Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 227   228   229   230   231   232   233   234   235  236   237   238   239   240   241   242   243   244   245  » »»

лям берегов Сулы реки) частию от половцев, частию от  своих  посадников;
при Всеволоде Ольговиче тиуны разорили Киев и Вышгород; при  Ростислави-
чах на севере посадники, поставленные из южнорусских  детских,  разорили
Владимирскую волость; лучшим доказательством дурного состояния  правосу-
дия на Руси в описываемое время служит понятие, какое имели современники
о тиуне: в слове Даниила Заточника читаем: "Не  имей  себе  двора  близь
княжа двора, не держи села близь княжа села, потому  что  тиун  его  как
огонь, и рядовичи его как искры". Дошло до нас любопытное известие,  как
однажды полоцкий князь спрашивал священника: какая судьба ожидает  тиуна
на том свете? тиун несправедливо судит, взятки берет,  людей  отягощает,
мучит? Название должностного л:ица ябедник приняло также  дурное  значе-
ние. Не умея или не желая объяснить такое дурное  состояние  правосудия,
летописец принужден сказать, что где закон, там и обид много!
   Мерилом нравственного состояния общества могут служить также  понятия
о народном праве. Мы видели, что вести войну значило  причинять  неприя-
тельской волости как можно больше вреда - жечь, грабить, бить,  отводить
в плен; если пленные неприятельские ратники отягощали  движение  войска,
были опасны при новых встречах с врагом, то их  убивали,  иногда  князья
после войны уговаривались возвратить все взятое с обеих сторон, но  есть
пример, что князь после войны уводит жителей целого города, им  взятого,
и селит их в своей волости. В способе ведения войны у  себя,  в  русских
областях и в чужих странах, христианских и нехристианских, не видим  ни-
какой разницы. При заключении мира употреблялась клятва - крестное цело-
вание, утверждение дедовское и отцовское, по словам князей, и грамоты  с
условиями мира назывались потому крестными. Нарушения  клятвы  встречаем
часто, особенно были знамениты ими два князя: Владимир галицкий и  млад-
ший сын Мстислава Великого, Владимир; твердостию в клятве славился Моно-
мах; но и он раз позволил уговорить себя  нарушить  клятву  относительно
половецких ханов на том основании, что поганые также беспрестанно  нару-
шают клятву; сын Мономаха Мстислав, несмотря на разрешение  духовенства,
всю жизнь раскаивался в том, что нарушил клятву, данную Ярославу  черни-
говскому; из последних князей за  твердое  сохранение  клятвы  летописец
хвалит Глеба Юрьевича. Война объявлялась отсылкою  крестных  грамот.  Мы
упоминали, что послами отправлялись часто духовные лица, как  подвергав-
шиеся меньшей опасности; но Всеволод III не усумнился задержать  священ-
ников, присланных  к  нему  для  переговоров  Святославом  черниговским;
Мстислав Храбрый велел остричь голову и бороду послу Боголюбского; Изяс-
лавову послу, Петру Бориславичу, не дали в Галиче ни повозки, ни  корма,
и он боялся дальнейших притеснений от Владимирка; впрочем, было  призна-
но, что убивать посла не следует: когда владимирцы  (на  Волыни)  хотели
убить священника, присланного от Игоревичей галицких, то  приятели  пос-
ледних стали говорить, что не подобает убить посла. Христианство,  разу-
меется, действовало и здесь благодетельно: Игорь  северский  признается,
что, отдав на щит город Глебов, не пощадивши христиан, он сделал великий
грех, за который бог отомстил ему пленом у  половцев;  Мономах  заключил
мир с Глебом минским, не желая, чтобы кровь христианская  проливалась  в
великий пост; по воскресеньям не делали приступов  к  городам;  Всеволод
Ольгович, исполнившись страха  божия,  по  словам  летописца,  не  хочет
пользоваться пожаром в Переяславле, чтоб взять этот город; такую же  со-
вестливость обнаруживают Ростиславичи в борьбе с Юрьевичами после Липец-
кой битвы.
   Повсюду и между князьями, и между простыми людьми видим борьбу новых,
лучших, христианских понятий и стремлений со страстями, слабо обуздывае-
мыми в новорожденном обществе, и с прежними языческими обычаями. В жизни
многих князей замечаем сильное религиозное направление: Мономах был  ре-
лигиозен не на словах только, не в наставлениях только детям: по  словам
летописца, он всею душою любил бога и доказывал это на деле, храня запо-
веди божии, имея всегда страх божий в сердце, будучи милостив  неимовер-
но; дан был ему от бога такой дар, прибавляет летописец,  что  когда  он
входил в церковь и слышал пение, то не мог удерживаться от слез. Мы  ви-
дели иноческие подвиги Святослава Давыдовича черниговского,  религиозное
направление Ростислава Мстиславича, христианскую кончину Ярослава галиц-
кого. Но у некоторых благочестие ограничивалось только внешним  исполне-
нием обрядов, и когда дело шло об удовлетворении страстям, то на запове-
ди религии и на служителей ее обращали  мало  внимания:  брат  Мономаха,
Ростислав, не усумнилоя умертвить св. инока Григория за обличение;  Свя-
тополк Изяславич был благочестив, уважал монастырь Киево-печерский и его
иноков; по когда дело шло об удовлетворении корыстолюбия, то мучил  этих
самых монахов, гнал игумена за обличения; сын его Мстислав умертвил  св.
Феодора и Василия. Владимирко галицкий, наругавшись над клятвою, сказав-
ши: "Что мне сделает этот маленький крестик?", пошел в церковь к  вечер-
не; не щадя сокровищ для сооружения и украшений церквей, не  считали  за
грех жечь и грабить церкви в волостях неприятельских. Вслед  за  людьми,
которые шли в монастырь для борьбы со страстями, шли туда  же  люди  для
удовлетворения страстям своим: в духовных посланиях XII  века  встречаем
сильные укоры монахам, которые милуют свое тело, переменяют платье,  под
предлогом праздников учреждают особую трапезу с пивом и долго  сидят  за
нею, ищут над старейшими взять свою волю, собираются вместе не бога  ра-
ди, не для того, чтоб рассуждать о пользе, но для яростных  споров,  для
бесстыдных нападений на эконома и  келаря,  Пастыри  церкви  вооружаются
против обычаев давать в монастырях пиры, на которые созываются мужчины и
женщины. Спор, так сильно и долго занимавший русское  общество,  спор  о
том, что есть в известные дни, принадлежит  также  к  характеристическим
явлениям эпохи.
   Вооружаясь против уклонений от  правил  христианской  нравственности,
церковь должна была вооружаться против старых языческих понятий и обыча-
ев, которые были еще так сильны в тогдашнем русском обществе, особенно в
низшем его слое. Мы видели, как в Новгороде весь простой народ отошел  к
волхву, и только князь с дружиною стал подле епи:копа; встречаем  извес-
тие, что в описываемое время продолжали приносить жертвы  бесам  (т.  е.
прежним божествам), болотам и колодцам, что были люди, которые имели  по
две жены, что простой народ не брал для брака благословения  церковного,
считая это обрядом, установленным  только  для  князей  и  бояр,  и  до-
вольствуясь  одним  языческим  обрядом  плескания,  что  женщины  носили
больных детей к волхвам, и если замечали охлаждение  любви  в  муже,  то
омывали тело свое водою и эту воду давали пить мужу. Особенно трудно бы-
ло изгнать память о древней религии из народных увеселений, песен,  пля-
сок, игр, которые были языческого происхождения; вот почему церковь  из-
начала так сильно стала вооружаться против этих увеселений: "Разве мы не
погански живем, - говорит летописец, - когда во встречу веруем? Если кто

Страницы: «« « 227   228   229   230   231   232   233   234   235  236   237   238   239   240   241   242   243   244   245  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен