Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 49
Размер файла: 309 Кб
Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49  »

     Внешним проявлением  этого изменения кровотока является наблюдае-
мое при выходе на мороз побледнение кожи  лица,  ушей  и  пальцев  рук
(температура  кожи на этих участках резко понижается,  и теплоотдача с
них уменьшается). Ток крови через анастомозы при охлаждении происходит
непостоянно (рис. 11); через определенные промежутки времени он совер-
шается как обычно (после начального побледнения  кожи  на  морозе  она
краснеет).
     Количество анастомозов особенно велико на периферических участках
тела:  на кончиках пальцев,  в мочках ушей и т.  д.  На 1 кв.  см кожи
пальцев рук расположено:  на самых кончиках пальцев - 500 анастомозов,
а на первой фаланге - только 93.
     Регуляция теплоотдачи заключается в изменении соотношения объемов
ядра и оболочки в теле человека.  В основу этого деления положено пос-
тоянство их температуры.  Ядро - истинно гомойотермная часть тела. Оно
имеет строго постоянную температуру, колебания которой рой не превыша-
ют 2оС. Температура оболочки непостоянна; амплитуда колебаний достига-
ет 15-20оС. Условно ее можно назвать пойкилотермной частью тела.
     В анатомическом плане эти части не являются чем-то  определенным.
Их  состав  и объемы меняются.  B условиях теплового комфорта оболочка
включает в себя самый поверхностный слой тканей тела толщиной примерно
1 см;  ее объем составляет 20-35% всей массы тела. При охлаждении тол-
щина слоя, составляющего оболочку, может увеличиться до 2,5 см и соот-
ветственно возрастает ее объем.
     Главная цель терморегуляции - сохранение постоянства  температуры
ядра и оболочки.  При охлаждении тела объем оболочки увеличивается,  а
ядра - уменьшается.  При нагревании все происходит наоборот.  Оболочка
служит  своеобразным  буфером,  смягчающим  и  ослабляющим воздействие
внешней температуры.  Это способствует уменьшению теплоотдачи и сохра-
нению  постоянства температуры ядра (рис.  12).  Этот способ регуляции
теплоотдачи основан на изменении кровоснабжения.  В условиях  охлажде-
ния,  как было сказано,  рефлекторно уменьшается кровоснабжение в тка-
нях, образующих оболочку, что влечет за собой снижение их температуры;
в результате теплоотдача уменьшается.
     Большую роль в регуляции теплоотдачи играет теплопроводность тка-
ней тела. Она зависит также от кровоснабжения. Чем интенсивнее кровос-
набжение той или иной ткани, тем больше ее теплопроводность. Это обус-
ловлено тем,  что артериальная кровь имеет температуру 37оС.  Усиление
кровотока через ткань вызывает повышение ее  температуры,  а  следова-
тельно, и повышение теплоотдачи.
     Низкая теплопроводность у жировой ткани объясняется тем,  что  ее
кровоснабжение незначительно;  в ней почти нет кровеносных сосудов. Ее
теплоизолирующие свойства очень высоки. Поэтому люди с хорошо развитым
подкожным  слоем  жира при охлаждении теряют тепла примерно в три раза
меньше,  чем те, у которых подкожная жировая клетчатка почти полностью
отсутствует.
     Возвращаясь к Норильску, напомню, что очень большое значение име-
ет психогенный стресс.  В литературе отмечается, что в 90% случаев ги-
бель потерпевших кораблекрушение наступает от страха, отчаяния, утраты
надежды на спасение.  У натур оптимистичных, напротив,  кора головного
мозга организует функциональную деятельность периферических аппаратов.
Кора  надпочечников при "моржевании" увеличивает биосинтез катехоловых
аминов - адреналина и норадреналина,  участвующих в  реакциях  сосудов
"оболочки" тела и увеличении теплопродукции "ядра".
     Таким образом, кратковременное "острое" охлаждение следует расце-
нивать по механизму его развития как реакцию, включающую в себя симпа-
тические и адреналовые гуморальные механизмы,  способствующие  реакции
терморегуляции - повышению теплопродукции ядра" и ограничению теплоот-
дачи "оболочки".
     Но пойдем дальше,  к трагической развязке.  Нагляднее представить
себе опасность бездумного  отношения  к  "моржеванию"  поможет  график
(рис.  13).  На его начальном участке сплошной кривой изображена внут-
ренняя температура тела ("ядра").  Пунктирная кривая 2 изображает тем-
пературу кожи ("оболочки").
     Вслед за очень кратковременным повышением температуры "ядра"  на-
чинается постепенное снижение температуры тела. Пульс учащается до 120
ударов в минуту.  Поведенческая реакция характеризуется энергичностью,
агрессивностью.  Интенсивный озноб во второй стадии охлаждения ("акти-
вация") сопровождается значительным выделением внутреннего тепла. Теп-
лопродукция возрастает в 10 и более раз. Участок кривой - пологий.
     Третья стадия  ("стресс")  начинается при температуре "ядра" тела
35-34оС.  Она характеризуется апатией, усталостью. Появляется мышечная
скованность, которая обычно сильно затрудняет дыхание.
     При температуре ядра тела около 33ёС частота ударов сердца сокра-
щается до 50 (брадикардия).  Начинается потеря чувствительности (амне-
зия).  Теряется чувство опасности.  Появляется неловкость в движениях,
нарушается речь.
     При температуре "ядра" тела 30оС начинается аритмия,  потеря соз-
нания, за которыми следует нарушение работы клапанов сердца (вентрику-
лярная фибрилляция),  мышечная расслабленность (28оС),  При дальнейшем
понижении  температуры в сердечной мышце протекают необратимые измене-
ния, прекращается дыхание и останавливается сердце.
     Это соответствует  зоне 2 (зоне "наступления смерти") графика вы-
живания человека в воде, на котором по горизонтальной оси - время пре-
бывания  в  воде,  по вертикальной - температура воды.  Предшествующее
состояние находится в зоне 1 - зоне "потери сознания" (рис.  14). Гра-
фик приведен в книге М.  Н. Александрова "Безопасность человека на мо-
ре" (Л.,  "Судостроение", 1983 г.). Заимствован он из работы Molnar G.
W. Survival of hypothermia by men immersed. JAMA, N 131,1946.
     Этот график должен быть известен со школьной скамьи. Юношам и де-
вушкам,  учащимся сейчас в школе, придется творить в XXI веке. Это век
- гармонизации природы и человека,  выхода в космос, обживания суровых
климатических зон и морских глубин. Пусть не все они станут геологами,
рыбаками, строителями с верных дорог, акванавтами.
     Но доля подобных профессий,  связанных с выходом за рамки привыч-
ных условий обитания,  значительно возрастет. Да и наличие искусствен-
ных бассейнов, призванных сохранить богатство N 1 - здоровье народа, -
будет неуклонно увеличиваться.
     Человек поймет, что "забвение" уроков эволюции не проходит даром.
Для  полноценного радостного эмоционального творчества придется со дня
рождения создавать и на протяжении всей долгой жизни отстаивать рубежи

Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Скрипалев В.С., И снова холод полюбить