Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

16
     Прение о преисподней, называемой геенной,  как  она  была  сотворена  и
образована, а также о муках адских

     Доктор Фауст все же раскаивался в сердце своем и постоянно раздумывал о
том, что за грех он взял на  себя,  пожертвовав  блаженством  своей  души  и
связавшись с дьяволом ради временных благ. Но его раскаяние было  раскаянием
и покаянием Каина и Иуды, ибо хотя и  раскаивался  он  в  сердце  своем,  но
отчаялся в милосердии  божием,  и  казалось  ему  невозможным  вернуть  себе
милость божию. Уподобился он Каину, который точно так же отчаялся,  полагая,
что грехи его больше чем можно ему простить; так же было и с Иудою и т. д. И
доктор Фауст думал так же; все смотрел он в  небо,  но  ничего  не  мог  там
разглядеть. Все ему мечталось, как  говорится,  о  черте  или  об  аде;  это
значит, он думал о том, что содеял, и казалось ему,  что  частыми  беседами,
вопросами  и  прениями  с  духом   удастся   ему   когда-нибудь   достигнуть
исправления, раскаяния и воздержания от, зла. Однако  напрасно,  ибо  дьявол
слишком цепко его держал.
     После этого снова затеял Фауст разговор и прение с духом (ибо ему опять
подумалось об аде). Стал он спрашивать духа, что есть ад. Во-вторых, как  ад
сотворен и устроен. В-третьих, что за муки  и  терзания  ждут  осужденных  в
чистилище. В-четвертых и в-последних, может ли осужденный  вновь  возвратить
себе милость божию и избавиться от адских мук.
     Дух не дал ему ответа ни на один вопрос и сказал: "Господин мой  Фауст,
лучше тебе  оставить  твои  вопросы  и  разговоры  относительно  ада  и  его
порядков. Чего ты хочешь, любезнейший? Если бы ты и впрямь мог  подняться  в
рай, я бы снова низверг тебя в преисподнюю, ибо ты мой  и  тут  твое  место.
Потому-то, любезнейший Фауст, прекрати спрашивать меня об аде и поверь  мне,
если я тебе обо всем этом расскажу, ты будешь повергнут в  такое  раскаяние,
сетование, раздумье и горе, что пожалеешь сам, зачем задавал мне вопросы,  а
потому мое мнение, что лучше тебе о том не спрашивать".
     Доктор Фауст сказал: "И все же я хочу знать, или мне не жить. Ты должен
мне все открыть".
     "Так и быть, - говорит дух, - я скажу тебе, мне-то мало горя от  этого. Что
Ты хочешь знать, что есть ад? Ад имеет много имен и значений {23}.  Называют есть ад.
его "алчущий" и "жаждущий", ибо человеку нечем в нем ни  утолить  жажду,  ни
насытиться. Еще поистине говорят, что геенною зовется долина  неподалеку  от
Иерусалима {24}. Ад такой же глубины и  ширины,  как  эта  долина,  так  что
Иерусалим,  трон  небесный,  где  обитают   жители   небесного   Иерусалима,
расположен от него так далеко, что  грешники  осуждены  вечно  находиться  в
бесплодной долине и никогда не смогут достигнуть вершины  града  Иерусалима.
Также ад можно назвать местом столь  обширным,  что  грешники,  которые  там
обретаются, не видят ему конца. Также зовется он пеклом, ибо все,  что  туда
попадает, должно пылать и гореть подобно камню в  огненной  печи,  ибо  хотя
камень и раскаляется в печи, но не сгорает и не испепеляется,  а  становится
только тверже. Так и душа грешника будет вечно гореть, и  все  же  пламя  не
испепелит ее, только более жестокими муками станет она терзаться. Называется
ад еще мукой вечной, и нет ей начала, нет надежды и нет  конца.  Зовется  он
мраком темницы, где нельзя увидеть ни  великолепия  божьего,  ни  света,  ни
солнца или луны, и если бы там был свет или сияние, хотя  бы  как  у  вас  в
глухую темную ночь, тогда бы еще оставалась надежда  на  свет.  Есть  в  аду
пропасть, называемая Chasma, как от землетрясения, когда сотрясается  земля,
тогда образуется такая бездонная пропасть, и кажется,  будто  из  недр  этой
пропасти вырываются ветры. Ад называют также Petra - утес, и он предстает  в
разных видах, как Saxum, Scopulus, Rupes или Cautes {25}. Таков  ад.  Далее,
ад укреплен таким образом, что вокруг него нет ни земли, ни  камней,  как  у
утеса, но как господь укрепил небо,  так  создал  он  и  дно  ада,  твердое,
остроконечное и каменистое, подобное вершине
     скалы. Называют его Career - узилище,  где  грешники  осуждены  быть  в
вечном плену. Еще называется он Damnatio - проклятие, ибо души в аду, как  в
темнице, прокляты и осуждены на вечное заточение, и, как  на  гласном  суде,
произносится приговор виновнику и злодею.  Называют  ад  также  Pernicies  и
Exitium - погибелью, ибо душа  терпит  здесь  такой  ущерб,  который  длится
вечность. Также зовется он Confutatio, Damnatio,  Condemnatio  -  проклятие,
осуждение и другими  подобными  именами,  местом  отверженных,  где  человек
повержен в такую пропасть и бездну, как если бы он взобрался на высокий утес
или гору и взглянул сверху вниз в долину, и голова у него пошла  кругом.  Но
отчаявшийся человек идет туда не затем, чтобы взглянуть на местность, но чем
выше он подымается, тем более жаждет броситься с  кручи  и  тем  глубже  его
падение; то же совершается с погибшими душами, брошенными в  адскую  бездну:
чем греховнее душа, тем глубже должна она упасть. Далее, ад так устроен, что
невозможно себе это измыслить и представить.  Свой  гнев  господь  вложил  в
такое место, которое стало тюрьмою и узилищем для грешников,  потому-то  оно
имеет много имен, как-то: жилище срама, пасть пожирающих,  жерло,  пропасть,
адская глубина, где души грешников должны не только обретаться в терзаниях и
муках вечного пламени, но терпеть срам, поношение и  позор  от  бога  и  его
святых, за то что осуждены обретаться в этом жерле и пасти  пожирающей.  Ибо
ад и есть такая пасть, которая никогда не насыщается, но жаждет поглотить  и
души праведные, чтобы и они совратились и погибли.
     "Вот, доктор Фауст, то, что ты должен узнать, ибо ты этого  пожелал.  И
запомни, что преисподняя есть преисподняя смерти, зной пламени, тьма  земли,
забвение всех благ, о конце которой не озаботился господь. В ней страдания и
муки, и вечный неугасимый  огонь;  жилище  всех  адских  драконов,  гадов  и
мерзких насекомых; обиталище падших дьяволов, полное зловонной  воды,  серы,
смолы и расплавленного металла. И это тебе мой первый и второй ответ.
     "В-третьих, ты понуждаешь меня и желаешь, чтобы я тебе  сообщил,  какие
страдания и муки испытывают или будут испытывать осужденные в аду.  В  таком
случае, господин мой Фауст, ты должен заглянуть в писание, ибо от  меня  это
сокрыто.  Однако  насколько  ужасно  выглядит  преисподняя,   настолько   же
невыносимы ее муки и пытки. Об  этом  я  хочу  тебе  сообщить.  И  грешникам
приходится так, как я тебе уже подробно об этом  рассказывал.  Ибо  поистине
говорю тебе: ад, чрево женщины и земля ненасытны {26}. Так и  здесь  нет  ни
конца, ни исхода. Будут они содрогаться и стенать  о  своих  прегрешениях  и
зле, также и о проклятом адском  ужасе  и  зловонии,  препонах  и  слабости,
воплях и стенаниях. И будут они взывать к господу, с мольбами  и  трепетом,'
робостью, громкими криками, в тоске и в печали, с  воем  и  стоном.  Ибо  не
должны ли они кричать громким голосом, трепетать и  содрогаться,  когда  все
создания и твари божий ополчатся против них,  и  будут  они  терпеть  вечное
поношение, а блаженным будут уготованы вечный почет и веселие? И страдание и
мука одних будут много тяжелей и суровей других,  ибо  неравны  их  грехи  и

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте