Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 214   215   216   217   218   219   220   221   222  223   224   225   226   227   228   229   230   231   232  » »»

   Вследствие почти исключительно деревянного строения в городах  пожары
должны были быть опустошительны: в Новгороде от 1054 до 1228 года упоми-
нается  одиннадцать  больших  пожаров:  в  1097  году  погорело  Заречье
(он-пол) и детинец; в 1102 году погорели хоромы от ручья мимо Славна  до
церкви св. Илии; в 1113 погорел он-пол и город Кромный; в  1139  погорел
торговый пол, причем сгорело 10 церквей; в 1144 погорел холм; в 1152 по-
горел весь торг с осьмью церквами и девятою Варяжскою, т. е.  Латинскою;
в 1175 сгорели три церкви; в 1177 погорел Неревский конец с пятью  церк-
вами; в 1181 две церкви и много дворов; в 1194 году летом  в  неделю  на
Всех святых загорелся один двор на Ярышеве улице, и встал пожар сильный:
сгорело три церкви; потом перекинуло на Лукину  улицу;  на  другой  день
сгорело еще 10 дворов; в конце недели  еще  новый  пожар:  сгорело  семь
церквей и домы большие, после чего каждый день загоралось местах в шести
и больше, так что люди не смели жить (жировать) в домах, а жили по полю;
потом погорело Городище и Людин конец; пожары продолжались от Всех  свя-
тых до Успеньева дня; в том же году погорела Ладога и Руса. В 1211  году
сгорело в Новгороде 15 церквей и 4300 дворов; в 1217  погорело  все  За-
речье, кто вбежал в каменные церкви с имением, и те все сгорели со  всем
добром своим, в Варяжской божнице сгорел  весь  товар  немецких  купцов,
церквей сгорело 15 деревянных, а у каменных сгорели верхи и притворы. Из
других городов упоминается под 1183 г. сильный пожар во  Владимире  Кля-
земском: сгорел почти весь город с 32-мя церквами; в 1192  году  сгорела
половина города с 14 церквами; в 1198 году опять сильный пожар в том  же
городе: сгорело 16 церквей и почти половина города; в 1211 году  погорел
Ростов едва не весь с 15 церквами; в 1221 г. погорел весь Ярославль с 17
церквами; в 1227 погорел опять Владимир с 27 церквами, в следующем  году
новый пожар: сгорели княжие хоромы и две церкви. В 1124 году сгорел поч-
ти весь Киев, одних церквей погорело около шестисот (??).  В  1183  году
погорел весь Городец от молнии.
   Мы сказали о внешнем виде русского города в описываемое время; теперь
должны обратить внимание на его народонаселение. Мы видели, что в  горо-
дах жила дружина со своими различными подразделениями; но от этой дружи-
ны явственно различаются собственные граждане, горожане, так,  например,
явственно различается дружина киевских князей и  киевляне,  владимирская
дружина и владимирцы; на вечах киевляне отделяются от дружины.  Из  кого
же состояла эта масса собственно городского народонаселения и как  дели-
лась она? Современные источники указывают нам в городах людей торговых и
ремесленников, людей промышленных разного рода; о купцах не нужно приво-
дить известий: они так часто встречаются в летописи;  ростовцы  называют
жителей Владимира каменщиками, в Новгороде упоминается серебряник весец;
в Вышгороде упоминаются огородники с их старейшиною; очень вероятно, что
и в описываемое время, как впоследствии, люди, занимающиеся какою-нибудь
одною отраслью промышленности, жили вместе на особых местах, имея  своих
старост или старейшин: название концов новгородских Плотницкий, Гончарс-
кий могут указывать на это. Встречаем известия о смердах в городах:  ду-
маем, что здесь должно разуметь  под  смердами  простых  людей,  черных,
чернь или даже вообще всех горожан в противоположность дружине; так, под
1152 годом читаем, что Иван Берладник осадил галицкий город Ушицу,  куда
взошла засада князя Ярослава и билась крепко, но смерды стали перескаки-
вать через стенные забрала к Ивану, и перебежало их 300  человек;  здесь
смерды - жители Ушицы противополагаются засаде, дружине княжеской:  пос-
ледняя билась крепко против Берладника, а смерды перебегали к нему.  Как
после, так и теперь, собственно городовое  народонаселение  делилось  на
сотни, ибо кроме прямых известий, продолжаем встречать название соцких с
важным значением; понятно, какое близкое отношение к собственно  городс-
кому народонаселению должен был иметь тысяцкий и в мирное  и  в  военное
время. Итак, начальствующими лицами в городе были: в стольном  -  князь,
державший подле себя тиуна, в нестольном -  посадник,  державший  также,
вероятно, подле себя тиуна; тысяцкий, соцкие, десяцкие, старосты концов,
улиц, старосты для отдельных промыслов; из лиц, употреблявшихся при  уп-
равлении и суде, встречаем названия подвойских, биричей, ябедников;  би-
ричей и подвойских князь Изяслав Мстиславич посылал в Новгороде  кликать
народ по улицам, звать к князю на обед. Особых чиновников для сохранения
порядка в городе, как видно, не было; в летописи  под  1115  годом,  при
описании торжества перенесения мощей св. Бориса и Глеба, читаем, что Мо-
номах, видя, как толпы народа, налегая со всех сторон,  мешают  шествию,
приказал разметать народу деньги, чтоб он отхлынул в сторону. Кроме  ту-
земного народонаселения в некоторых торговых городах, преимущественно  в
Киеве и Новгороде, видим иноземное народонаселение, постоянное и времен-
ное (насельницы). В Новгороде живут немецкие купцы,  имеют  свою  особую
церковь (божницу Варяжскую); в Киеве постоянно или по крайней мере в из-
вестное время видим жидов, живущих особым кварталом или улицею, отчего и
ворота носят название Жидовских; Лядские ворота  в  Киеве  указывают  на
Польский квартал или улицу; Латина упоминается в числе киевскаго народо-
населения под 1174 годом.
   Из волостного разделения нам известно по-прежнему разделение  на  по-
госты; встречаем известие и о станах: так, говорится, что  Всеволод  III
ехал за своею дочерью до трехстанов; не знаем, имел ли уже в  это  время
стан значение известного правительственного средоточия или  еще  означал
только станцию; во всяком случае заметим, что значение стана  совершенно
совпадает с значением погоста, как оно объяснено выше: оба, и  погост  и
стан, из мест временной остановки правителя сделались постоянным  прави-
тельственным средоточием. Кроме городов, населенные места в волости  но-
сят название слобод (свобод) и сел; название слободы носило вновь  заве-
денное поселение, пользующееся поэтому некоторою особенностию, некоторы-
ми льготами, свободою от известных повинностей; из современных  источни-
ков известно, что слободы, наравне с селами, могли быть в частном владе-
нии, могли приобретаться покупкою. Сельское народонаселение в противопо-
ложность городскому вообще называется смердами; но мы имеем полное право
разделять сельское народонаселение на свободное и несвободное, находяще-
еся в частной собственности князя, бояр и других  людей,  ибо  встречаем
известия о селах с челядью, рабами; сказанное о положении наймитов и хо-
лопей в эпоху до смерти Ярослава I должно относиться  и  к  описываемому
времени; заметим только в  Новгородской  летописи  выражение  одерень  в
смысле полного холопа, что прежде  выражалось  словом  обельный,  обель.
Кроме описанных слоев народонаселения в юго-восточных  пределах  русских
владений, по границам княжеств Киевского, Переяславского, Черниговского,
мы видим инородное народонаселение, слывущее  под  общим  именем  черных
клобуков и под частными названиями торков, берендеев, коуев, турпеев; мы
видели их значение, деятельность в событиях описываемого времени; из ле-

Страницы: «« « 214   215   216   217   218   219   220   221   222  223   224   225   226   227   228   229   230   231   232  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен