Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 49
Размер файла: 309 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

верждать: никакая заграница не идет в этом с нами в сравнение".
     Вернемся к закаливанию и диалектике. Дефицит (избыток) тепла, на-
оборот,  тренирует систему терморегуляции.  Холод возбуждает энергию в
организме.  Стоит принять ледяной душ - и не только бодрость, но и бе-
зотчетная радость вселяется в подсознание.
     Мне удалось  заполучить  даже количественную характеристику этого
явления И не откуда-нибудь,  а с полюса холода -  из  Якутии.  Кузнецу
Сивцеву  Гавриле  Ксенофонтовичу  бросилось в глаза следующее явление.
Принятие воздушных ванн на морозе при сухой коже заканчивается  резким
возрастанием энергии организма! Он даже предположил, что это дает омо-
лаживающий эффект,  является основой долгожительства:  якутян. Гаврила
Ксенофонтович  зафиксировал  "время  прилива энергии" в зависимости от
температуры воздуха":  при -20ёС - 9-10 мин,  при -40ё С -б-7 мин, при
-50-57ё С - 2 - 3 мин.
     Подытоживая сказанное,  сравнивая мысли Сивцева,  с  собственными
впечатлениями  от  прогулок в одном костюме при 20 градус^ ном морозе,
скажу следующее.  Ощущение такое, что организм "вспоминает молодость".
А у самого молодого,  кстати, у новорожденного, единственным видом фи-
зической культуры для мышц является холод, И он встречает его улыбкой,
радостью.

                               Глава 1
                        НА ГРАНИ УДОВОЛЬСТВИЯ

                         [image: hol-gl1.bmp]

                  Сведения из физиологии закаливания

     Французские ученые  Лабори и Гюгенар (1956 г.) метко назвали сов-
ременного человека испорченным гомойтермом, то есть организмом, неспо-
собным  самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необхо-
димом уровне в условиях охлаждения. Только при кораблекрушениях от пе-
реохлаждения  в  мире  ежегодно погибает около 200 тысяч человек.  Под
влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов,  ослабляется
деятельность центральной нервной системы.  Все это приводит к ослабле-
нию организма,  способствует обострению имеющихся заболеваний или воз-
никновению новых.
     Поэтому учение о закаливании древне,  как наш мир:  от Гиппократа
(460-356 гг. до н. э.) до современных! эскулапов. В соответствии с ним
живые  организмы делятся на две группы - пойкилотермные (разнотеплые -
греч.) и гомойотермные (одинаковотеплые - греч.). У пойкилотермных ор-
ганизмов температура тела непостоянна, она зависит от температуры сре-
ды (разница 1-3оС).  В связи с этим жизненная активность этих организ-
мов то повышается,  то понижается, то есть она сильно зависит от изме-
нений температуры среды. Этот фактор снижает выживаемость.
     Эволюция выиграла еще одну битву, выработав у гомойотермных орга-
низмов способность поддерживать температуру своего тела на  постоянном
уровне, не зависящем от окружающей температуры. Это увеличило их выжи-
ваемость и обеспечило условия для дальнейшего развития,  усложнения  и
совершенствования.
     Человек относится к гомойотермным организмам с температурой  тела
в пределах 36,4-37,5оС.  Ее повышение выше этого предела вызывает сос-
тояние перегрева (гипертермии),  а понижение- переохлаждение (гипотер-
мии).
     Совокупность физиологических механизмов, осуществляющих регулиро-
вание температуры тела, называют физиологической системой терморегуля-
ции. Любопытно отметить, что многие системы организма имеют свои орга-
ны: пищеварительная - рот, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные
железы; сердечно-сосудистая -- сердце, сосуды и т. д.
     Физиологическая же система терморегуляции не имеет в своем соста-
ве специфических органов. Для противостояния холоду (жаре) она исполь-
зует практически все другие системы.  Происходит это с помощью нервной
системы  (вспомним принцип N 1),  которая включает конкретные органы в
специфическую функциональную систему,  обеспечивающую поддержание пос-
тоянной температуры тела наиболее эффективным и экономным путем. Изме-
нилась температура среды -" распускается одна термосистема и  формиру-
ется новая.  "Эта особенность позволяет полагать,- пишет. Ю, Н. Чусов,
- что система терморегуляции в организме - одна на самых молодых  и  в
то же время чрезвычайно важных по своему значению ".
     Физиологическая система  терморегуляции включает в себя регулиро-
вание теплообразования (химическую терморегуляцию) и теплоотдачи  (фи-
зическую терморегуляцию).  В результате сложных химических реакций при
усвоении пищи вырабатывается тепло,  которое расходуется на протекание
самых необходимых жизненных процессов:  работы сердца, органов дыхания
и т. д. (основной обмен),
     Положение сидя  сидя  увеличивает расход энергии на 20 процентов,
чтение книги - на 30 процентов,  подметание пола - на  110  процентов,
спринтерский бег- на 900 процентов.
     Место выработки тепла в организме - скелетные мышцы. При: .незна-
чительном охлаждении начинается их непроизвольная микровибрация, затем
происходит длительная синхронная активность отдельных мышечных волокон
(терморегуляционный  тонус)  и  при очень сильном охлаждении возникает
холодовая дрожь. Теплообразование повышается в 3-5 раз. При произволь-
ной мышечной активности (ходьбе,  беге) также образуется тепло. Тепло-
образование может увеличиться в 10-20 раз.
     Кроме того, теплообраэование в организме усиливается во время еды
и в результате деятельности внутренних органов (наиболее интенсивно  -
в печени и почках.
     Термокомфортной температурой  для одетого человека на воздухе яв-
ляется +19оС,  в воде +34оС. Это точки, при которых система терморегу-
ляции не включается.
     Физическая терморегуляция играет более существенную  роль  ,  чем
химическая,  в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении
температуры среди физическая терморегуляция уменьшает теплоотдачу, при
повышении - усиливает.
     Последнее происходит четырьмя способами:  проведением  (кондукци-
ей),  конвекцией,  излучением  (радиацией) и испарением.  Проведение -
прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотда-
ча кондукцией - в положении лежа. Вот почему быстро простужаются, лежа
на холодной земле или ходя босиком по ней.

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Скрипалев В.С., И снова холод полюбить