Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»

сначала участок земли на Синайском полуострове между Палестиной и Египтом,
а когда это предложение оказалось неподходящим, - часть территории Уганды
(Британская Восточная Африка). Правда, вскоре всем стало ясно, что никакая
земля не обладала в глазах еврейских масс такой притягательной силой, как
земля их предков, и что ради другой земли они не пойдут на нужные жертвы.
Поэтому после долгих дискуссий это предложение было отклонено. Вместе с
тем, оно сыграло свою роль, показав миру, что в глазах ответственных
европейских государственных деятелей сионизм стал фактором, с которым
приходилось считаться. Когда вскоре Герцль умер в возрасте 49 лет,
движение, которое он создал, представляло собой живую и нерушимую силу.
  Одним из первых положительных достижений сионизма явилось создание двух
финансовых учреждений - Еврейского колониального банка и Еврейского
национального фонда. Правда, они собрали лишь малую часть той суммы,
которую Герцль считал необходимой для достижения цели, но с помощью этих
учреждений заселение Палестины евреями пошло быстрее. Вся страна была
усеяна сельскохозяйственными колониями, где благодаря труду и умению
еврейских крестьян земля их предков, в течение многих столетий заброшенная
и необрабатывавшаяся, вновь стала "течь молоком и медом". На песчаных
дюнах близ Яффы возник еврейский городок Тель-Авив (Холм Весны). В
Иерусалиме была открыта еврейская школа искусств и ремесел. Благодаря
усилиям Элиэзера Бен-Иегуды разговорным языком поселенцев стал иврит -
язык Библии, на котором говорили царь Давид и пророк Исайя, обогащенный
средневековыми поэтами и философами и приспособленный к нуждам
современности.
  Одновременно в России ивритское культурное возрождение выдвинуло подлинно
талантливых писателей. Среди них выделялся Ашер Гинцберг, более известный
под псевдонимом Ахад Гаам (Один из народа), яркий публицист, апостол
культурного сионизма, противостоявшего политическому. В отношении
литературного таланта с ним мог соперничать только Хаим Нахман Бялик,
величайший ивритский поэт после Иегуды Галеви, наиболее яркое произведение
которого было вызвано к жизни Кишиневским погромом 1903 года.
  4. Вступление Турции в 1914 году в мировую войну сделало сионистское
движение важной политической проблемой для франко-британского Блока,
желавшего сгладить то плохое впечатление, которое произвел на еврейские
круги, особенно в США, их союз с российской тиранией. 2 ноября 1917 года
британский министр иностранных дел Артур Джеме Бальфур опубликовал
декларацию, в которой говорилось, что британское правительство относится
благосклонно к восстановлению в Палестине национального очага для
еврейского народа и приложит свои старания для достижения этой цели. Тогда
еще трудно было предвидеть, что разгром турецких сил в Палестине так
близок. Через шесть недель впервые со времен крестовых походов над
Иерусалимом перестало развеваться знамя с полумесяцем. Осуществление
сионистских идей, казавшихся за два месяца до того отдаленной мечтой,
теперь было вполне реально.
  На собравшейся в Париже мировой конференции союзникам не дали возможности
забыть те обещания, которые они делали в пылу боев. Кроме того, хотя никто
из победителей не был склонен отдавать завоеванные территории, эпоха
неприкрытых аннексий была позади. Вместо этого Лига Наций разработала
систему "мандатов", которые давались заинтересованной державе якобы не
ради нее самой, но из соображений гуманности. В апреле 1920 года на
конференции в Сан-Ремо мандат на Палестину получила Великобритания,
которая должна была управлять подмандатной территорией в соответствии с
Бальфурской декларацией. Спустя три года это соглашение было утверждено
Советом Лиги Наций. Началась подготовка к созданию Еврейского
палестинского агентства, которое возникло лишь в 1929 году. Еврейское
.агентство (Га-сохнут га-иегудит, сокращенно "Сохнут") включало в себя как
сионистские, так и несионистские элементы и представляло мировое еврейство
перед палестинским правительством. Так впервые за 1900 лет официально
признали политическую связь еврейского народа с землей его предков. Иврит
стал одним из официальных языков страны, а видный английский еврэей, сэр
Герберт Сэмюэль, занимавший раньше ряд важных постов вплоть до поста
министа внутренних дел, был назначен верховом комиссаром Палестины.
  В этот период энтузиазма на один важный момент никто не обратил внимания.
Арабское население Палестины было немногочисленным; большая часть его
находилась на очень низкой ступени цивилизации; арабы запустили хозяйство
страны, и многие участки превратились в необрабатываемую, бесплодную
пустыню. Но когда арабы увидели, что Палестиной интересуются другие, их
чувство местного патриотизма заметно усилилось. Еще до конференции в
Сан-Ремо в Иерусалиме произошли антиеврейские погромы, унесшие много
жизней. В 1921 году в Яффе произошел еще более кровавый погром. Сэр
Герберт Сэмюэль, демонстрируя свою беспристрастность, ничем не поддержал
евреев; напротив, еврейская иммиграция подверглась строгим ограничениям. В
1929 году вследствие распространившегося слуха, будто у арабов хотят
отнять мечеть Омара, воздвигнутую на месте древнего Храма, по всей стране
прокатилась волна разрушительных антиеврейских эксцессов.
  Вместе с тем достижения эксперимента были налицо. Несмотря на различные
ограничения, в страну постоянно прибывали иммигранты со всех концов
еврейского мира - от Нью-Йорка до Бухары. Евреи Палестины составляли в
1918 году лишь 58 тысяч из 800 тысяч жителей, то через 15 лет их уже стало
200 тысяч. Вне стен Иерусалима выросли новые еврейские кварталы. Первый
еврейский город Тель-Авив развивался с удивительной быстротой и к 1933
году насчитывал уже 60 тысяч человек. Еврейский национальный фонд приобрел
значительные участки земли, особенно в Изреэльской долине. По всей стране
появились новые колонии-поселения. В диаспоре создавались отряды пионеров
- халуцим, ехавших в страну, чтобы обрабатывать поля, строить дома,
прокладывать дороги. Среди них было много с высшим образованием и
владевших несколькими языками. Вводились современные методы земледелия.
Благодаря сооружению террас вновь зазеленели холмы. Большие размеры
приняло выращивание апельсинов. По всей стране проводилась работа по
облесению, осушались болота - рассадники малярии.
  Первым крупным мероприятием при англичанах явилось создание в Иерусалиме
Еврейского университета, который был основан еще во время первой мировой
войны и официально открыт в 1925 году. Языком преподавания, естественно,
был иврит, который к этому времени уже стал основным средством общения
новых поселенцев. Из дюжины типографий шел непрерывный поток газет,
журналов, романов, пьес, переводов, научных работ. Возник прославившийся в
мире театр на иврите. Это был уникальный в истории случай литературного и
практического возрождения мертвого языка. Палестина вновь заняла свое
место в жизни еврейского народа.
  5. Свержение старого строя в Центральной и Восточной Европе, завершение

Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн