Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 219   220   221   222   223   224   225   226   227  228   229   230   231   232   233   234   235   236   237  » »»

ша душ боле тмы".
   Торговля в описываемое время была главным  средством  накопления  бо-
гатств на Руси, ибо не встречаем более известий  о  выгодных  походах  в
Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов.  Умноже-
ние богатств при столкновении с более образованными народами обнаружива-
лось в стремлении к украшению жизни, к искусству. Искусство прежде всего
служило религии: часто с подробностями рассказывает летописец о построе-
нии церквей. В конце XI века известен был охотою к постройкам митрополит
Ефрем, живший в Переяславле, где сначала была митрополия; он построил  в
Переяславле церковь святого Михаила, украсивши ее  всякою  красотою,  по
выражению летописца; докончив эту церковь, он заложил другую на  городс-
ких воротах, во имя святого Феодора, потом третью  -  св.  Андрея,  и  у
церкви от ворот строение банное чего не было  прежде  на  Руси;  заложил
вокруг города стену каменную, одним словом,  украсил  город  Переяславль
зданиями церковными и разными другими. В 1115  году  соединенные  князья
построили в Вышгороде каменную церковь, куда перенесли из деревянной мо-
щи св. Бориса и Глеба, над ракою которых поставили терем серебряный.  На
севере как строитель и украситель церквей славился  Андрей  Боголюбский;
главным памятником его ревности осталась здесь Богородничная церковь  во
Владимире Залесском, построенная в 1158 г. вся из белого  камня,  приве-
зенного водою из Болгарии; новейшие исследования подтверждают  известие,
что церковь эта построена западными художниками, присланными  Андрею  от
императора Фридриха 1. В этой церкви стояла знаменитая икона богородицы,
принесенная из Царя-града; в нее,  по  словам  летописи,  Андрей  вковал
больше тридцати гривен золота, кроме  серебра,  драгоценных  каменьев  и
жемчуга. В 1194 г., при Всеволоде III, эта церковь была обновлена  после
большого пожара; при Всеволоде же построен во Владимире Дмитриевский со-
бор, "дивно украшенный иконами и писанием". В 1194 году  обновлена  была
Богородичная церковь в Суздале, которая, по словам летописца, опадала от
старости и безнарядья; покрыли ее оловом от  верху  до  комар  (наружных
сводов) и притворов. Чудное дело! говорит при  этом  летописец;  епископ
Иоанн не искал мастеров у немцев, а нашел их между служками при  Богоро-
дичной владимирской церкви и своими собственными;  они  сумели  и  олово
лить, и покрыть, и известью выбелить. Здесь летописец прямо говорит, что
епископ не искал мастеров между немцами  -  знак,  что  других  мастеров
(греческих), кроме западных, немецких, на севере не знали, что предшест-
вующие здания, церкви Боголюбского были построены последними. Но  понов-
ленная таким образом церковь не долго простояла: в 1222 году князь  Юрий
Всеволодович принужден был сломать ее, потому что начала разрушаться  от
старости и верх обвалился; построена она была  при  Владимире  Мономахе.
Упомянутая выше церковь св. Михаила в Переяславле упала в 1122 году,  не
простоявши и 50 лет. Строили церкви и каменные очень скоро; так,  напри-
мер, в Новгороде в 1179 году заложили церковь Благовещения 21-го мая,  а
кончили 25-го августа; в 1196 году заложили церковь св. Кирилла в  апре-
ле, закончили 8-го июля, в 1198 году в Русе заложили церковь  Преображе-
ния 21-го мая, а кончили 31-го июля; в том же году  в  Новгороде  начали
строить церковь Преображения 8-го июня, а кончили в сентябре; в 1219  г.
заложили церковь каменную малую св. Трех Отрок и окончили ее  в  4  дня.
Снаружи церкви покрывались оловом, верх или главы золотились; внутри ук-
рашались иконами, стенною живописью, серебряными паникадилами; иконы ук-
рашались золотом и финифтью, дорогими каменьями и жемчугом.  Из  русских
иконописцев упоминается св. Алимпий Печерский,  выучившийся  своему  ис-
кусству у греческих мастеров, приходивших для расписывания церкви в  Пе-
черском монастыре; как видно, он занимался также и мозаикою Под 1200 го-
дом упоминается о строении каменной стены под  церковью  св.  Михаила  у
Днепра, на Выдубечи; строителем был Милонег Петр, которого великий князь
Рюрик выбрал между своими приятелями, как сказано в летописи.
   Материальное благосостояние, зависевшее в  главных  городах  Руси  по
преимуществу от торговли и побуждавшее  к  построению  более  или  менее
прочных, украшенных зданий общественных, преимущественно церквей, должно
было, разумеется, действовать и  на  удобства  частной,  домашней  жизни
русских людей описываемого времени; к сожалению, об этой  частной  жизни
до нас дошли чрезвычайно скудные известия; знаем, что были очень богатые
люди, в домах которых можно было много пограбить, таковы были, например,
Мирошкиничи в Новгороде, у которых народ в 1209 году  взял  бесчисленные
сокровища, остаток разделили по зубу, по три гривны по всему городу,  но
другие побрали еще тайком, и от того многие разбогатели; как  ни  толко-
вать это место, все выходит, что каждый новгородец получил по три  грив-
ны. Но мы не знаем, в каких  удобствах  житейских  выказывали  свое  бо-
гатство богачи новгородские и других городов; у них были села, много че-
ляди-рабов, большие стада; разумеется, домы их были обширнее, но о  рас-
положении и украшении домов мы ничего не знаем. И  общественные  здания,
церкви строились непрочно, некоторые сами  падали,  другие  должно  было
разбирать и строить снова; неудивительно, что частные  здания  не  могли
долго сохраняться, будучи преимущественно, если не исключительно постро-
ены из дерева, и нет основания думать, чтоб они  разнились  от  построек
предшествовавшего времени. Простота постройки, дешевизна материала,  ле-
са, который был в таком изобилии, простота и малочисленность  того,  что
мы называем мебелью, должны были много  помогать  народу  в  перенесении
бедствий от усобиц и неприятельских нашествий: деньги, немногие  дорогие
вещи, дорогое платье легко было спрятать, легко унести с  собою;  укрыв-
шись в ближайшем лесу или городе во время беды,  возвращались  назад  по
уходе неприятеля и легко опять обстраивались. Такое отсутствие прочности
жилищ вместе с простотою быта содействовали той легкости, с какою жители
целых городов переселялись в другие места, целые города бежали от непри-
ятеля и затворялись в других городах, иногда князья переводили целые го-
рода из одной области в другую; киевляне говорят  Ярославичам,  что  они
зажгут свой город и уйдут в Грецию; таким образом, наши деревянные горо-
да представляли переход от вежи половца и торчина к каменным городам За-
падной Европы, и народонаселение древней Руси, несмотря  на  свою  осед-
лость, не могло иметь сильной привязанности к своим деревянным,  непроч-
ным городам, которые не могли резко отличаться друг  от  друга;  природа
страны была также одинакова, везде был простор,  везде  были  одинаковые
удобства для поселения, князья тяготились малолюдностию, были рады пере-
селенцам: отсюда понятно, почему нетолько в описываемое время, но и  го-
раздо позднее мы замечаем легкость, с какою русские люди переселялись из
одного места в другое, легко им было при всяком неблагоприятном  обстоя-
тельстве разбрестись розно.
   Мы заметили, что относительно постройки, расположения жилищ и  мебели
почти ничего нельзя прибавить против того, что было сказано о древнейшем

Страницы: «« « 219   220   221   222   223   224   225   226   227  228   229   230   231   232   233   234   235   236   237  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен