Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 49
Размер файла: 309 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

     Родился он в процессе увлечения аэробным бегом. При физиологичес-
ки грамотном беге (вдох через нос) и приятном темпе вы плавно  прибав-
ляете в скорости до ощущения безразличия:  ни легко,  ни тяжело. Это и
есть "граница удовольствия". Она, надо полагать, имеет свою физиологи-
ческую оправданность,  но нам - не до исследований в этой области. Для
нас главное - это норма,  которую легко объяснить ребенку и дать  воз-
можность ему контролировать ее самостоятельно.
     Настал черед  перейти  к взаимосвязи первого и последнего принци-
пов. Настрой на закаливание, желание его ставит перед организмом чело-
века  "стратегическую"  задачу:  подружиться  с  холодом на всю долгую
жизнь.
     "Граница удовольствия" позволяет решать "тактическую" задачу: до-
зировать холод или жару. Если первый принцип побуждает к действию (за-
каливанию), то шестой контролирует величину закаливания. Причем делает
это в соответствии с  индивидуальными  физиологическими  особенностями
организма и, разумеется, с учетом конкретных климатических условий ре-
гиона. На языке теории регулирования это означает введение отрицатель-
ной  обратной  связи  в систему терморегуляции.  Эта обратная связь не
позволяет системе "пойти вразнос" (дойти до извращений),  оптимизирует
процесс закаливания, делает его экономным.
     Если быть наблюдательным и терпеливым,  то можно обнаружить,  что
дети и "неиспорченные" взрослые живут в строгом соответствии с закона-
ми физиологии. Мы недавно узнали об открытии ростовских ученых Гаркави
Л.  X.,  Квакиной Е. Б., Уколовой М. А. трех уровней реакции организма
на внешнее воздействие (тренировка,  активация и стресс).  Наблюдая же
за детьми, автор  установил три ступени их привыкания к холоду (жаре):
преодоление, привыкание, перетерпение.
     Даже входя в парную,  приходится вначале потерпеть (преодоление).
Затем наступает привыкание (адаптация),  в процессе которой терморегу-
ляционная система тренируется. Далее начинается необычное. Если не об-
ратить внимание на безразличие к жаре и,  более того,  перетерпеть, то
можно дойти до стресса -потерять-- сознание.
     Поиск "границы удовольствия" и заключается как раз в том, что вы,
привыкнув к жаре,  по происшествии некоторого индивидуального  времени
(в среднем 3-7 минут) начинаете искать "ощущение безразличия": ни жар-
ко,  ни холодно.  Или:  вместо "жарко-приятно" -  "жарко-безразлично".
Первые неприятные ощущения (духота,  сердцебиение, тошнота) свидетель-
ствуют о том, что вы перетерпеваете, залезаете в область стресса. Надо
покинуть парную.
     Адаптация к холоду протекает аналогично  и  для  воды,  например,
резче. Плюхнулись в холодный бассейн: несколько секунд преодоления - и
организм начинает наслаждаться холодом.  Проходит минута блаженства, и
вот она - "граница удовольствия":  воды не существует.  Пора выходить.
Если захотите на спор "выиграть шашлык", то можете "залезть" в область
стресса. Хотя и существуют местные признаки переохлаждения, сигнализи-
рующие: "пора выходить" (начинают ломить кисти или ступни).

                       Дети: ^С удовольствием!>

     Любопытна такая закономерность:  грудные дети относительно  легко
переносят понижение температуры на теле на 3-5оС,  но очень болезненно
реагируют на ee повышение даже на 1-2оС.  И это при том, что холодовых
рецепторов примерно в 10 раз больше,  чем тепловых. Можно заподозрить,
что в процессе эволюции человек чаще приспосабливался к холоду,  чем к
жаре,  что более совершенной является система терморегуляции на холод.
Следовательно, Дедушка Мороз давно был другом человека. И этот вид за-
каливания первоочереднее.
     Следует иметь в виду,  что терморегуляция у  детей  сочетается  с
очень большим напряжением всех физио логических механизмов. Они больше
двигаются,  эмоциональны, подвержены физиологическим изменениям. У де-
тей большая относительная поверхность тела, от которой зависит уровень
теплоотдачи,  они больше потеют.  Таким образом,  дети и  вырабатывают
больше тепла и отдают его больше во внешнюю среду.  Это говорит о бла-
гоприятном влиянии закаливания на их организм, оно им "предписано при-
родой",
     Однако чем ребенок моложе, тем больше требуется внимания, скажем,
к  поиску той же "границы удовольствия".  К грудничку же,  не умеющему
говорить, и дошкольнику, видимо, следует применить принцип "С удоволь-
ствием!",  Если,  например, при увлечении "плавать раньше, чем ходить"
ребенок гулит, радуется холодной воде, незачем ему подливать теплую. В
ней он может посерьезнеть,  стать вялым раскиснуть, а при выносе после
купания на незаметный сквознячок - и простыть.
     Позже наступает  счастливая  пора,  когда  дошкольник соглашается
пойти с папой в парную.  Тут,  ж сожалению, приходится наблюдать одно-
типную картину. Папа уговаривает (принуждает) малыша подняться повыше.
Это, естественно, те, кто не имеет отношения к физиологии детского ор-
ганизма.  Задумка простая и добрая:  закалить ребенка. Но метод-взрос-
лый.
     Что бы я посоветовал папам?
     -Не торопитесь!  Раз ваш малыш в парной - уже хорошо! Сравнивайте
его не с собой, имеющим жизненный опыт, а с теми детьми, которые оста-
лись дома. А ваш - пусть приобретает собственный жизненный опыт. И на-
чать  это  в  парной  неплохо с развития ощущения " С удовольствием!".
Тут,  мне кажется,  надо действовать по-никитински: "не заигрывать иг-
рушки".  Малыш лезет еще выше или хочет остаться подольше в парной,  а
вы тут как тут и говорите: "Пойдем окунемся в холодную водичку". Малыш
расплескался в холодной водичке, а вы приглашаете его в парную.

                              Закал-игра

     Проще всего принцип "С у довольствием!"  культивировать  у  детей
при закаливании в игре. Вспомните жаркий июльский пляжный день. На не-
бе ни облачка. Солнце палит нещадно. Пляж усыпан, телами загорающих. В
этом  мире  безмолвия и вдохновенной тоски по шоколадному загару толь-
ко'дети .сохраняют чувство жизни.  Они жмутся к воде, на самом бережку
строят песчаные замки, гоняются за стайками рыбок, рисуют на песке па-
лочками,  роют  ямки,  пытаются  докопаться  до   извечного   "А   что
же- там, дальше?"
     Вода в такой день,  как правило,  не ниже +20оС, и тот, кто в ней
уже оказался, не может подолгу выйти на берег. Не в одном месте я про-

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Скрипалев В.С., И снова холод полюбить