Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 » »» ность настоящих, или степенных. Один только раз встретили мы указание, что при избрании в посадники при всех равных обстоятельствах обращалось внимание на старшинство: так, в 1211 году Твердислав уступил посадни- чество Димитрию Якуничу, потому что последний был страше его. Иногда ви- дим, что посадник, сверженный в Новгороде, шел посадничать в пригород, причем случалось, что пригорожане не принимали его, опять, вероятно, по отношениям своим к городским партиям; но при этом легко заметить, что посадники избираются обыкновенно из одного известного круга боярских фа- милий. Все вышесказанное о превращении посадника из чиновника княжеского в городового объясняется примером тысяцкого. Тысяцкий существует везде подле князя в качестве его чиновника; в летописи встречаем известия, что такой-то князь дал тысячу такому-то из своих приближенных: в Новгороде и этот чиновник вместе с посадником стал подлежать народному избранию. Если право сопоставлять с князем посадника не могло быть уступлено Новгороду Ярославом I, произошло во времена позднейшие, то нельзя отнес- ти ко временам Ярослава I и других условий, встречаемых в договорных новгородских грамотах с великими князьями, например: "Из Суздальской земли тебе Новгорода не рядить и волостей не раздавать", или: "А на Ни- зу, князь, новгородца не судить", ибо мы знаем, что Мономах рядил Новго- род, судил новгородцев и раздавал волости из Киева. К этому должно при- бавить еще, что сами новгородцы, требуя от великих князей клятвы в соб- людении вышеозначенных условий и приводя в пример прежних князей, давав- ших подобную клятву, нигде, однако, не упоминают имени Ярослава I. При- веденное обстоятельство тем более важно, что в других случаях новгородцы именно указывают на грамоты Ярославовы. О содержании этих грамот мы должны заключить по обстоятельствам, в которых они упоминаются. В 1228 году новгородцы поссорились с князем своим Ярославом Всеволодовичем за то, что он поступил не по грамотам Ярославовым, а именно, наложил новую пошлину и посылал судей по волостям. На следующий год прибыл к ним князь Михаил и целовал крест на всех грамотах Ярославовых, вследствие сего тотчас же сделал финансовое распоряжение, а именно дал свободу смердам на пять лет не платить дани. В 1230 году Ярослав, снова призванный, ус- тупил новгородцам и целовал крест на всех грамотах Ярославовых. В 1339 году, когда великий князь Иоанн Данилович прислал требовать у новгород- цев ханского запроса, то они отвечали: "Того у нас не бывало от начала мира, и ты, князь, целовал крест к Новгороду по старой пошлине и по Ярославовым грамотам". Вот все случаи, где новгородцы упоминают о грамо- тах Ярославовых. Видя, что во всех этих случаях дело идет о финансовых льготах, можно заключать, что льготные грамоты Ярославовы касались только финансовых постановлений, и точно, в летописи встречаем известие, что новгородцы получили подобную грамоту от Ярослава I. В одной только Степенной книге сказано, что Ярослав I дал новгородцам позволение брать из его племени себе князя, какого захотят. Но, во-первых, новгородцы ни- когда не упоминают об этом праве, полученном ими от Ярослава I, например когда они не хотели принять к себе Святополкова сына на место любимого ими Мстислава, то им прежде всего следовало бы указать на это право, но они молчат о нем, а указывают другие причины, именно уход Святополка от них и распоряжение великого князя Всеволода. Во-вторых, в летописях чи- таем, что новгородцы освобождены прежними князьями, прадедами князей, а не Ярославом, что потом подтверждается и в самой Степенной книге. Сооб- ражая все обстоятельства, можно с вероятностию положить, что особенности в быту Новгорода произошли мало-помалу, вследствие известных историчес- ких условий, а не вследствие пожалования Ярославова, о котором, кроме Степенной книги, не знает ни одна летопись. Что касается до внешнего вида русского города в описываемое время, то он обыкновенно состоял из нескольких частей: первую, главную, существен- ную часть составлял собственно город, огороженное стенами пространство; впоследствии времени около города образуются новые поселения, которые также обводятся стенами; отсюда город получает двойные укрепления: город внутренний (днешний) и город наружный (окольный, кромный), внутренний город носил также название детинца, внешний - острога; поселения, распо- ложенные около главного города, или детинца, назывались nepeдгopoдueм. Стены бывали каменные и деревянные (преимущественно) с дощатыми забора- лами, башнями (вежами) и воротами, которые носили названия или по поло- жению в известную сторону, например Восточные, или по украшениям, напри- мер Золотые, Серебряные, или по тем частям города, к которым прилегали, по их народонаселению, например в Киеве были ворота Жидовские, Лядские, или по церквам, которые находились в башнях над воротами или, быть мо- жет, даже по образам, или наконец по каким-нибудь другим обстоя- тельствам, например Водяные в новгородском Детинце, выводящие к реке, и т. п. Упоминаются два вала, и место, находящееся между ними, носит наз- вание болонья. Передгородие разделялось на концы, концы - на улицы. Го- родское строение было тогда исключительно деревянное, церкви были камен- ные и деревянные; что касается до количества церквей в городах, то в Новгороде с 1054 года по 1229 построено было 69 церквей, из которых 15 были, наверно, деревянные, ибо о них или прямо сказано так или сказано, что они были срублены; из остальных о некоторых прямо сказано, что они были каменные, о других же ничего не сказано; в число 69 включены и церкви монастырские; нельзя думать, чтобы до 1054 года находилось уже очень много церквей в Новгороде; это количество церквей во втором по бо- гатству (после Киева) русском городе может дать нам приблизительное по- нятие о количестве церквей в Киеве. Из городных построек летописи упоми- нают о мостах деревянных, которые разбирались; Новгородская летопись упоминает о построении мостов через Волхов; в Киеве Владимир Мономах устроил мост через Днепр в 1115 г. Из общественных зданий в городе па- мятники упоминают о тюрьмах или погребах: о постройке их узнаем, во-пер- вых, то, что у них были окна (небольшие оконцы): дружина Изяславова со- ветовала этому князю подозвать заточенного Всеслава полоцкого к оконцу его тюрьмы и убить; описывая освобождение Игоря Ольговича из тюрьмы, ле- тописец говорит, что великий князь Изяслав приказал "над ним поруб розо- имати, и тако выяша из поруба вельми больнаго и несоша у келью". В Сте- пенной книге при описании чудес св. Бориса и Глеба читаем, что великий князь Святополк Изяславич посадил двух человек в тюрьму без исследования вины их, по клевете, и, посадивши, позабыл о них. Они молились св. Бори- су и Глебу, и в одну ночь - "дверем сущим погребным заключенным, лестви- цы же вне лежащи извлечены", - один из узников чудесным образом освобо- дился от оков и, явившись в церковь, рассказал всем об этом; отправились к тюрьме - "и видеша ключи неврежены и замок, лествицу ж, по ней же вос- ходят и исходят, вне лежащу". Каждый город имел торговые площади, торги, торговища; из летописи известно, что торги производились по пятницам. Страницы: «« « 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |