Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 49
Размер файла: 309 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

вел  немало дней на пляже.  Слышал всякой "А ну вылезай,  уже губы си-
ние!",  или "Да ты весь уже дрожишь",  или "Костя! Хватит! Папа - и то
замерз!". Но ни в одном случае я не услышал: "Мариночка, тебе осталось
по таблице две минуты, выходи из воды!" Так что могу заподозрить: таб-
лицы  написаны для кабинетов и,  может быть,  для групп организованных
детей.  А родителям нужны рекомендации попроще.  И тут,  мне  кажется,
большинство  из  них поступает правильно,  полагаясь на природу малыша
(замерзнет -сам вылезет).  Если это делается регулярно, если  доверяют
ощущениям ребенка, его самочувствию, то простуды, как правило, не слу-
чается.  Если его  вытягивают из воды раз за разом насильно, то, изго-
лодавшись по воде, завидуя другим детям, он улучит момент, обязательно
пересидит в ней и может простудиться.
     Сведения из физиологии, изложенные выше, мы в своей семье понима-
ем творчески. Ребенок подолгу купается, играет в воде, наконец, у него
появляются мурашки, затем - дрожь. Что делать? Бить тревогу? Упрекать?
Понукать? Отправлять на берег?
     Не торопитесь! "Дрожь, -вспоминаем мы, - нормальная физиологичес-
кая реакция организма на охлаждение,  результат включения системы тер-
морегуляции: во-первых, увеличения теплообразования (химической термо-
регуляции - за счет дрожи) и, во-вторых, уменьшения теплоотдачи (физи-
ческой терморегуляции за счет сужения сосудов кожи - -мурашек)". Побо-
ров в себе (и жене) родительское чувство, мы довольны тем, что связали
теорию  с  практикой,  включили в работу систему терморегуляции нашего
малыша.  По-житейски: "Пусть мерзнет - полезно!" В благополучности ис-
хода заложена эволюция живой природы.
     Но природа не отрабатывала постепенного захода в воду.  Похолода-
ния в природе,  как правило,  резкие.  Человек закалялся вынужденно, и
силу обстоятельств:  подул холодный ветер, полил дождь, на пути встре-
тилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался леднико-
вый период...  Поэтому я и отделил умышленно детишек на  берегу  реки,
играющих  в песочек,  от детишек,  которые "расправляются с холодом" в
воде.  Понаблюдайте: младшие из них заходят в воду в игре, старшие - с
разбегу.  В  этом  разбеге разгоряченного ребенка в холодную воду есть
тоже наследие природы:  приспособленность организма в первую очередь к
резким, ударным изменениям температуры.
     Развивая принцип "С удовольствием!",  мы придумываем с детьми за-
кал-игры.  Первая из них - water ball (уотэбол) - водный мяч. Играющие
разбиваются на берегу на две равносильные  команды.  После  жеребьевки
мяч берет игрок команды, выигравшей жребий, и заходит в воду. Играющим
необходимо иметь коротко остриженные ногти. Задача: передать мяч игро-
ку  своей команды.  Команда,  игроки которой больше произведут бросков
друг другу,  выигрывает.  Нельзя: игрокам одной команды удаляться друг
от  друга  в  момент броска дальше пяти метров и хватать противника за
туловище.  Разрешается:  хватать за руки и ноги,  толкать в  туловище,
притапливать противника на одну секунду независимо от нахождения мяча.
     Игра началась.  Что тут творятся!  Проблема захода решается  сама
собой.  Все стремглав пускаются в воду, пытаясь овладеть мячом. Игроки
команды с мячом (обороняющиеся) пытаются найти свободное поле,  переб-
расывают мяч друг другу.  Игроки наступающей команды действуют своеоб-
разно.  Один ныряет,  хватает противника за ноги,  делает рывок. И вот
обладатель мяча погружается в воду, в падении посылая его своему парт-
неру.  Бросок неточен, к мячу устремились 2-3 игрока. Вода бурлит, мяч
скачет,  на выручку несется еще пара игроков.  Силовые приемы,  кто-то
ушел под воду, кто-то водрузился на противнике... Пена... Где мяч?
     - Вот он, красный, выныривает и скачет против логики к уныло сто-
ящему игроку. Последнего словно подменяют. Из "Леопольда" он превраща-
ется  в  "Леопарда",  лихорадочно,ищет  свободного  партнера.  Находит
его...  на глубине,  в обществе  очаровательной  сероглазой  блондинки
(формально,  конечно, - игрока противоборствующей команды),.. Бросок в
глубину...  Трудно бороться с блондинкой, силы покидают, мяч достается
другой команде,.,
     Серьезный читатель скажет:  "А при чем гут закаливание?  Самодея-
тельность какая-то".  Обоснуем свой ответ.  Игра в воде не прерывается
до полутора часов Загляните в  таблицу  Л.  И.  Кондаковой-Варламовой
(1980).  Максимум  купания,  рекомендованного  для школьников в воде с
температурой не ниже 20оС, - 3-15 минут Это, простите за метрологичес-
кую  точность,  в 4-30 раз меньше допустимых физиологических значений.
Мы не против запаса, но не в таких же размерах. А главное - не за счет
ослабления системы терморегуляции.  Ведь не исключено, что при трехми-
нутное;  купании она и не включится на полную мощь. А ребенок сызмаль-
ства будет приучаться к "науке оберегать" себя (и своих будущих детей)
от "коварства окружающей природы".
     - Почему "коварства"?
     - Потому, что интуиция подсказывает ребенку, что купаться и поели
трех минут приятно, а "оказывается" - "низя".
     Раз зашла речь о плавании, добавим несколько слов о небольшой иг-
ре - плавании в водорослях. Именно эту процедуру рекомендует Е. Д. Ко-
новалов в книге "Ты сильнее воды".  Действительно,  в водорослях может
оказаться и байдарочник с детьми,  и купающийся в незнакомом месте,  и
оступившийся с моста или лодки рыбак. Что советует автор?
     - Прежде всего не растеряться, сохраняя спокойствие, расслабленно
выплыть на открытую воду или к берегу.  Вот это самое "не растеряться"
возникнет в сознании, если поиграть в водорослях пол контролем сильных
пловцов,  Мы перепробовали разные стили плавание в такой воде. Способы
"На спине" и "дельфином" отпадают;  на спине трудно ориентироваться, а
"дельфин" - энергоемок и связан с нырянием в водоросли. Казалось, сго-
дится туристский стиль - брасс.  Однако он в водорослям себя не оправ-
дал:  при толчке ногами и последующем их подтягивании к туловищу водо-
росли навиваются на подъем стопы, кик веревки, и тянут назад вниз. Ос-
тановились на способе "кроль на груди"  без  погружения  головы.  Ноги
ножницами неторопливо бултыхаются, раздвигая водоросли. Руки поочеред-
но проносятся в воздухе вперед,  опускаются воду и делают грибок, даже
опираясь, если случится, на водоросли.
     Перенесемся из лета в зиму. Неужели не существует такой же захва-
тывающей закал-игры, как описанная?
     Оказывается, есть Это всем известный  хоккей.  Но  для  избежания
травмоопасности  "семейный  хоккей"  проще.  В нашей огромной России с
заснеженными просторами Сибири и Севера природные ледовые площадки еще
долго 6удут соперничать с ледовыми дворцами.  Это и замерзшая речка, и
озерцо,  а то и просто - лужа неподалеку. Они ближе к дому, их неизме-

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Скрипалев В.С., И снова холод полюбить