Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 236   237   238   239   240   241   242   243   244  245   246   247   248   249   250   251   252   253   254  » »»

димира Старого, в противоположность другим, младшим Владимирам. Эти  бы-
лины позднейшего времени, начиная со времен Владимира Мономаха, он  про-
тивополагает песням, сочиненным по замышлению вещего Бояна.  Кто  бы  ни
был этот Боян, сочинитель ли старых русских песен, истинный или  мнимый,
или даже Гомер, как думают некоторые, очевидно только то, что сочинитель
Слова о полку Игореву противополагает свое сочинение  сочинениям  Бояна,
противополагает по времени, не хочет заноситься в отдаленные века, к от-
даленным событиям, воспетым Бояном, или, что очень кажется  нам  вероят-
ным, противополагая былину замышлению, противополагая Слово, рассказ  об
истинном происшествии без малейшего отступления от него, - песни,  сочи-
нитель которой позволял себе большую свободу, хотя бы воспевал  действи-
тельное событие, действительно существовавшее лицо: "Не лепо ли  ны  бя-
шет, братие, начати старыми словесы трудных повестий  о  пълку  Игореве,
Игоря Святославича! начати же ся тый песни по былинам сего времени, а не
по замышлению Бояна. Боян бо вещий, аще кому хотяше  песнь  творити,  то
растекашеся мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под  об-
лакы".
   Итак, продолжает сочинитель Слова, начнем,  братия,  повесть  эту  от
старого Владимира и дойдем до нынешнего  Игоря,  "который  препоясал  ум
крепостию, изострил сердце мужеством, наполнился ратного духа,  и  навел
свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую" -  после  этого
непосредственно следуют слова: "Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и
увидал, что все воины его прикрыты тьмою". Здесь с первого взгляда  оче-
виден пропуск, ибо сочинитель обещал начать повесть от старого  Владими-
ра; мы необходимо должны предположить здесь рассказы о борьбе Мономаха и
последующих князей с половцами и потом  естественный  переход  к  походу
Игоря на поганых; очень вероятно, что приведенное нами выше  поэтическое
сказание о походах Мономаха и о том, что  происходило  в  степи  по  его
смерти, находилось между этими сказаниями, которыми начал  свою  повесть
сочинитель Слова о полку Игореву.
   Последний верен своему обещанию рассказывать по былинам: рассказ  его
совершенно одинаков с рассказом летописца, лишнего в нем одни только по-
этические украшения; что же касается подробностей, то их гораздо  больше
в летописи. Любопытно, что в Слове гораздо больше превозносится похвала-
ми Всеволод Святославич, чем Игорь, старший брат; в битве на первом пла-
не поставлен Всеволод: этим рассказ сочинителя Слова отличается от расс-
каза летописного; но такое предпочтение  Всеволода  объясняется  словами
летописца, который, сказавши о смерти Всеволода,  прибавляет,  что  этот
князь превосходил всех Ольговичей доблестию.  Особенно  же  замечательны
для нас слова автора об усобицах княжеских: в сильных выражениях  описы-
вает он усобицы, происходившие вследствие лишения волостей Олега Святос-
лавича: "Тогда земля сеялась и росла усобицами, погибла жизнь  Дажбогова
внука, в княжих крамолах век человеческий сократился. Тогда  по  Русской
земле редко раздавались крики земледельцев, но часто каркали вороны, де-
ля между собою трупы, часто говорили свою речь галки, сбираясь лететь на
добычу". В другом месте: "Сказал брат брату: это мое, и это мое же, и за
малое стали князья говорить большое, начали сами на себя ковать крамолу:
а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую".  Описы-
вая общее горе на Руси, когда услыхали здесь об истреблении полков  Иго-
ревых, сочинитель Слова опять начинает говорить  об  усобицах:  "встонал
Киев тугою, а Чернигов напастями; тоска разлилась по  Русской  земле;  а
князья сами на себя крамолу ковали, а поганые наезжали на Русскую землю,
брали дань по белке от двора". В этом отношении замечательна также жало-
ба старого Святослава киевского, когда он узнал о беде сезерских князей:
"Все зло мне происходит от княжого непособия; благоприятное время от не-
го упущено... Великий князь Всеволод (III)! чтоб  тебе  перелететь  сюда
издалека, отцовского золотаго стола поблюсти! Ведь ты можешь Волгу раск-
ропить, а Дон шлемами вычерпать; если бы ты был здесь, то была бы у  нас
половецкая раба по ногате, а раб по резани". Сочинитель от имени Святос-
лава обращается также и к другим князьям с  требованием  помощи  Русской
земле и мести поганым за обиду Игореву. Обращаясь к племени  Всеславову,
князьям полоцким, он упрекает их как  зачинщиков  усобиц,  которые  дали
возможность поганым нападать на Русскую землю: здесь  разумеется  первая
усобица по смерти Ярослава, начатая Всеславом полоцким. "Ох! - прибавля-
ет сочинитель, - стонать Русской земле, припомнивши первую годину и пер-
вых князей: того старого Владимира (Мономаха) нельзя было пригвоздить  к
горам Киевским"(tm).
   В древних русских стихотворениях  из  лиц  исторических  описываемого
времени является действующим новгородец Василий Буслаев(tm). Песня в не-
которых чертах верно изображает старину новгородскую, в некоторых стари-
ну общую русскую. "В славном великом Новгороде жил Буслай  до  девяноста
лет; с Новгородом жил, не перечился, с  мужиками  новгородскими  поперек
словечка не говаривал. По смерти Буслая осталась вдовою жена его  Амелфа
Тимофеевна да сын молодой, Василий Буслаевич". Этот-то Василий представ-
лен в песни образцом и предводителем новгородской буйной молодежи, слав-
ной походами своими на севере, ходившей всюду без  новгородского  слова,
не дававшей покоя ни своим, ни чужим. Василий стал водиться с пьяницами,
безумницами, удалыми добрыми молодцами, пьяный стал буйствовать по  ули-
цам, бить, уродовать прохожих. Пошли жалобы на молодого буяна; новгород-
цы, однако, не попытались его взять и  наказать;  над  ним  была  другая
власть, к которой и обратился город с жалобой, - власть  старухи-матери:
к ней посадские, богатые мужики новгородские принесли великую жалобу  на
буйство сына; она стала журить, бранить Василия;  журьба  не  полюбилась
ему, и он вздумал набрать себе дружину таких же молодцов,  чтоб  с  ними
буйствовать безнаказанно; он кликнул клич: "Кто хочет пить и есть  гото-
вое, вались к Ваське на широкий двор, пей и  ешь  готовое,  носи  платье
разноцветное". Охотники нашлись, собралось их двадцать  девять  человек.
Пришли они в братчину Никольщину, Василий заплатил за каждого  брата  по
пяти рублей, за себя пятьдесят рублей, и церковный староста принял их  в
братчину; вечером начались потехи, которые летописец  называет  от  беса
замышленным делом: стали бороться, а в ином кругу на кулачки  биться,  и
от кулачного бою дошло до большой драки: мы видели, как немецкие  купцы,
в договоре с новгородцами, обезопасивали свой двор относительно  обычной
новгородской забавы - драки; недаром в Новгороде  ходило  предание,  что
Перун, когда его тащили в Волхов через большой мост, бросил свою палку и
сказал: "Пусть новгородцы этим меня поминают!" Этою палкою и теперь  бе-
зумные убиваются, утеху творят бесам, прибавляет летописец. Василий вме-
шался в драку и кто-то его очень неловко задел; он закричал  своим,  что
его бьют, дружина выскочила, и началась схватка: "скоро они улицу  очис-
тили, прибили уже много до смерти, вдвое, втрое перековеркали, руки, но-

Страницы: «« « 236   237   238   239   240   241   242   243   244  245   246   247   248   249   250   251   252   253   254  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен