Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 245   246   247   248   249   250   251   252   253  254   255   256   257   258   259   260   261   262   263  » »»

этому князю, сравнение его с Мономахом; потом  с  1202  года  начинается
рассказ о событиях, происходивших по  смерти  Романа.  Примету  летопис-
ца-современника, очевидца событий можно отыскать под 1226 годом в  расс-
казе о борьбе Мстислава торопецкого с венграми: "Мстислав же выехал про-
тиву с полкы, онем же позоровавшим нас, и ехаша угре в станы своя".  На-
чальной Новгородской летописи не дошло до нас в чистоте; в известных нам
списках известия из нее находятся уже в смешении  с  начальною  Киевскою
летописью: в древнейшем, так  называемом  Синодальном  списке  недостает
первых пятнадцати тетрадей. Другой список, так  называемый  Толстовский,
начинается любопытным местом, очевидно, принадлежащим позднейшему соста-
вителю, соединявшему Новгородскую начальную летопись с  Киевскою:  "Вре-
менник, еже нарицается летописание князей и земля  Русския,  како  избра
бог страну нашу на последнее время, и грады почаша (бывати)  по  местом,
преже Новгородская волость и потом Киевская, и о поставлении Киева, како
во имя (Кия) назвася Киев. Якоже древле царь Рим, прозвася  во  имя  его
град Рим, и паки Антиох, и бысть Антиохия, и пакы Селевк,  бысть  Селев-
кия, и паки Александр, бысть Александрия во имя его. И  по  многа  места
тако прозвани быша гради ти во имяна цареч тех и князь тех. Яко в  нашей
стране прозван бысть град великий Киев во имя Кия, его же древле нарица-
ют перевозника бывша, инии же яко и ловы деяща около града своего. Велик
бо есть промысл божий, еже яви в последняя времена! Куда же древле пога-
ни жряху бесом на горах, туда же ныне церкви  святыя  стоят  златоверхия
каменозданныя, и монастыреве исполнени черноризцев, беспрестанно  славя-
щих бога в молитвах и в бдении, в посте, в слезах, ихже ради молитв  мир
стоит. Аще бо кто к святым прибегнет церквам, тем велику  ползу  приимет
души же и телу. Мы же на последнее возвратимся. О начале Русьскыя  земля
и о князях, како и откуда быша". За этим следует не раз приведенное мес-
то о древних князьях и дружине с увещанием современникам  подражать  им:
"Вас молю, стадо Христово, с любовию, приклоните ушеса ваша разумно; ка-
ко быша древня князи и мужи их и проч." Здесь можно приметить, что  пер-
вое заглавие "Временник, еже нарицается летописание князей и земля  Рус-
кия" и следующее за ним рассуждение о начале городов  принадлежит  позд-
нейшему составителю; а второе заглавие: "О начале  Русьскыя  земля  и  о
князих" - с рассуждением о древних князьях, взято им из древнейшего  ле-
тописца - какого: новгородского или киевского - решить трудно. Рассужде-
ние о древних князьях и боярах оканчивается так: "Да отселе, братия воз-
любленная моя, останемся от несытьства своего: доволни будите урокы  ва-
шими. Яко и Павел пишет: ему же дань, то дань, ему же урок, то урок;  ни
кому же насилия творяще, милостынею цветуще, страннолюбием в страсе  бо-
жии и правоверии свое спасение содевающе, да и зде добре поживем, и тамо
вечней жизни причастници будем. Се же таковая. Мы же от начала  Русьской
земли до сего лета и вся по ряду известно да скажем, от Михаила царя  до
Александра и Исакия". Выше было указано  на  примету  первого  летописца
новгородского, ученика Ефремова; примету другого позднейшего составителя
находим под годом 1144: "В то же лето постави мя попом архиепископ  свя-
тый Нифонт".
   В связи с вопросом о Новгородской летописи находится вопрос о так на-
зываемой Иоакимовой летописи, помещенной в первом томе Истории  Российс-
кой Татищева. Нет сомнения, что  составитель  ее  пользовался  начальною
Новгородскою летописью, которая не дошла до нас и которую он приписывает
первому новгородскому епископу Иоакиму, -  на  каком  основании,  решить
нельзя; быть может, он основался только на следующем  месте  рассказа  о
крещении новгородцев: "Мы же стояхом на Торговой стране, ходихом по тор-
жищам и улицам, учахом люди елико можахом".
   Исследовавши состав наших летописей в том виде, в каком они дошли  до
нас, скажем несколько слов об общем их характере и о  некоторых  местных
особенностях. Летопись вышла из рук духовенства; это обстоятельство, ра-
зумеется, сильнее всего должно было определить ее характер. Летописец  -
духовное лицо, ищет в описываемых им  событиях  религиозно-нравственного
смысла, предлагает читателям свой труд как религиозно-нравственное  поу-
чение; отсюда высокое религиозное значение этого труда в глазах летопис-
ца и в глазах всех современников его; Сильвестр в своей  приписке  гово-
рит, что он написал летописец, надеясь принять милость от бога, следова-
тельно написание летописи считалось подвигом религиозным, угодным  богу.
Говоря в начале о событиях древней языческой истории, летописец  удержи-
вается от благочестивых наставлений и размышлений: поступки людей, неве-
дущих закона божия, не представляют ему приличного к тому случая. Только
с рассказа об Ольге-христианке начинаются  благочестивые  размышления  и
поучения; непослушание язычника Святослава святой матери подает первый к
тому повод: "Он же не послуша матери, творяще норовы поганьские, не  ве-
дый, аще кто матере не послушает, в беду впадаеть; яко же рече: аще  кто
отца, ли матере  не  послушаеть,  смертью  да  умреть".  Таким  образом,
бедственная кончина Святослава представляется следствием его  непослуша-
ния матери. Смерть св. Ольги доставляет повод к  другому  размышлению  о
славе и блаженстве праведников. Потом не встречаем благочестивых размыш-
лений до рассказа о предательстве Блуда: "О, злая лесть человечьска!  Се
есть съвет зол, иже свещевають на кровопролитья; то суть неистовии,  иже
приемше от князя или от господина своего честь, ли  дары  ти  мыслять  о
главе князя своего на погубленье, горьше суть бесов таковии".  Святополк
Окаянный с самого рассказа о зачатии  его  подвергается  уже  нареканию,
предсказывается в нем будущий злодей: "От греховынаго бо корени зол плод
бывает". Противоположность  Владимира-язычника  и  Владимира-христианина
также подает повод к поучению; смерть двух варягов-христиан не могла ос-
таться без благочестивого размышления о преждевременной радости дьявола,
который не предвидел скорого торжества истинной веры. При известии о на-
чале книжного учения летописец обнаруживает сильную радость и прославля-
ет бога за неизреченную милость его. "Сим же раздаяном на ученье книгам,
събысться пророчество на Рустьей земли, глаголющее: во оны днии услышать
глусии словеса книжная, и ясен будеть язык гугнивых. Се бо не беша преди
слышали словесе книжнаго, но по божью строю, и по милости своей помилова
бог, яко же рече пророк: помилую, его же аще помилую" и проч. За  извес-
тием о смерти Владимира следует похвала этому князю, из которой  узнаем,
что во времена летописца Владимир не был  еще  причтен  к  лику  святых:
"Дивно же есть се, колико добра створил Русьтей земли, крестив ю. Мы  же
христиане суще, не въздаем почестья противу онаго възданью. Аще бы он не
крестил бы нас, то ныне были быхом в прельсти дьяволи, яко же и пророди-
тели наши погынуша. Да аще быхом имели потщанье и мольбы приносили  богу
зань, в день преставленья его, и видя бы бог тщанье наше к нему, просла-
вил бы и: нам бо достоить зань бога молити, понеже тем  бога  познахом".
Мы уже прежде упоминали о похвале книжному учению, внесенной в  летопись

Страницы: «« « 245   246   247   248   249   250   251   252   253  254   255   256   257   258   259   260   261   262   263  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен