. И этот аббат попросил Наше Величество ради большей прочности дела, чтобы и мы сделали то же самое... Решаем мы и постановляем, чтобы вышеназванный монастырь находился под данным иммунитетом, в соответствии с тем, как гласит текст грамоты, дарованной этому монастырю: что монахи этого монастыря, живущие по уставу св. Бенедикта, имеют право выбирать себе аббата; что монастырь вместе с лицами, наследующими ему внутри или вне его, а также вместе с обработанными и необработанными землями, относящимися к нему согласно справедливости, дарениям и закону, не будет подвержен продаже ни при нас, ни при наших преемниках в сей век и что никакое вышестоящее или нижестоящее лицо не нарушит своим вмешательством его целостности и не причинит ему беспокойства каким-либо распоряжением или помехой. И пусть его аббаты без всякого препятствия правят по уставу своими монахами, отдают распоряжения челяди, управляют землями как внутри монастыря, так и вне его, руководят всем собственной предусмотрительностью пристойно, здраво и во пользу, а дела торговые и судебные, если возникнет необходимость, пусть решаются с общего согласия должностных лиц этого монастыря и фогтов, получивших с нашего согласия право на исполнение своих обязанностей в землях вокруг этого монастыря. Итак, как уже сказано, принимая вышеназванное место под иммунитет нашего попечения, мы повелеваем, чтобы оно пребывало свободным от всякого расследования судебных дел каким-либо чужим лицом или обременения налогом...
"Urkundenbuch der Ibtei Sanct Gallen" Tell III St Gallen 1882, S 32-33
82. Адам Бременский. "Деяния епископов Гамбургской церкви"
Наша церковь могла быть столь богатой, что нашему архиепископу нечего было завидовать архиепископам Майнц-скому и Кёльнскому. Только епископ Вюрцбургский превышает его своим положением, потому что вместе с графскими обязанностями по округу в его руках было и самое герцогство. Нашему архиепископу сильно хотелось сравняться с ним, и он всячески старался приобрести для церкви все графские места своей епархии, с которыми связывалось право суда14. Так, он добился у императора самой важной графской должности во Фрисландии, в Фивельгоэ, бывшей прежде за герцогом Готфридом, а теперь принадлежащей Экиберту. За нее платили 1000 марок серебра, из которых 200 вносил Экиберт, признававший вместе с тем себя вассалом церкви Архиепископ удерживал эго графство 10 лет, до времени своего изгнания. Вторая его графская должность была в графстве, принадлежавшем Утону и рассеянном по разным местам Бременской епархии, преимущественно же около Эльбы. За нее архиепископ платил Утону церковными иму-ществами столько, что плата эта равняется годичному доходу в 1000 фунтов серебра, между тем как на такие церковные деньги можно было принести большую пользу. А нам все мало для мирской славы, и мы лучше желаем быть бедными, лишь бы иметь много подданных Третье графство, по названию Эмизгоэ, находится во Фрисландии, неподалеку от нашей епархии. Право нашей церкви на него защищал против Бернгарда Годескальк15 и был убит. За это графство наш архиепископ обязался платить королю 1000 фунтов серебра. Не имея такой суммы денег, он взял из церкви - о, горе! - кресты, алтари, венцы и другие церковные украшения, продал их и вырученными деньгами заплатил условленную сумму.
М. Стасюлевич, История средних веков в ее писателях
и исследованиях новейших ученых, т. II Пгр , 1915, стр 724 - 725

Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40   41   42   43   44   45   46   47   48   49  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков