Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»

рут себе князя из другого рода; но после мы  не  слышим  нигде  подобных
слов. Члены Рюрикова рода носят исключительно название князей; оно  при-
надлежит всем им по праву происхождения, не отнимается ни у  кого  ни  в
каком случае. Это звание князя, приобретаемое только рождением от  Рюри-
ковой крови, неотъемлемое, независящее ни от каких других условий,  рав-
няет между собою всех Рюриковичей, они прежде всего братья между  собою.
Особенное значение, связанное с княжеским родом, ясно выражается в лето-
писи: в 1151 году киевляне не могли помешать  неприятелям  переправиться
через Днепр по Зарубскому броду потому, говорит летописец, что князя тут
не было, а боярина не все слушают. "Не крепко бьются дружина и  половцы,
если с ними не ездим мы сами", - говорят князья в 1125 году.  Когда  га-
лицкий боярин Владислав похитил княжеское достоинство, то летописец  го-
ворит, что он ради княжения нашел зло племени своему и детям своим,  ибо
ни один князь не призрел детей его за дерзость отцовскую. По  княжескому
уговору князь за преступление не мог быть лишен жизни, как боярин, а на-
казывался только отнятием волости. Олег Святославич не хотел  позволить,
чтоб его судили епископ, игумены и простые люди (смерды). Братья пригла-
шают его в Киев: "Приезжай, говорят они, посоветуемся  о  Русской  земле
пред епископами, игуменами, пред мужами отцев наших и  пред  людьми  го-
родскими". Олег отвечает: "Неприлично судить меня епископу, либо  игуме-
нам, либо смердам". Из этих слов опять видно, что все остальное  народо-
население (исключая духовенство) в отношении  к  князю  носило  название
смердов, простых людей, не исключая и дружины, бояр, ибо  Олег  и  мужей
отцовских и людей городских означает общим именем  смердов.  В  этом  же
значении слово смерды сменяется выражением: черные люди; так,  северские
князья во время знаменитого похода на половцев говорят: "Если побежим  и
сами спасемся, а черных людей оставим, то грех нам будет их выдать".
   Князь был общее, неотъемлемое название для всех членов Рюрикова рода.
Старший в роде князь назывался великим; но сначала в летописи мы  встре-
чаем очень редко этот титул при имени  старшего  князя;  обыкновенно  он
придается только важнейшим князьям и то при описании их кончины, где ле-
тописец обыкновенно в украшенной речи говорит им похвалы. Ярослав I  на-
зывается великим князем русским; здесь слово "русский" однозначительно с
"всероссийский", князь всея Руси, потому что  Ярослав  по  смерти  брата
Мстислава владел за исключением Полоцка всеми русскими волостями.  После
Ярослава названием великого князя величается сын его Всеволод, внук  Мо-
номах, правнук Мстислав, сыновья и внуки последнего, но все  только  при
описании кончины. Рюрик Ростиславич называется великим князем при  жизни
и тогда, когда он не был еще старше всех на Руси, не сидел еще в  Киеве;
из этого можно заключить, что  название  "великий  князь"  употреблялось
иногда просто из учтивости, от усердия пишущего к известному  князю,  не
имело еще постоянного, определенного смысла. Но если в южной летописи мы
так редко встречаем название "великий князь", то в Северной Руси оно на-
чинает прилагаться постоянно к имени Всеволода III и сыновей  его,  дер-
жавших старшинство; здесь  даже  это  название  употребляется  одно  без
собственного имени для означения Всеволода III. Великими  князьями  всея
Руси названы Мономах при описании его кончины и Юрий Долгорукий при опи-
сании кончины Всеволода III: первый с достаточным  правом;  второй,  как
видно, - из особенного усердия северного летописца к  князьям  своим.  В
одном месте летописи, в похвале Мономаху и  сыну  его  Мстиславу,  слово
"великий" поставлено позади собственных имен их; так же не раз поставле-
но оно позади имени Всеволода III, но один раз явно для отличия  его  от
другого Всеволода, князя рязанского.
   Мы видели, каковы были отношения старшего князя  к  младшим;  видели,
что старший, если он был только названным,  а  не  настоящим  отцом  для
младших, распоряжался обыкновенно с ведома, совета и по договору с  пос-
ледними, отсюда понятно, что когда князь избавлялся от  родичей,  стано-
вился единовластителем, то вместе он делался чрез это и  самовластителем
в стране; вот почему слово "самовластец" в летописи употребляется в зна-
чении "единовластец"; так, сказано про Ярослава I, что по  смерти  брата
своего Мстислава он стал самовластец в Русской земле. Для означения выс-
шей власти, также из большей учтивости  и  усердия  относительно  князей
употреблялись слова: "царь, царский"; так, Юрий Долгорукий говорит  пле-
мяннику Изяславу: "Дай мне посадить  сына  в  Переяславле,  а  ты  сиди,
царствуя в Киеве", т.е. "а ты владей Киевом спокойно, независимо,  безо-
пасно, не боясь никого и не подчиняясь никому". Говоря об епископе  Фео-
доре, летописец прибавляет, что бог спас людей своих рукою крепкою, мыш-
цею высокою, рукою благочестивою, царскою правдивого, благоверного князя
Андрея. Когда после Рутского сражения воины Изяславовы,  нашедши  своего
князя в живых, изъявили необыкновенную радость,  то  летописец  говорит,
что они величали Изяслава как царя. Даниил Заточник пишет к Юрию  Долго-
рукому: "Помилуй меня, сын великого царя  Владимира".  Жена  смоленского
князя Романа причитает над гробом его: "Царь мой благий,  кроткий,  сми-
ренный!" Употребляются выражения:  "самодержец"  и  греческое  "кир".  В
изустных обращениях к князьям употреблялось слово  "господин"  или  чаще
просто "князь", иногда то и другое вместе.
   При спорности прав,  при  неопределенности  отношений  новый  старший
князь иногда нуждался в признании и родичей, и горожан,  и  пограничного
варварского народонаселения от них ото всех приходили к нему послы с зо-
вом идти на стол. Первым знаком признания князя  владеющим  в  известной
волости было посажение его на столе; этот  обряд  считался  необходимым,
без него князь не был вполне князем и потому  к  выражению  "вокняжился"
прибавляется: "и сел на столе". Это посажение происходило в главной  го-
родской церкви, в Киеве и Новгороде у св. Софии. Для указания того,  что
князь садился на стол по законному преемству, принадлежит к роду княжес-
кому и не изгой в этом роде, употреблялось выражение: "сел на столе отца
и деда". Признание князя сопровождалось присягою, целованием креста: "Ты
наш князь!" - говорили присягавшие. Когда родовое право князя было спор-
ное, когда его признанию предшествовало какое-нибудь  особенное  обстоя-
тельство, изменить или поддержать которое считалось нужным,  то  являлся
ряд, уговор; так, видим уговор о тиунах с Ольговичами, Игорем и  Святос-
лавом по смерти старшего брата их Всеволода. По смерти Изяслава Мстисла-
вича брат его Ростислав был посажен в Киеве с уговором, чтоб почитал дя-
дю своего Вячеслава как отца; ряд и целование креста назывались  утверж-
дением. Ряды по тогдашним отношениям бывали троякие: с  братьею,  дружи-
ною, горожанами.
   Князь и в описываемый период времени, как прежде, заботился  о  строе
земском, о ратях и об уставе земском. Он сносился с иностранными госуда-
рями, отправлял и принимал послов, вел войну и заключал  мир.  О  походе
иногда сам князь объявлял народу на вече; мы видели, как во время усоби-

Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен