Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»

крайностей, осовременив синагогальную службу и приспособившись к
господствующим нормам без коренного изменения литургии или отказа от
каких-либо важных обрядов.
  6. С началом новой эпохи стала проявляться глубокая пропасть между Западом
и Востоком. Страны Запада, особенно Англия, Франция, Германия и
Соединенные Штаты Америки, возглавили мировую науку, искусство,
литературу, все области человеческого прогресса. В этих странах евреи
глубже вошли в общую жизнь, в них эмансипация евреев впервые стала
реальностью. Остальные страны Европы: Россия, Италия, Балканские
государства - отставали как в этом, так и во всех остальных отношениях.
Здесь недолго оставалось ждать того дня, когда блага цивилизации и
парламентарного строя распространятся и на них, и вслед за этим наступит
физическая и интеллектуальная эмансипация евреев. Далеко позади отставал
мусульманский мир Азии и Северной Африки, где прогресс тоже шел в этом
направлении, но очень медленно.
  Пока что эмансипированным евреям Западной Европы пришлось взять на себя
заботу о своих братьях в других странах, добиваться дипломатического
вмешательства в случае преследования их и подготовить их путем просвещения
к эмансипации. Подобную работу приходилось проводить среди иммигрантов из
неразвитых стран, которые оседали в Лондоне и Париже и которые нуждались в
помощи, чтобы стать настоящими гражданами и избавиться от нищеты. Для
того, чтобы облегчить их нужду и обеспечить духовные потребности, была
создана целая сеть благотворительных организаций, и евреи по праву
гордились тем, что хотя община полностью платила все налоги, она не
оставляла без помощи ни одного нуждавшегося.
  Дамасское дело 1840 года явилось началом новой эпохи в международных делах
и подтвердило руководящую роль западного еврейства. 5 февраля этого года
таинственно исчез игумен францисканского монастыря в Дамаске отец Томас со
слугой. С помощью пыток у бедного еврея-парикмахера было вырвано признание
в том, будто замышлено ритуальное убийство. Еще несколько членов еврейской
общины были арестованы и подвергнуты пыткам. Казалось, неминуем кровавый
погром.
  Когда эта весть достигла Европы и Америки, она глубоко взволновала
общественное мнение. В Лондоне, Нью-Йорке и Филадельфии состоялись митинги
протеста, в которых участвовали евреи и христиане. Сэр Моисей Монтефиоре
(который был шерифом лондонского Сити после вступления на престол королевы
Виктории и возведенный ею в рыцарское звание), знаменитый французский
адвокат Адольф Кремье и известный востоковед Соломон Мунк вместе
отправились на Восток. В Александрии они без труда получили от губернатора
Египта Мехмета Али ордер на освобождение евреев из дамасской тюрьмы. В
Константинополе они были приняты султаном и добились от него фирмана
(указа), в котором обвиненные лица были признаны полностью оправданными,
ритуальное убийство объявлено грубым наветом и подтверждена
неприкосновенность евреев и их собственности во всей Оттоманской империи.
  Возвращение делегации походило на триумфальное шествие. Никогда прежде
евреи не добивались такого крупного, явного и далеко идущего успеха.
Повсюду возвращавшихся героев встречали благодарственными молитвами,
депутациями, им преподносились памятные адреса, и они на всю жизнь
остались кумирами еврейского мира. В какой бы части света ни угрожало
евреям преследование, всегда приглашали Монтефиоре и Кремье. Монтефиоре
всегда особенно живо откликался на такого рода просьбы, и величественная
фигура старца, который оставался активным почти до самого конца своей
феноменально долгой жизни, стала известна в судах России и Румынии так же,
как и в еврейских кварталах Палестины и Марокко.
  В 1858 году по Европе прокатилась новая волна негодования в связи с
похищением в Волонье, находившейся тогда под папским правлением,
семилетнего еврейского мальчика Эдгардо Мортары, которого якобы за шесть
лет до того окрестила девушка-служанка. Неутомимый Монтефиоре отправился в
Рим, чтобы добиться устранения несправедливости. Однако папа был тверд, и
Эдгардо Мортара вырос христианином и впоследствии даже занял заметное
положение в церкви. В результате этого нашумевшего случая в Париже под
руководством Кремье был создан Всемирный еврейский альянс.
  Эта организация ставила своей целью защиту прав евреев, где бы они ни
нарушались, и распространение западного просвещения и идеалов среди
отсталых еврейских общин. Франко-прусская война 1870 года, естественно,
ограничила сферу деятельности этой организации. В результате в 1871 году в
Англии была создана организация с аналогичными целями - Англо-еврейская
ассоциация, а несколько позже в Германии возник Союз помощи немецких
евреев.
  Многие верили, что распространение цивилизации и деятельность этих и
подобных им организаций приведет в конце концов к улучшению положения
евреев Восточной Европы, Азии и Африки. Пребывая в этом заблуждении,
еврейство готовилось встретить последние десятилетия XIX века.

  XXIX. АНТИСЕМИТИЗМ И НОВАЯ ДИАСПОРА

  1. Предстояло, увы, страшное разочарование. Во всех странах имелись
реакционные элементы, всеми силами противодействовавшие еврейской
эмансипации и даже теперь неохотно мирившиеся с ней. В конце XIX века уже
невозможно было обосновать антиеврейские настроения религиозными
предрассудками, как бывало прежде, и реакция приняла новую тактику. К
иудаизму она относилась с насмешкой, но терпимо. Антиеврейское настроение
было перенесено с религиозной на национальную почву. Антисемиты настаивали
не только на том, что евреи относятся к особой расе (что, может быть, и
верно), но что эта раса ниже других, что было явным абсурдом ввиду той
роли, которую евреи играли в искусстве, литературе, науке, политике и
общей жизни. Антисемиты утверждали, что евреев отличают низкие умственные
способности, что они по своему физическому и интеллектуальному развитию
стоят ниже арийцев, особенно принадлежащих к "тевтонской" или
"нордической" расе - "лучшему цвету на древе человечества".
  Движение в этой форме было обязано своим возникновением 1873 году, когда
волна крупных спекуляций, начавшихся в связи с франко-прусской войной,
закончилась неизбежным крахом, и негодование масс нашло козла отпущения в
лице той части занимавшихся спекуляциями дельцов, которую можно было легко
отличить от остальных. Некоторое время агитация ограничивалась бульварной
прессой. Однако в 1878 году германский канцлер Бисмарк, пришедший к власти
при поддержке либералов, сделал политический поворот: объединившись с
реакционерами, он пытался безжалостно задушить демократическое движение.
  Евреи, обязанные своей эмансипацией либералиэму, поддерживали его и дали
ему не одного крупного лидера, но симпатия евреев к либерализму вызвала

Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн