Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 241   242   243   244   245   246   247   248   249  250   251   252   253   254   255   256   257   258   259  » »»

Олега на юг и утверждении в Киеве, очевидно, взято из устных преданий, в
которых Олег являлся первым собирателем племен, первым учредителем наря-
да: к его времени относились все древние уставы, например,  дань  новго-
родская. События разделены по годам: на каждый год по походу на одно  из
племен; потом известия о деятельности Олеговой прекращаются в  продолже-
ние 17 лет; под 903 годом помещено известие о браке Игоря на Ольге;  за-
метим, что летописцу нужно было поместить это известие позднее по  сооб-
ражениям с малолетством Святослава при смерти отцовой. Под 907 годом по-
мещено известие о походе Олега на греков. Известный характер рассказа  о
походе Олеговом ясно указывает на источник - устные  народные  сказания,
причем в летописи нельзя не заметить явную сшивку двух известий: она об-
личается повторением одного и того же известия о дани сперва по 12  гри-
вен на человека, а потом по 12 гривен на ключ.
   Под 911 годом помещено известие о комете, взятое, очевидно,  из  гре-
ческой или болгарской летописи; под 912 годом договор с греками. Неоспо-
римые свидетельства греческих источников о договорах, заключаемых  Импе-
риею с разными варварскими народами, свидетельства о  договорах,  именно
заключенных с Русью, соответствие последних договоров договорам,  заклю-
ченным с другими народами, необходимость,  какую  чувствовало  греческое
правительство урядиться с русским князем относительно того,  как  посту-
пать в случаях столкновения русских с подданными Империи в  Константино-
поле, случаях, не могших быть редкими,  полное  соответствие  содержания
договоров обстоятельствам времени, наконец язык, во многих  местах  тем-
ный, показывающий ясные следы перевода с греческого, не оставляют  ника-
кого сомнения в подлинности договоров - Олегова, Игорева,  Святославова.
По всем вероятностям до летописца дошел перевод современный  подлиннику;
перевод этот должен был храниться в Киеве у  князей,  и  храниться  тща-
тельно, потому что торговые сношения русских с Византиею были  предметом
первой важности для Руси и князей ее, а нет сомнения, что и впоследствии
поступали с русскими в Константинополе на основании  древних  договоров;
странно думать, что норманны вообще заботились мало о сохранении  и  ис-
полнении договоров: норманские пираты, быть может,  мало  заботились  об
этом, но уже показано было прежде, что русские  князья  не  могли  оста-
ваться норманскими пиратами, и где доказательство, что они мало  заботи-
лись об их исполнении и сохранении? После  заключения  Олегова  договора
Игорь пошел на греков; но где доказательства, что он пошел не  вынужден-
ный нарушением договора со стороны греков? Когда последние объявили ему,
что будут платить столько же, сколько платили Олегу, то  он  заключил  с
ними мир; имеем право думать, что поход был именно и предпринят для  то-
го, чтобы восстановить прежние отношения. Святослав завоевал Болгарию по
договору с греками же и потом вел против них войну оборонительную; поход
Владимира тесно связан в летописи  с  намерением  принять  христианство;
Ярослав послал сына на греков именно потому, что в Константинополе  оби-
дели русских купцов, следовательно, не выполнили договора. Надобно заме-
тить, что у нас вообще походы древних русских князей на Византию  предс-
тавляются чем-то беспрерывным, обычным, тогда как всех  их  было  только
шесть.
   Записав предание о смерти Олеговой, летописец  вставляет  известия  о
волхвах, являвшихся у других народов; вставка понятная по тому интересу,
который возбуждали волхвы между современниками летописца. Долговременное
княжение Игоря, от которого дошло очень мало преданий,  пополняется  из-
вестиями из греческой и болгарской летописи. Известие  о  первом  походе
Игореве на греков взято из тех же источников, известие о втором  из  ту-
земных преданий; из них же взято оправдание в  неудаче  первого  похода;
очевиден тот же самый источник в  известиях  о  смерти  Игоря,  о  мести
Ольги, о ее распоряжениях, о крещении, которое описано исключительно  по
туземным преданиям без всякого соображения с греческими источниками: это
доказывает имя императора, при котором крестилась Ольга, Цимиский, и год
события. Еще в княжение Игоря, 943 годом оканчиваются выписки из гречес-
кой или болгарской летописи о тамошних событиях, и с этих пор, очевидно,
исключительное пользование туземными устными преданиями. Уже  выше  было
замечено, когда должно было окончательно образоваться предание о  пропо-
ведниках разных вер при Владимире; здесь заметим  любопытное  показание:
во времена летописца жили люди, которые помнили крещение земли  Русской;
несмотря на то, во времена же летописца уже существовали различные  про-
тиворечивые предания об этом событии, о месте крещения Владимирова;  ут-
верждая, что Владимир крестился в Корсуни, летописец прибавляет: "Се  же
не сведуще право глаголють, яко крестился есть в Киеве; инии же реша Ва-
силиви; друзии же инако скажут"; так, в одном дошедшем до нас житии Вла-
димира сказано, что этот князь предпринимал поход на Корсунь, на  третий
год по принятии крещения. Заметим явную сшивку в начале княжения  Свято-
полкова: тотчас после известия о смерти Владимировой, после заглавия:  о
убиении Борисове, читаем: "Святополк же седе  Кыеве  по  отце  своем,  и
съзва кыяны, и нача даяти им именье", а после известия о смерти  Святос-
лава древлянского, читаем опять: "Святополк же оканный нача княжити Кые-
ве. Созвав люди, нача даяти овем корзна, а другым кунами и  раздая  мно-
жество". Очевидно, что об убиения св. Бориса и  Глеба  вставлено  особое
сказание в  летопись:  это  доказывает  особое  заглавие;  заметим,  что
вследствие сильнейшего развития церковной литературы в позднейших  спис-
ках летописи мы встречаем распространенные сказания не только об убиении
св. Бориса и Глеба, но также и о страдании первомучеников русских, варя-
гов Феодора и Иоанна. В разных сказаниях о св. Борисе и Глебе замечаются
разногласия; так, в сказании, вставленном в летопись, читается, что  св.
Глеб ехал из Мурома, полагая, что умирающий отец зовет его к себе,  а  в
других сказаниях говорится, что Глеб во время кончины св. Владимира  на-
ходился в Киеве, а не в Муроме и, узнав, что Святополк послал  убийц  на
Бориса, отправился тайно вверх по Днепру, но был настигнут убийцами  под
Смоленском. Против первого известия приводят, что 1В 43  дня,  протекшие
междуубиением Бориса 24-го июля и Глеба 5-го сентября,  не  могли  умес-
титься все события, рассказанные в этом известии, что  гонец,  посланный
от Святополка в Муром, не мог возвратиться к своему князю с вестию,  что
Глеб отправился ранее первых чисел сентября, и если  Святополк  по  этой
вести отправил убийц вверх по Днепру, то как они успели проплыть  в  три
или четыре дня около 650 верст ? Но, во-первых,  из  сказания  вовсе  не
видно, чтоб Святополк послал убийц тогда только,  когда  получил  весть,
что Глеб отправился; в ожидании, что Глеб отправится по известному пути,
он мог послать убийц гораздо прежде. Во-вторых, в сказании  нет  никаких
хронологических указаний. Заметим также, что в  оказании,  помещенном  в
летописи, нет никаких противоречий, нет слов Борисовых "поне  узрю  лице
брата моего меньшего Глеба, яко же Иосиф Вениамина".  Во  всяком  случае

Страницы: «« « 241   242   243   244   245   246   247   248   249  250   251   252   253   254   255   256   257   258   259  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен