Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»

ненависть "Железного канцлера", и он, не задумываясь, обратился к древней
тактике - валить все беды на головы евреев. Придворный проповедник Адольф
Штеккер создал так называемый Христианский социалистический рабочий союз,
который в действительности был реакционным и диаметрально противоположным
лучшим учениям христианства. Основным пунктом его программы было
ограничение еврейского "господства" в деловой, общественной и политической
жизни. К движению охотно примкнули мелкие торговцы, опасавшиеся
коммерческого соперничества евреев, аристократы, считавшие, что евреи
посягают на их права, и даже ученые, радостно поддержавшие идею
превосходства "тевтонской" расы над всеми прочими.
  Так родилось антисемитское движение. В течение нескольких лет оно
накапливало силы. Из типографий бесконечным потоком шли книги, поносившие
евреев. Депутаты произносили в рейхстаге поджигательные речи. 25 апреля
1881 года канцлер получил от недавно организованной антисемитской лиги
петицию, в которой среди прочего требовалось лишить евреев гражданских
прав. Под этим документом стояли не менее 255 тысяч подписей. О том, чтобы
открыто согласиться на такие требования в конце XIX века, уже не могло
быть и речи, но власти без лишнего шума ввели ряд дискриминационных мер.
Для евреев было практически невозможно (если только он не принимал
крещения) стать офицером в армии, занять кафедру в университете или важный
пост в государственном аппарате. Эти чувства нашли свое выражение в
антиеврейских эксцессах в разных концах страны и нападках, которым
подвергались лица с еврейской внешностью на улицах самой столицы. Не раз
прусский рейхстаг возвращался к вопросу о лишении евреев гражданских прав.
Нескончаемый ряд поджигательных статей все больше ухудшал отношения между
евреями и их соседями.
  Антисемитское движение не ограничилось Германией. Вскоре оно
распространилось на Австро-Венгерскую империю, где в 1882 году в
Тиса-Эсларе состоялся суд в совершенно средневековом духе по обвинению в
ритуальном убийстве. В том же году в Дрездене открылся первый
международный антисемитский конгресс, на котором были предъявлены
совершенно дикие требования ограничить права евреев.
  Даже Франция, родина еврейской эмансипации, оказалась заражена микробами
антисемитизма. Здесь события достигли своего апогея в 1894 году, когда
эльзасский еврей Альфред Дрейфус, капитан французского генерального штаба,
был обвинен в выдаче военных тайн германскому правительству. В
действительности все дело было результатом направленной против республики
интриги, в которой были замешаны французские антисемиты и
клерикально-монархические круги. Под аккомпанемент дикой антиеврейской
кампании в прессе, на улицах, в парламенте, военный суд признал Дрейфуса
виновным в измене. 5 января 1895 года Дрейфус, заявлявший во всеуслышание
о своей невиновности, был публично на парижской площади лишен офицерского
звания и сослан на Чертов остров отбывать пожизненное заключение.
Впоследствии стало известно, что "бордеро" (список секретных документов),
написанное якобы Дрейфусом и на котором базировалось все обвинение, было
подделкой некоего майора Эстергази, прокутившего свое состояние и
продавшего немцам французские секреты. Поднялся шум против осуждения
невиновного, тон задала знаменитая статья Эмиля Золя "Я обвиняю". Франция
разделилась на два лагеря - дрейфусаров и антидрейфусаров. Полковник
генерального штаба Анри изготовил новые подделки, чтобы подкрепить
обвинение, и когда это было раскрыто, покончил с собой. Однако только в
1899 году, когда к власти пришло более либеральное правительство, Дрейфуса
привезли обратно во Францию для нового суда. Военный совет, заседавший в
Ренне, опять осудил его, но приговор был столь явно несправедлив, что
президент Франции помиловал осужденного. Позднее апелляционный суд отменил
приговор, и невиновность Дрейфуса была провозглашена перед всем миром.
  2. В западной Европе новое антисемитское течение в целом носило
теоретический характер. В России не понимали тонкого различия между
теорией и практикой. Значительная часть псевдоинтеллигенции стремилась все
перенимать у Германии и отнеслась к новым доктринам, как к последнему
слову науки. 13 марта 1881 года был убит император Александр II, и этого
было достаточно, чтобы реакционеры взяли верх: в течение нескольких недель
на головы несчастных русских евреев обрушился ад.
  Спор в корчме в Елизаветграде (Херсонской губернии) 27 апреля 1881 года
относительно кровавого навета послужил предлогом для погрома. Весь этот и
следующий день в городе бушевала ярость. На глазах бесстрастных жандармов
иногда даже при содействии солдат местного гарнизона, творились
невероятные зверства. Эксцессы стали распространяться повсюду, подобно
лесному пожару. Наиболее крупные погромы были в Киеве и в Одессе. К осени
на юге России произошло не менее 160 погромов. Вместо того, чтобы принять
меры для наказания виновных, русское правительство попыталось разрешить
проблему, к которой было привлечено внимание мировой общественности,
репрессиями по отношению к жертвам. В 1882 году были обнародованы
печальной памяти "Майские законы", согласно которым евреи изгонялись из
всех деревень даже в пределах черты оседлости. В последующей интерпретации
законы эти стали еще более суровыми, ограничив всякое передвижение евреев
и затруднив им торговлю. С помощью нехитрой игры слов города с
десятитысячным населением были объявлены деревнями и из них было изгнано
еврейское население.
  Шли годы, но условия жизни не проявляли никаких признаков улучшения. С
одной стороны, власти возмущались тем, что евреи желали остаться самими
собой и тем самым выделяться среди остальных, с другой стороны, сами
всячески препятствовали ассимиляции евреев под предлогом, что если их
допустить вторгнуться в русскую жизнь, то они будут в ней заправлять. Тем
временем евреев изгоняли из сельской местности и из глубинных районов
страны. Еврейкам позволяли жить в больших городах, где можно было получить
университетское образование, только если у них был "желтый билет"
проститутки.
  С России пример взяла Румыния, правда, без самых крайних проявлений.
Начиная с XVII века, из пограничных районов шел более или менее постоянный
поток еврейской эмиграции в придунайские земли Молдавии, и Валахии,
составлявших в то время часть Турецкой империи. К середине XIX века, когда
Румыния обрела независимость, в ней насчитывалось около 200 тысяч евреев.
Берлинский договор 1878 года предоставил стране полную независимость при
условии равноправия всех ее граждан независимо от религиозных различий.
Это условие румыны обошли, заявив, что все евреи, хотя на них и
распространяется воинская повинность и прочие обязанности граждан,
являются чужими в стране, сколько бы поколений их предков ни жило в ней.
На неоднократные вмешательства стран, подписавших Договор, румыны просто
не обращали внимания. Как в России, в Румынии имелись особые законы

Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн