Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 247   248   249   250   251   252   253   254   255  256   257   258   259   260   261   262   263   264   265  » »»

например, описавши торжество Юрьевичей над племянниками, летописец  при-
бавляет: "И поможе бог Михалку и брату его Всеволоду, отца  и  деда  его
молитва и прадеда его". Мы видели, с каким неудовольствием летописец от-
зывается о народных увеселениях, в которых видны были остатки язычества.

   Рассмотревши религиозные, нравственные и политические  понятия  лето-
писца, обратимся к его понятиям научным. Вот его рассуждение о происхож-
дении половцев в образчик этнографических, исторических и географических
понятий: "Исшьли бо суть си от пустыне Нитривьскые, межю встоком и севе-
ром; исшьли же суть их колен 4 торкъмени и печенези, торци, половци. Ме-
фодий же свидетельствует о них, яко 8 колен пробегли  суть,  егда  исече
Гедеон, да 8 их беже в пустыню, а 4 исече.  Друзии  же  глаголють:  сыны
Амоновы. Се же несть тако: сынове бо Моавли хвалиси, а  сынове  Аммонови
болгаре, а сарацины от Измаила творяться сарини, и прозваша  имена  себе
саракыне, рекше: сарини есмы. Тем же хвалиси и болгаре  суть  от  дочерю
Лотову, иже зачаста от отца своего, тем же нечисто есть племя их; а  Из-
маил роди 12 сына, от них же суть торкъмени, и печенези, и торци, и  ку-
мани, рекше половци, иже исходят от пустыне и по сих 8 колен  в  кончине
век изыдуть, заклепении в горе Александром Македоньскым, нечистыя  чело-
векы, якоже сказаеть о них Мефодий Патарийскый:  и  взиде  на  восточныя
страны до моря, наричемое Солнче место, и виде ту человекы нечистые,  от
племене Афетова; их же нечистоту видех: ядяху скверную всяку,  комары  и
мухы, котки, змие, и мертвец не погребаху, но ядаху и женьскыя  изворогы
и скоты вся нечистыя; то видев Александр убояся, едва како умножаться  и
осквернять землю, и загна их на полунощныя страны в горы высокия; и богу
повелевшю, сступишася о них горы полунощныя, токмо не  ступишася  о  них
горы на 12 локоть и ту створишася врата медяна, и помазашася  сунклитом,
и аще хотять огня взяти, не възмогут и жещи;  вещь  бо  сунклитова  сице
есть: ни огонь можеть вжещи его, ни железо его приметь; в  последняя  же
дни по сих изидуть 8 колен от пустыне Етривьскыя, изидуть и си  скверний
языкы, яже суть в горах полунощных, по повеленью божию". О других  исто-
рических, географических и этнографических сведениях начального летопис-
ца говорено было выше в своем месте; теперь же взглянем на отзывы  лето-
писца о разных физических явлениях: каждое необыкновенное физическое яв-
ление предвещает что-нибудь необыкновенное в мире нравственном,  обыкно-
венно что-нибудь недоброе: в 1063 году шел Волхов в  Новгороде  назад  5
дней; это знамение было не к добру, говорит летописец: на четвертый  год
князь Всеслав пожег город. В следующем году "бысть знаменье  на  западе,
звезда превелика, луче имущи акы кровавы, выходящи с  вечера  по  заходе
солнечнем, и пребысть за 7дний, се же проявляше не на добро; по  сем  бо
быша усобице много и нашествие поганых на Русьскую землю, си  бо  звезда
бе аки кровава, проявляющи кровопролитье. В си же времена  бысть  детищь
вверьжен в Сетомль, сего же детища выволокоша рыболове в неводе, его  же
позоровахом до вечера, и пакы ввергоша и в воду, бяшеть бо сиць: на лици
ему срамнии удове, иного нелзе казати срама ради. Пред сим же временем и
солнце пременися, и не бысть светло, но акы месяць бысть; его же  невег-
ласи глаголют снедаему сущю. Се же бывает сица знаменья не на добро,  мы
бо по сему разумеем". Следует исчисление необыкновенных явлений,  виден-
ных в разных странах и предвозвестивших народные бедствия; это  исчисле-
ние летописец оканчивает следующими словами: "Знаменья бо в небеси,  или
звездах, ли солнци, ли птицами, ли етером чим, на благо бывають: но зна-
менья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть  про-
являють". Под 1091 годом читаем: "Бысть Всеволоду ловы деющю звериные за
Вышегородом, заметавшим тенета и  кличаном  кликнувшим,  спаде  превелик
змий от небесе; ужасошася вси людье. В се же  время  земля  стукну,  яко
мнози слышаша". Под 1102: "Бысть знаменье на небеси, месяца генваря в 29
день, по 3 дни: аки пожарная заря от востока и уга и запада и севера,  и
бысть тако свет всю нощь, акы от луны полны светящыя. В то же лето бысть
знаменье в луне, месяца февраля в 5-й день. Того же месяца  в  7-й  день
бысть знаменье в солнци; огородилося быше солнце в три дугы и быша  дру-
гыя дугы хребты к собе. И си видяще знаменья,  благовернии  человеци  со
въздыханьем моляхуся к богу и со слезами, дабы бог обратил  знаменья  си
на добро: знаменья бо бывають ова на зло, ова ли на добро". Под 1104 г.:
"Стояше солнце в крузе, а посреди круга крест, а спереди креста  солнце,
а вне круга оба полы два солнца, а над солнцем кроме круга  дуга,  рогом
на север; тако же знаменье и в луне тем же образом, месяца февраля в  4,
5 и 6 день, в дне по три дни, а в нощь в луне по три нощи". Под 1110: "В
11-й день февраля месяца явися столп огнен от земли до небеси, а  молнья
осветиша всю землю, и в небеси погреме в час 1-й нощи". Под 1141  годом:
"Дивьно знаменье бысть на небеси и страшно: быша три солнца  сиюща  межи
собою, а столпи 3 от земли до небесе, надо всеми горе бяше акы дуга  ме-
сяць особе стояче". Под 1203 годом: "Бысть во едину нощь,  в  пятый  час
нощи, потече небо все и бысть чермно, по земли же  и  по  хоромем  снег,
мнети же всем человеком зряче, аки кровь прольяна на снегу; и видеша  же
неции течение звездное бысть на небеси, отторгаху бо ся звезды на землю,
мнети видящим я яко кончину". Под 1186 годом описание солнечного  затме-
ния: "Месяца мая в 1-й день, в среду на вечерни, бысть знаменье в  солн-
ци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человеком в очью яко зе-
лено бяше, и в солнци учинися яко месяць, из рог его яко угль жаров  ис-
хожаше: страшно бе видети человеком знаменье  божье".  Описав  солнечное
затмение в 1113 году, предвозвестившее по тогдашнему мнению смерть вели-
кого князя Святополка, летописец прибавляет: "Се же бывают  знамения  не
на добро, бывают знаменья в солнци и в луне или звездами не по всей зем-
ле, но в которой либо земле аще будеть знаменье, то та земля  и  видит".
Под 1143 годом читаем описание бури: "Бысть буря велика, ака же не  была
николи же, около Котелниче, и розноси хоромы и товар и клети и  жито  из
гумен, и просто рещи, яко рать взяла, и не остася у клетех ничто  же;  и
неции налезоша броне у болоте, занесены бурею". Под следующим годом  чи-
таем: "Бысть знамение за Днепром, в Киевской волости: летящю  по  небеси
до земли яко кругу огнену, и остася по следу его знамение в образе  змья
великаго, и стоя по небу с час дневный и разидося. В  то  же  лето  паде
снег велик в Киевской сторони, коневи до череви,  на  Велик  день".  Под
1161 годом: "Бысть знамение в луне страшно и дивно: идяше бо луна черезо
все небо от въстока до запада, изменяючи образы  своя:  бысть  первое  и
убывание по малу, донеже вся погибе, и бысть образ ея яко скудна, черна,
и пакы бысть яко кровава, и потом бысть яко две лица имущи, едино  зеле-
но, а другое желто, и посреди ея яко два ратьная секущеся мечема, и еди-
ному ею яко кровь идяше из главы, а другому бело акы млеко течаше;  сему
же рекоша старии люди: не благо есть  сяково  знамение,  се  прообразует
княжю смерть - еже бысть" (убит был Изяслав Давыдович). Под 1195 "Toe же

Страницы: «« « 247   248   249   250   251   252   253   254   255  256   257   258   259   260   261   262   263   264   265  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен