|
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 49 Размер файла: 309 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» вел немало дней на пляже. Слышал всякой "А ну вылезай, уже губы си-
ние!", или "Да ты весь уже дрожишь", или "Костя! Хватит! Папа - и то
замерз!". Но ни в одном случае я не услышал: "Мариночка, тебе осталось
по таблице две минуты, выходи из воды!" Так что могу заподозрить: таб-
лицы написаны для кабинетов и, может быть, для групп организованных
детей. А родителям нужны рекомендации попроще. И тут, мне кажется,
большинство из них поступает правильно, полагаясь на природу малыша
(замерзнет -сам вылезет). Если это делается регулярно, если доверяют
ощущениям ребенка, его самочувствию, то простуды, как правило, не слу-
чается. Если его вытягивают из воды раз за разом насильно, то, изго-
лодавшись по воде, завидуя другим детям, он улучит момент, обязательно
пересидит в ней и может простудиться.
Сведения из физиологии, изложенные выше, мы в своей семье понима-
ем творчески. Ребенок подолгу купается, играет в воде, наконец, у него
появляются мурашки, затем - дрожь. Что делать? Бить тревогу? Упрекать?
Понукать? Отправлять на берег?
Не торопитесь! "Дрожь, -вспоминаем мы, - нормальная физиологичес-
кая реакция организма на охлаждение, результат включения системы тер-
морегуляции: во-первых, увеличения теплообразования (химической термо-
регуляции - за счет дрожи) и, во-вторых, уменьшения теплоотдачи (физи-
ческой терморегуляции за счет сужения сосудов кожи - -мурашек)". Побо-
ров в себе (и жене) родительское чувство, мы довольны тем, что связали
теорию с практикой, включили в работу систему терморегуляции нашего
малыша. По-житейски: "Пусть мерзнет - полезно!" В благополучности ис-
хода заложена эволюция живой природы.
Но природа не отрабатывала постепенного захода в воду. Похолода-
ния в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, и
силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встре-
тилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался леднико-
вый период... Поэтому я и отделил умышленно детишек на берегу реки,
играющих в песочек, от детишек, которые "расправляются с холодом" в
воде. Понаблюдайте: младшие из них заходят в воду в игре, старшие - с
разбегу. В этом разбеге разгоряченного ребенка в холодную воду есть
тоже наследие природы: приспособленность организма в первую очередь к
резким, ударным изменениям температуры.
Развивая принцип "С удовольствием!", мы придумываем с детьми за-
кал-игры. Первая из них - water ball (уотэбол) - водный мяч. Играющие
разбиваются на берегу на две равносильные команды. После жеребьевки
мяч берет игрок команды, выигравшей жребий, и заходит в воду. Играющим
необходимо иметь коротко остриженные ногти. Задача: передать мяч игро-
ку своей команды. Команда, игроки которой больше произведут бросков
друг другу, выигрывает. Нельзя: игрокам одной команды удаляться друг
от друга в момент броска дальше пяти метров и хватать противника за
туловище. Разрешается: хватать за руки и ноги, толкать в туловище,
притапливать противника на одну секунду независимо от нахождения мяча.
Игра началась. Что тут творятся! Проблема захода решается сама
собой. Все стремглав пускаются в воду, пытаясь овладеть мячом. Игроки
команды с мячом (обороняющиеся) пытаются найти свободное поле, переб-
расывают мяч друг другу. Игроки наступающей команды действуют своеоб-
разно. Один ныряет, хватает противника за ноги, делает рывок. И вот
обладатель мяча погружается в воду, в падении посылая его своему парт-
неру. Бросок неточен, к мячу устремились 2-3 игрока. Вода бурлит, мяч
скачет, на выручку несется еще пара игроков. Силовые приемы, кто-то
ушел под воду, кто-то водрузился на противнике... Пена... Где мяч?
- Вот он, красный, выныривает и скачет против логики к уныло сто-
ящему игроку. Последнего словно подменяют. Из "Леопольда" он превраща-
ется в "Леопарда", лихорадочно,ищет свободного партнера. Находит
его... на глубине, в обществе очаровательной сероглазой блондинки
(формально, конечно, - игрока противоборствующей команды),.. Бросок в
глубину... Трудно бороться с блондинкой, силы покидают, мяч достается
другой команде,.,
Серьезный читатель скажет: "А при чем гут закаливание? Самодея-
тельность какая-то". Обоснуем свой ответ. Игра в воде не прерывается
до полутора часов Загляните в таблицу Л. И. Кондаковой-Варламовой
(1980). Максимум купания, рекомендованного для школьников в воде с
температурой не ниже 20оС, - 3-15 минут Это, простите за метрологичес-
кую точность, в 4-30 раз меньше допустимых физиологических значений.
Мы не против запаса, но не в таких же размерах. А главное - не за счет
ослабления системы терморегуляции. Ведь не исключено, что при трехми-
нутное; купании она и не включится на полную мощь. А ребенок сызмаль-
ства будет приучаться к "науке оберегать" себя (и своих будущих детей)
от "коварства окружающей природы".
- Почему "коварства"?
- Потому, что интуиция подсказывает ребенку, что купаться и поели
трех минут приятно, а "оказывается" - "низя".
Раз зашла речь о плавании, добавим несколько слов о небольшой иг-
ре - плавании в водорослях. Именно эту процедуру рекомендует Е. Д. Ко-
новалов в книге "Ты сильнее воды". Действительно, в водорослях может
оказаться и байдарочник с детьми, и купающийся в незнакомом месте, и
оступившийся с моста или лодки рыбак. Что советует автор?
- Прежде всего не растеряться, сохраняя спокойствие, расслабленно
выплыть на открытую воду или к берегу. Вот это самое "не растеряться"
возникнет в сознании, если поиграть в водорослях пол контролем сильных
пловцов, Мы перепробовали разные стили плавание в такой воде. Способы
"На спине" и "дельфином" отпадают; на спине трудно ориентироваться, а
"дельфин" - энергоемок и связан с нырянием в водоросли. Казалось, сго-
дится туристский стиль - брасс. Однако он в водорослям себя не оправ-
дал: при толчке ногами и последующем их подтягивании к туловищу водо-
росли навиваются на подъем стопы, кик веревки, и тянут назад вниз. Ос-
тановились на способе "кроль на груди" без погружения головы. Ноги
ножницами неторопливо бултыхаются, раздвигая водоросли. Руки поочеред-
но проносятся в воздухе вперед, опускаются воду и делают грибок, даже
опираясь, если случится, на водоросли.
Перенесемся из лета в зиму. Неужели не существует такой же захва-
тывающей закал-игры, как описанная?
Оказывается, есть Это всем известный хоккей. Но для избежания
травмоопасности "семейный хоккей" проще. В нашей огромной России с
заснеженными просторами Сибири и Севера природные ледовые площадки еще
долго 6удут соперничать с ледовыми дворцами. Это и замерзшая речка, и
озерцо, а то и просто - лужа неподалеку. Они ближе к дому, их неизме-
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |