Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 246   247   248   249   250   251   252   253   254  255   256   257   258   259   260   261   262   263   264  » »»

по поводу известия о ревности князя Ярослава к нему.
   По смерти Ярослава явления, стоящие на первом плане в летописи,  суть
отношения княжеские, усобицы и потом нашествия степных варваров,  полов-
цев. Понятно, что летописец вместе со всеми современниками видит в  усо-
бицах главное зло и сильно против них вооружается. Летописец смотрит  на
усобицу как на следствие дьявольского внушения, и нашествия иноплеменни-
ков, поражения от них суть наказания божий за грех усобицы: "Наводит  бо
бог по гневу своему иноплеменьникы на землю, и тако скрушенным им въспо-
мянути к богу; усобная же рать бывает от соблажненья дьяволя". Мы  виде-
ли, как часто князья преступали клятвы, данные друг другу, отчего и про-
исходили усобцы; по двум основаниям, религиозному и политическому, лето-
писец должен был сильно вооружиться против  клятвопреступлений,  которые
вместе были крестопреступлениями, ибо клятвы запечатлевались  целованием
креста, Ярославичи целовали крест Всеславу полоцкому и тотчас же наруши-
ли клятву, посадили Всеслава в тюрьму. Но Всеслав освободился из  заклю-
чения вследствие изгнания Изяслава; по этому случаю  летописец  говорит:
"Се же бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав крест, и я и (Всес-
лава); тем же наведе бог поганыя, сего же яве избави  крест  честный,  в
день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: "О, кресте честный! понеже  к
тобе веровах, избави мя от рва сего". Бог же показа силу крестную на по-
казанье земле Русьстей, да не преступают честного креста, целовавше его;
аще ли преступить кто, то и зде прииметь казнь, и на придущем веце казнь
вечную". Начало усобицы между Ярославичами, изгнание  Изяслава  меньшими
братьями, преступление заповеди отцовской дает случай летописцу  сказать
грозное слово: "Въздвиже дьявол котору в братьи сей Ярославичах... Велий
бо есть грех преступати заповедь отца своего: ибо исправа преступиша сы-
нове Хамове на землю Сифову, и по 400 лет отмъщенье прияша от  бога;  от
племене бо Сифова суть евреи, же избивше Хананейско племя, всприяше свои
жребии и свою землю. Пакы преступи Исав заповедь  отца  своего,  и  прия
убийство; не добро бо есть преступати предела чюжего". Смерть  Изяслава,
положившего голову свою за брата, дает летописцу случай распространиться
в похвалу братолюбию: "По истине аще что створил есть (Изяслав) в  свете
сем етеро согрешенье, отдасться ему, занеже положи главу свою  за  брата
своего, не желая болшее волости, ни именья хотя болша, но за братию оби-
ду". Говоря о мести Василька теребовльского, сперва на невинных  жителях
города Всеволожа, а потом на боярах Давыда Игоревича, летописец  прибав-
ляет: "Се же второе мщенье створи, его же не бяше  лепо  створити,  дабы
бог отместник был, и взложити было на бога мщенье свое".  В  рассказе  о
борьбах и счетах княжеских летописец стоит за  старших  против  младших:
никогда не находим оправдания последним, не раз находим упрек  им;  так,
на юге летописец вооружается против Ярослава Святополковича за  гордость
против дяди и тестя; на севере, рассказавши о победе Юрьевичей над  пле-
мянниками, летописец прибавляет: "Богу наказавшю князей креста  честнаго
не преступати и старейшего брата чтити". Мы видели, что по привязанности
летописца к тому или другому князю можно  определить,  к  какой  волости
принадлежит летописец; у северного летописца замечаем  особенную  привя-
занность к своим князьям, потомкам Юрия Долгорукого, особенное  уважение
к власти, старание внушить к ней уважение. Здесь видим почти  постоянное
величание князя именем и отчеством с прибавлением; великий князь,  часто
с прибавлением: благоверный, христолюбивый; здесь встречаем упоминовение
о семейных торжествах князей, например, о постригах, доставлявших  вели-
кую радость целому городу. Особенно в этом отношении замечательно описа-
ние отъезда князя Константина Всеволодовича в Новгород в 1206 году. Ува-
жение к власти, которое северный летописец старается внушить,  высказано
также под 1175 годом, по поводу смерти Андрея Юрьевича, потом по  случаю
смерти Всеволода Юрьевича в 1212 году. Замечаем у северного летописца  и
особенную привязанность к владыкам своим. Понятно, что в самом уже нача-
ле встречаем у северного летописца мало  сочувствия  к  новгородцам:  по
случаю похода Андреевой рати в 1169 году он упрекает новгородцев в  час-
том нарушении клятв, в гордости, хотя и соглашается, что быт  новгородс-
кий получил начало свое издавна, от прадедов княжеских, но никак не  хо-
чет уступить новгородцам права нарушать клятвы и  выгонять  князей.  Под
1186 годом нерасположение летописца к новгородскому быту также ясно выс-
казывается: "В се же лето выгнаша новгородцы  Ярослава  Володимерича,  а
Давыдовича Мстислава пояша к себе княжить Новгороду: так бо бе  их  обы-
чай". Под 1178 годом по поводу взятия и  опустошения  Торжка  Всеволодом
III летописец распространяется против клятвопреступлений: "Взяша  город,
мужи повязаша, а жены и дети на щит и товар взяша, а город пожгоша  весь
за новгородскую неправду, оже по дни целуют крест чесгный,  и  преступа-
ють. Тем же пророком глаголеть нам" и проч.
   О нашествии варваров летописец отзывается постоянно, как о  наказании
божием за грехи народа; под 1093 годом: "Бысть плач в граде,  а  не  ра-
дость, грех ради наших великих и неправды, за умноженье  беззаконий  на-
ших. Се бо на ны бог попусти поганым, не яко милуя их, по нас  кажа,  да
быхом ся востягнули от злых дел, сим казнить ны нахоженьем  поганых,  се
бо есть батог его, да негли встягнувшеся вспомянемся от злаго пути свое-
го". Подобное рассуждение повторяется и впоследствии. Таково же  воззре-
ние летописца и на все другие бедствия: "Бог бо  казнит  рабы  своя  на-
пастьми различными, огнем и водою и ратью и  иными  различными  казньми,
хрестьянину бо многыми напастьми внити в царство  небесное,  согрешихом,
казними есмы, яко створихом, тако и прияхом, но кажеть ны добре  господь
наш. Но да никто ж можеть реши, яко ненавидит нас бог; не буди".  Болез-
ни, всякого рода страдания, напрасная смерть очищают человека от грехов;
по свидетельству летописца, князь Ярополк Изяславич  молился:  "Господи,
боже мой! приими молитву мою, и дажь ми смерть, яко же двема братома мо-
има Борису и Глебу, от чюжю руку, да омыю грехы вся своею кровью".  Ска-
завши о смерти князя Святослава Юрьевича, летописец прибавляет:  "Си  же
князь избраник божий бе: от рожества и до свершенья мужьства  бысть  ему
болезнь зла, ея же болезни просяхуть на ся святии апостоли и святии отци
у бога: кто бо постражеть болезнью тою, якоже книгы глаголют,  тело  его
мучится, а душа его спасается. Такоже и тъ во истину  святый  Святослав,
божий угодник избраный в всех князех: не да бо ему бог княжити на земли,
но да ему царство небесное". Ту же мысль выражает летописец и в рассказе
о смерти Андрея Боголюбского.  Мстислав  Ростиславич  Храбрый  говаривал
дружине своей перед битвою: "Братья! ничто же имете во  уме  своем,  аще
ныне умрем за хрестьяны, то очистимся грехов своих и  бог  вменит  кровь
нашю с мученикы". Летописец держится того же мнения,  даже  относительно
христианских воинов других исповеданий,  например  крестоносцев.  Успех,
избавление от опасности приписывается, обыкновенно после милости  божией
и молитв святых, также молитве предков умерших, отца и деда  и  прадеда;

Страницы: «« « 246   247   248   249   250   251   252   253   254  255   256   257   258   259   260   261   262   263   264  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен