Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 256   257   258   259   260   261   262   263   264  265   266   267   268   269   270   271   272   273   274  » »»

ких, потому что около этого места были дебри; пороки били  беспрестанно,
день и ночь, и выбили наконец стены, тогда граждане  взошли  на  остаток
укреплений и все продолжали защищаться; тысяцкий Димитрий был ранен, та-
тары овладели и последними стенами и расположились провести на них оста-
ток дня и ночь. Но в ночь граждане выстроили новые деревянные укрепления
около Богородичной церкви, и татарам на другой день нужно было брать  их
опять с кровопролитного бою. Граждане спешили спастись с  имением  своим
на церкви, но стены церковные рухнули под  ними  от  тяжести,  и  татары
окончательно овладели Киевом 6-го декабря; раненого  Димитрия  Батый  не
велел убивать за его храбрость. Весть о гибели Киева послужила знаком  к
отъезду князей - Михаила в Польшу к Конраду, Даниила в Венгрию.  Узнавши
об этом, Батый двинулся на Волынь; подошедши к городу Ладыжину  на  Буге
он поставил против него 12 пороков и не мог разбить стен; тогда льстивы-
ми словами начал уговаривать граждан к сдаче, те поверили его обещаниям,
сдались и были все истреблены. Потом взят был Каменец, Владимир, Галич и
много других городов, обойден один  Кременец  по  своей  неприступности.
Тогда пленный тысяцкий Димитрий, видя гибель земли Русской,  стал  гово-
рить Батыю: "Будет тебе здесь воевать, время идти на  венгров;  если  же
еще станешь медлить, то там земля сильная, соберутся и не пустят тебя  в
нее". Батый послушался и направил путь к венгерским границам.
   Страх напал на Западную Европу, когда узнали о  приближении  татар  к
границам католического мира. Известия об ужасах, испытанных Русью от та-
тар, страшные рассказы об их дикости в соединении с чудесными баснями об
их происхождении и прежних судьбах распространялись по Германии и  далее
на запад. Рассказывали, что татарское войско  занимает  пространство  на
двадцать дней пути в длину и пятнадцать в ширину, огромные табуны  диких
лошадей следуют за ними, что татары вышли прямо из ада и  потому  наруж-
ностью не похожи на других людей. Император Фридрих II разослал  воззва-
ние к общему вооружению против страшных врагов. "Время, -  писал  он,  -
пробудиться от сна, открыть глаза духовные и телесные. Уже секира  лежит
при дереве, и по всему свету разносится весть о  враге,  который  грозит
гибелью целому христианству. Уже давно мы  слышали  о  нем,  но  считали
опасность отдаленною, когда между ним и нами находилось столько  храбрых
народов и князей. Но теперь, когда одни из этих князей погибли, а другие
обращены в рабство, теперь пришла наша  очередь  стать  оплотом  христи-
анству против свирепого неприятеля". Но воззвание доблестного Гогенштау-
фена не достигло цели: в Германии не тронулись на  призыв  ко  всеобщему
вооружению, ибо этому мешала борьба императора с папою  и  проистекавшее
от этой борьбы разъединение;  Германия  ждала  врагов  в  бездейственном
страхе, и одни славянские государства должны были взять на себя борьбу с
татарами.
   Весною 1241 года Батый перешел Карпаты и поразил  венгерского  короля
на реке Солоной (Сайо); король убежал в Австрию,  и  владения  его  были
опустошены. Еще прежде другой отряд татар опустошил  волость  Сендомирс-
кую; потом татары перешли Вислицу, поразили двух  польских  князей  и  в
конце апреля вторглись в Нижнюю Силезию. Здешний герцог Генрих  вышел  к
ним навстречу у Лигница, пал в битве, и уже татарам открыт был путь чрез
Лузацкие долины к Эльбе во внутренность Германии, как день спустя  после
Лигницкой. битвы перед ними явились полки чешского короля Вячеслава. Та-
тары не решились вступить во вторичную битву и пошли назад в Венгрию; на
этом пути опустошили Силезию и Моравию, но при осаде  Ольмюца  потерпели
поражение от чешского воеводы Ярослава из Штернберга и удалились поспеш-
но в Венгрию. Отсюда в том же году они попытались вторгнуться в Австрию,
но здесь загородило им дорогу большое ополчение под  начальством  короля
чешского Вячеслава, герцогов австрийского и каринтийского; татары  опять
не решились вступить в битву и скоро отхлынули на восток. Западная Евро-
па была спасена; но соседняя со степями Русь, европейская  украйна,  на-
долго подпала влиянию татар. Чтобы впоследствии вернее  определить  сте-
пень этого влияния, мы должны теперь познакомиться  с  нравами  и  бытом
этих последних азиатских владык Восточной европейской равнины. Мы  будем
пользоваться известиями западных путешественников, сводя их с восточными
известиями, нам доступными.
   По этим известиям наружностию своею новые  завоеватели  нисколько  не
походили на других людей: большее, чем у других племен, расстояние между
глазами и щеками, выдавшиеся скулы, приплюснутый нос,  маленькие  глаза,
небольшой рост, редкие волосы на бороде - вот отличительные черты их на-
ружности. Жен татарин имеет столько, сколько может содержать, женятся не
разбирая родства, не берут за себя только мать, дочь и сестру  от  одной
матери; жен покупают дорогою ценою у родителей последних.  Живут  они  в
круглых юртах, сделанных из хворосту и тонких жердей, покрытых войлоком;
наверху находится отверстие для освещения и выхода дыма, потому что  по-
середине юрты всегда у них разведен огонь. Некоторые из этих  юрт  легко
разбираются и опять складываются, некоторые же не  могут  разбираться  и
возятся на телегах как есть, и куда бы ни пошли татары, на войну или так
куда-нибудь, всюду возят их за собою. Главное  богатство  их  состоит  в
скоте: верблюдах, быках, овцах, козах и лошадях; у  них  столько  скота,
сколько нет во всем остальном мире. Верят в одного  бога,  творца  всего
видимого и невидимого, виновника счастия и бедствий. Но этому  богу  они
не молятся и не чествуют его, а приносят  жертвы  идолам,  сделанным  из
разных материалов наподобие людей и помещаемым против дверей  юрты;  под
этими идолами кладут изображение сосцов, считая  их  охранителями  стад.
Боготворят также умерших  ханов  своих,  изображениям  которых  приносят
жертвы, и творят поклоны, смотря на юг; обожают  солнце,  луну,  воду  и
землю. Держатся разных суеверных преданий, например считают грехом  дот-
ронуться ножом до огня, бичом до стрел, ловить или  бить  молодых  птиц,
переломить кость другою костью, пролить на землю молоко или  другой  ка-
кой-нибудь напиток и т. п. Молнию считают огненным драконом, падающим  с
неба и могущим оплодотворять женщин. Верят в будущую жизнь,  но  думают,
что и по смерти будут вести такую же  жизнь,  как  и  здесь,  на  земле.
Сильно верят гаданиям и чарам; думают, например, что огонь все  очищает,
и потому иностранных послов и князей с дарами их проводят  сперва  между
двух огней, чтоб они не могли принести хану какого-нибудь  зла.  Нет  ни
одного народа в мире, который бы отличался таким послушанием и уважением
к начальникам своим, как татары. Бранятся они редко между собою и никог-
да не дерутся; воров у них нет, и потому юрты и кибитки их не  запирают-
ся; друг с другом общительны, помогают в нужде; воздержны  и  терпеливы:
случится день, два не поесть - ничего: поют и играют, как будто бы сытно
пообедали, легко переносят также холод и жар; жены  их  целомудренны  на
деле, но некоторые не воздержны на непристойные слова. Любят пить, но  и
в пьяном виде не бранятся и не дерутся. Описав  добрые  качества  татар,

Страницы: «« « 256   257   258   259   260   261   262   263   264  265   266   267   268   269   270   271   272   273   274  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен