Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 208   209   210   211   212   213   214   215   216  217   218   219   220   221   222   223   224   225   226  » »»

описываемого времени, или подразумевалось, как естественное и  необходи-
мое, и явилось только после при ослаблении родовой связи между князьями,
обособлении княжеств - решить нельзя по  неимению  княжеских  договорных
грамот из описываемого периода; мы знаем одно только, что такие  грамоты
существовали в это время. Хороший князь, по современным понятиям, не от-
делял своих выгод от выгод дружины, ничего не щадил для последней, ниче-
го не откладывал собственно для себя; жил он с нею в братском,  задушев-
ном кружку, не скрывал от нее  имения,  не  тая  дум  своих,  намерений:
"Князь! - говорит дружина Мстиславу Изяславичу, - тебе  без  нас  нельзя
было ничего ни замыслить, ни сделать, а мы все знаем твою  истинную  лю-
бовь ко всей братьи". А Владимиру Мстиславичу дружина говорит:  "Ты  сам
собою это, князь, замыслил, так мы не едем за тобою, мы ничего  не  зна-
ли". Из тона летописи видно, что не нравилось, когда князь  имел  одного
любимца, которому открывал свои думы, скрывая их от  остальной  дружины:
так, рассказывая о дурном поступке Святослава Всеволодовича с  Ростисла-
вичами, летописец говорит: "Святослав посоветовался с княгинею да с Коч-
карем, любимцем своим, а лучшим мужам думы своей не объявил". Князь поч-
ти все время свое проводил с дружиною: с нею думу думал, на охоту ездил,
пировал; в житии св. Феодосия читаем,  что  когда  князь  Изяслав  хотел
ехать к преподобному, то распускал всех бояр по домам и являлся в монас-
тырь с одним малым отроком: это рассказывается как исключение из обычая.
При таких близких отношениях бояр к князю естественно ожидать, что сове-
ты их и внушения не оставались без следствий в распрях и  усобицах  кня-
жеских: в деле ослепления Василька летописец  прямо  обвиняет  известных
бояр Давыдовых; не раз попадается известие, что  князь  поступил  дурно,
послушавшись злых советников; если дружинник по неудовольствию  оставлял
одного князя и переходил к другому, то, конечно,  не  мог  содействовать
приязни между ними. Мстислав Изяславич  отпустил  от  себя  двоих  бояр,
братьев Бориславичей, озлобив, по выражению летописца, потому что холопи
их покрали княжеских коней из стада; Бориславичи перешли к  Давыду  Рос-
тиславичу и начали ссорить его с Мстиславом. Вследствие таких  отношений
встречаем в летописи известие, что при княжеских договорах и бояре цело-
вали крест - добра хотеть между князьями, честь их беречь и  не  ссорить
их.
   По-прежнему встречаем различие между старшею и младшею дружиною. Ког-
да Святославу Ольговичу дали знать о смерти брата Игоря, то сказано, что
он созвал дружину свою старейшую и объявил ей об этом. Всеволод III пос-
лал сказать племяннику Мстиславу Ростиславичу: "Брат! если тебя  привела
дружина старейшая, то ступай в Ростов". Но старейшая дружина в  этом  же
самом рассказе переводится словом: бояре.  В  противоположность  старшей
встречаем название младшая дружина; так, Изяслав Мстиславич говорит бра-
ту Владимиру: "Ступай вперед на Белгород, а мы  все  отпускаем  с  тобою
дружину свою младшую, младшая дружина называется также  просто:  молодь,
молодые, молодые люди, продолжает носить название гридей, гридьбы. Члены
старшей дружины, бояре, были по преимуществу княжескими думцами,  совет-
никами; но встречаем известие, что иногда князья сзывают на совет бояр и
всю дружину свою. В состав дружины входила  также  собственная  прислуга
князя, жившая постоянно при нем, в его доме, дворце, это так  называемые
отроки, детские, пасынки, которые,  естественно,  разделялись  опять  на
старших и младших, или меньших. Таким образом, дружина состояла из  трех
частей: бояр, гридьбы и пасынков: летописец говорит, что  Мстислав  Рос-
тиславич, приехавши в Ростов, собрал бояр, гридьбу  и  пасынков,  и  всю
дружину. Третий отдел дружины, служня, слуги княжеские, живущие при  нем
в доме, на севере начинают носить название двора,  дворян;  естественно,
впрочем, ожидать, что в противоположность городовым  полкам  под  именем
дворян разумелась и вся дружина, все княжеское войско. Бояре имели  свои
домы в стольном городе княжеском, имели свои села; какого рода были  эти
села, кроме отчин, получали ли дружинники поместья от  князей  -  ничего
неизвестно. Кроме стольного  города  дружина  (преимущественно,  думаем,
младшая) жила также по другим городам, где отряды ее  составляли  засады
или гарнизоны, жила и по селам своим; после каждого похода дружина  рас-
пускалась. Княжеские слуги жили при дворе; но могли  также  чередоваться
службою, имея на стороне свои дома. Бояре имели около себя в походе свою
служню, своих отроков.
   Из бояр князь назначал тысяцких; что же касается  до  посадников,  то
они могли быть назначаемы и из детских. Тиуны княжеские и боярские имеют
прежнее значение. Из должностей служебных в доме, дворе княжеском встре-
чаем название ключников; на их должность указывает  следующее  известие:
когда Ростислав Мстиславич похоронил дядю своего Вячеслава, то, созвавши
бояр последнего, тиунов и ключников, велел принести перед себя все  име-
ние покойного князя. Покладник,  по  всем  вероятностям,  соответствовал
позднейшему спальнику. Звание конюший, стольник, меченоша объясняются из
самых слов. Упоминаются мечники; кощеи, которых, производя от слова кош,
можно принять за обозную прислугу; упоминаются седельники, название  ко-
торых указывает на их занятие; и кощеи и седельники находились при войс-
ке во время похода; седельники жили, как видно, целыми селениями  в  из-
вестных местах. В Новгородской летописи под 1181 годом встречаем  назва-
ние: кметство для лучших ратников, ибо это название в некоторых  списках
переводится чрез: мужи доброименитые. Мономах говорит,  что  он  взял  в
плен живыми пятерых князей половецких и иных кметий молодых пятнадцать.
   По-прежнему находим в летописи ясные указания на различие между  дру-
жиною и полками, собираемыми из остального народонаселения, городского и
сельского; дружина отличается от полка.  Вячеслав  Владимирович  говорит
племяннику Изяславу: "Дружина моя и полк мой будут у нас с тобою общие";
Ярослав галицкий говорит киевскому боярину об отце своем:  "Полк  его  и
дружина его у меня"; хотя, разумеется, слово "полк" сохраняет и свое об-
щее значение войска, точно так же как и дружина; и,  с  другой  стороны,
полк имеет значение известного отдела в войске. Киевские полки резко от-
личаются от княжеских дружин в рассказе о битве Изяслава  Мстиславича  с
дядею Юрием под Киевом: "Вячеслав и Изяслав, не входя в город, раскинули
стан перед Золотыми воротами: Изяслав Давыдович стал между Золотыми  во-
ротами и Жидовскими, Ростислав с сыном Романом перед Жидовскими  ворота-
ми, Борис городенский у Лядских ворот, а между князьями  стали  киевляне
на конях и пеши"; тут же говорится, что Вячеслав и племянники его послу-
шались дружины, киевлян и черных клобуков. На участие сельского  народо-
населения в походах указывают прямо известия летописи о сборах  Мономаха
и Святополка на половцев; дружина говорила, что весною не время  идти  в
поход, ибо для этого нужно отнять поселян (смердов) и лошадей их от  по-
левых работ; Мономах отвечал на это: "Странно мне, что вы поселяя и  ло-
шадей их жалеете, а об том не подумаете, как весною начнет поселянин па-

Страницы: «« « 208   209   210   211   212   213   214   215   216  217   218   219   220   221   222   223   224   225   226  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен