Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 213   214   215   216   217   218   219   220   221  222   223   224   225   226   227   228   229   230   231  » »»

ность настоящих, или степенных. Один только раз встретили  мы  указание,
что при избрании в посадники при всех равных обстоятельствах  обращалось
внимание на старшинство: так, в 1211 году  Твердислав  уступил  посадни-
чество Димитрию Якуничу, потому что последний был страше его. Иногда ви-
дим, что посадник, сверженный в Новгороде, шел посадничать  в  пригород,
причем случалось, что пригорожане не принимали его, опять, вероятно,  по
отношениям своим к городским партиям; но при этом  легко  заметить,  что
посадники избираются обыкновенно из одного известного круга боярских фа-
милий. Все вышесказанное о превращении посадника из чиновника княжеского
в городового объясняется примером тысяцкого. Тысяцкий  существует  везде
подле князя в качестве его чиновника; в летописи встречаем известия, что
такой-то князь дал тысячу такому-то из своих приближенных: в Новгороде и
этот чиновник вместе с посадником стал подлежать народному избранию.
   Если право сопоставлять с князем посадника не  могло  быть  уступлено
Новгороду Ярославом I, произошло во времена позднейшие, то нельзя отнес-
ти ко временам Ярослава I и других  условий,  встречаемых  в  договорных
новгородских грамотах с великими  князьями,  например:  "Из  Суздальской
земли тебе Новгорода не рядить и волостей не раздавать", или: "А на  Ни-
зу, князь, новгородца не судить", ибо мы знаем, что Мономах рядил Новго-
род, судил новгородцев и раздавал волости из Киева. К этому должно  при-
бавить еще, что сами новгородцы, требуя от великих князей клятвы в  соб-
людении вышеозначенных условий и приводя в пример прежних князей, давав-
ших подобную клятву, нигде, однако, не упоминают имени Ярослава I.  При-
веденное обстоятельство тем более важно, что в других случаях новгородцы
именно указывают на грамоты Ярославовы.  О  содержании  этих  грамот  мы
должны заключить по обстоятельствам, в которых они упоминаются.  В  1228
году новгородцы поссорились с князем своим Ярославом  Всеволодовичем  за
то, что он поступил не по грамотам Ярославовым, а именно, наложил  новую
пошлину и посылал судей по волостям. На следующий год прибыл к ним князь
Михаил и целовал крест на всех  грамотах  Ярославовых,  вследствие  сего
тотчас же сделал финансовое распоряжение, а именно дал  свободу  смердам
на пять лет не платить дани. В 1230 году Ярослав, снова призванный,  ус-
тупил новгородцам и целовал крест на всех грамотах Ярославовых.  В  1339
году, когда великий князь Иоанн Данилович прислал требовать у  новгород-
цев ханского запроса, то они отвечали: "Того у нас не бывало  от  начала
мира, и ты, князь, целовал крест к Новгороду  по  старой  пошлине  и  по
Ярославовым грамотам". Вот все случаи, где новгородцы упоминают о грамо-
тах Ярославовых. Видя, что во всех этих случаях дело идет  о  финансовых
льготах, можно  заключать,  что  льготные  грамоты  Ярославовы  касались
только финансовых постановлений, и точно, в летописи встречаем известие,
что новгородцы получили подобную грамоту от Ярослава I. В  одной  только
Степенной книге сказано, что Ярослав I дал новгородцам позволение  брать
из его племени себе князя, какого захотят. Но, во-первых, новгородцы ни-
когда не упоминают об этом праве, полученном ими от Ярослава I, например
когда они не хотели принять к себе Святополкова сына на  место  любимого
ими Мстислава, то им прежде всего следовало бы указать на это право,  но
они молчат о нем, а указывают другие причины, именно уход Святополка  от
них и распоряжение великого князя Всеволода. Во-вторых, в летописях  чи-
таем, что новгородцы освобождены прежними князьями, прадедами князей,  а
не Ярославом, что потом подтверждается и в самой Степенной книге.  Сооб-
ражая все обстоятельства, можно с вероятностию положить, что особенности
в быту Новгорода произошли мало-помалу, вследствие известных  историчес-
ких условий, а не вследствие пожалования Ярославова,  о  котором,  кроме
Степенной книги, не знает ни одна летопись.
   Что касается до внешнего вида русского города в описываемое время, то
он обыкновенно состоял из нескольких частей: первую, главную, существен-
ную часть составлял собственно город, огороженное стенами  пространство;
впоследствии времени около города образуются  новые  поселения,  которые
также обводятся стенами; отсюда город получает двойные укрепления: город
внутренний (днешний) и город наружный  (окольный,  кромный),  внутренний
город носил также название детинца, внешний - острога; поселения, распо-
ложенные около главного города, или детинца,  назывались  nepeдгopoдueм.
Стены бывали каменные и деревянные (преимущественно) с дощатыми  забора-
лами, башнями (вежами) и воротами, которые носили названия или по  поло-
жению в известную сторону, например Восточные, или по украшениям, напри-
мер Золотые, Серебряные, или по тем частям города, к которым  прилегали,
по их народонаселению, например в Киеве были ворота Жидовские,  Лядские,
или по церквам, которые находились в башнях над воротами или,  быть  мо-
жет, даже  по  образам,  или  наконец  по  каким-нибудь  другим  обстоя-
тельствам, например Водяные в новгородском Детинце, выводящие к реке,  и
т. п. Упоминаются два вала, и место, находящееся между ними, носит  наз-
вание болонья. Передгородие разделялось на концы, концы - на улицы.  Го-
родское строение было тогда исключительно деревянное, церкви были камен-
ные и деревянные; что касается до количества церквей  в  городах,  то  в
Новгороде с 1054 года по 1229 построено было 69 церквей, из  которых  15
были, наверно, деревянные, ибо о них или прямо сказано так или  сказано,
что они были срублены; из остальных о некоторых прямо сказано,  что  они
были каменные, о других же ничего не сказано;  в  число  69  включены  и
церкви монастырские; нельзя думать, чтобы до 1054  года  находилось  уже
очень много церквей в Новгороде; это количество церквей во втором по бо-
гатству (после Киева) русском городе может дать нам приблизительное  по-
нятие о количестве церквей в Киеве. Из городных построек летописи упоми-
нают о мостах деревянных,  которые  разбирались;  Новгородская  летопись
упоминает о построении мостов через Волхов;  в  Киеве  Владимир  Мономах
устроил мост через Днепр в 1115 г. Из общественных зданий в  городе  па-
мятники упоминают о тюрьмах или погребах: о постройке их узнаем, во-пер-
вых, то, что у них были окна (небольшие оконцы): дружина Изяславова  со-
ветовала этому князю подозвать заточенного Всеслава полоцкого  к  оконцу
его тюрьмы и убить; описывая освобождение Игоря Ольговича из тюрьмы, ле-
тописец говорит, что великий князь Изяслав приказал "над ним поруб розо-
имати, и тако выяша из поруба вельми больнаго и несоша у келью". В  Сте-
пенной книге при описании чудес св. Бориса и Глеба читаем,  что  великий
князь Святополк Изяславич посадил двух человек в тюрьму без исследования
вины их, по клевете, и, посадивши, позабыл о них. Они молились св. Бори-
су и Глебу, и в одну ночь - "дверем сущим погребным заключенным, лестви-
цы же вне лежащи извлечены", - один из узников чудесным образом  освобо-
дился от оков и, явившись в церковь, рассказал всем об этом; отправились
к тюрьме - "и видеша ключи неврежены и замок, лествицу ж, по ней же вос-
ходят и исходят, вне лежащу". Каждый город имел торговые площади, торги,
торговища; из летописи известно, что торги производились по пятницам.

Страницы: «« « 213   214   215   216   217   218   219   220   221  222   223   224   225   226   227   228   229   230   231  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен