Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 229   230   231   232   233   234   235   236   237  238   239   240   241   242   243   244   245   246   247  » »»

кость в княжеском племени Святославичей черниговских, еще большую в  ли-
нии этих Святославичей, которая утвердилась на дальнейшем востоке, в об-
ласти Муромской и Рязанской, замечаем на  северо-востоке  большую  жест-
кость в самых формах, в самых выражениях.
   Мы видели, как вместе с христианством принялась на Руси  грамотность,
и принялась крепко: почва нашлась удобная; в описываемое время мы не ви-
дим препятствий к распространению грамотности, напротив,  видим  обстоя-
тельства благоприятствующие; связь с Византиею постоянная; оттуда прихо-
дят митрополиты и епископы; греческие царевны  выходят  замуж  за  наших
князей, наши княжны выходят за греческих царевичей, путешествуют в Конс-
тантинополь, в Иерусалим, как, например, Янка Всеволодовна, св. Евфроси-
ния полоцкая; путешествуют в  Иерусалим  духовные  лица,  простые  люди;
страсть к паломничеству так усилилась,  что  духовенство  начало  воору-
жаться против нее, прямо запрещая  отправляться  в  Иерусалим,  увещевая
вести христианскую жизнь на месте жительства, накладывая  даже  епитимьи
на дающих обеты идти в Иерусалим: эти обеты, говорило духовенство, губят
землю нашу. Частые и тесные сношения с Польшею и  Венгриею  открывали  в
Русь доступ и латинскому языку. Не забудем, что просвещение  было  тесно
соединено с религиею: кто больше читал, тот, значило, был больше утверж-
ден в вере; отсюда религиозное направление, столь могущественное,  необ-
ходимо влекло за собою стремление к распространению грамотности,  приоб-
ретению книг. Сыновья и внуки Ярослава  I  наследовали  его  ревность  к
распространению книжного учения. Сын его Святослав собирал книги,  кото-
рыми наполнил свои клети; из этих книг дошло до нас два сборника. Другой
сын Ярослава I, Всеволод, говорил на пяти иностранных языках, которые он
изучил сидя дома, как выражается сын его, Мономах, и  этим  дает  знать,
что Всеволод изучил языки не по необходимости во время странствования по
чужим землям, но единственно из любознательности;  Мономах  говорит  при
этом, что знание языков доставляет почет от иностранцев. Религиозная на-
читанность Мономаха видна из его сочинений. Святослав (Святоша)  Давыдо-
вич собирал книги, которые подарил Киево-Печерскому  монастырю;  по  его
побуждению инок Феодосий перевел с греческого послание Льва, папы  римс-
кого к Флавиану, архиепископу константинопольскому.  В  своде  летописей
Татищева, в подлинности которых нет основания сомневаться, часто  встре-
чаем известия об образованности князей, например, о Святославе Ростисла-
виче говорится, что он знал греческий язык и книги охотно читал, о  Свя-
тославе Юрьевиче, что он охотник был читать и милостиво принимал  ученых
людей, приходивших из Греции и стран западных, часто с ними разговаривал
и спорил; о Романе Ростиславиче смоленском, что он многих людей понуждал
к учению, устроил училища, при которых содержал учителей греческих и ла-
тинских на свой счет и не хотел иметь священников не ученых; на  это  он
издержал все свое имение, так что по смерти его  ничего  не  осталось  в
казне, и смольняне похоронили его на свой счет. Михаил Юрьевич, по  сло-
вам того же свода летописей, очень хорошо знал св. писание, с греками  и
латинами говорил на их языках так же свободно, как по-русски, но не  лю-
бил спорить о вере. О Ярославе Владимировиче галицком говорится, что  он
знал иностранные языки, читал много книг, так  что  мог  сам  наставлять
правой вере, понуждал духовенство учить мирян, определял монахов  учите-
лями и монастырские доходы назначал для содержания училищ. О Константине
Всеволодовиче в дошедших до нас летописях говорится, что он всех умудрял
духовными беседами, потому что часто и прилежно читал книги; а  в  Тати-
щевском своде летописей говорится, что он был очень учен, держал при се-
бе людей ученых, накупал много старинных книг греческих дорогою ценою  и
велел переводить их на русский язык, собирал известия  о  делах  древних
славных князей, сам писал и другие с ним трудились; одних греческих книг
было у него более тысячи, которые частию сам купил, частию получил в дар
от патриархов.
   Если при Владимире и Ярославе посылали детей  учиться  к  священникам
при церквах, то обычай этот должен был продолжаться и распространяться в
описываемое время; имеем полное право принять известие  о  существовании
училищ при церквах, дворах епископских  и  заводимых  князьями  на  свой
счет; также известие, что в этих училищах учили  греческому  языку,  ибо
для утверждения в вере необходимо было распространять переводы  духовных
книг с греческого языка; училища эти служили и для образования священни-
ков, на что прямо указывает приведенное известие о цели училища,  устро-
енного в Смоленске князем Романом Ростиславичем; встречаем также  извес-
тие об училищах на Волыни. Что духовенство описываемого времени ясно по-
нимало необходимость образования для своего сословия, видно из следующих
слов одного духовного лица XII века: "Если властели мира  сего  и  люди,
занятые заботами житейскими, обнаруживают сильную охоту к чтению, то тем
больше нужно учиться нам, и всем сердцем искать сведения в слове божием,
писанном о спасении душ наших". Этими словами всего лучше подтверждаются
приведенные известия о любви к чтению и вообще образованности князей.
   Какие же дошли до нас памятники этой образованности? Мы  видели,  что
уже при Ярославе I русские люди начали испытывать свои силы в  собствен-
ных сочинениях религиозного содержания, видели этот первый опыт, сделан-
ный первым нашим митрополитом из русских, Иларионом; при означенных выше
благоприятных условиях для грамотности в описываемое время  имеем  право
ожидать большего числа подобных памятников; и действительно, до нас  до-
шел ряд сочинений религиозного  содержания,  принадлежащих  известнейшим
духовным лицам эпохи. Большая часть их составляет поучения, обращенные к
одному какому-нибудь лицу по известному случаю или к  целому  народу,  к
целой пастве. Из первых упомянем об ответе св.  Феодосия  Печерского  на
вопрос великого князя Изяслава, следует ли в  день  воскресный  закалать
животных и употреблять их мясо? Феодосий отвечает, что, после  того  как
господь сошел на землю, жидовское все умолкло. Нет греха закалать живот-
ных в воскресенье; если же будем закалать в субботу, а  есть  в  воскре-
сенье, то это явное жидовство. Потом Феодосий говорит, в какие дни  сле-
дует поститься. На вопрос великого князя Изяслава о вере  латинской  или
варяжской Феодосий отвечал: "Вера их зла и закон их не чист: они икон не
целуют, в пост мясо едят, на опресноках служат;  христианам  не  следует
отдавать за них дочерей и брать их дочерей за себя замуж, не  должно  ни
брататься с ними, ни кумиться, ни есть, ни пить из одного сосуда. Но ес-
ли они попросят у вас есть, то дайте им пищу в их сосудах, если же у них
сосудов не будет, то дайте в своих, только потом вымойте  эти  сосуды  и
молитву над ними прочтите. Латины Евангелие и Апостол имеют, иконы  свя-
тые и в церковь ходят, но вера их и закон не  чисты,  множеством  ересей
своих они всю землю обесчестили, потому что по всей земле живут  варяги.
Нет жизни вечной живущим в вере латинской,  армянской,  сарацинской.  Не
следует их веры хвалить, свою веру беспрестанно хвали и подвизайся в ней

Страницы: «« « 229   230   231   232   233   234   235   236   237  238   239   240   241   242   243   244   245   246   247  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен