Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 195   196   197   198   199   200   201   202   203  204   205   206   207   208   209   210   211   212   213  » »»

для всех родичей. Но при первых же князьях начинаются уже смуты и усоби-
цы: вследствие общего родового владения, по отсутствию отдельных  волос-
тей для каждого князя, наследственных для его потомства, являются изгои,
князья-сироты; преждевременною смертию отцов  лишенные  права  на  стар-
шинство, на правильное движение к нему  по  ступеням  родовой  лестницы,
предоставленные  милости  старших  родичей,  осужденные  сносить  тяжкую
участь сиротства, эти князья-сироты, изгои, естественно, стремятся выйти
из своего тяжкого положения, силою добыть себе волости в Русской  земле;
средства у них к тому под руками: в степях всегда можно  набрать  много-
численную толпу, готовую под чьими угодно знаменами броситься на Русь  в
надежде грабежа.
   Но сюда присоединяются еще другие причины смут: отношения  городского
народонаселения к князьям непрочны, неопределенны; старший сын Ярослава,
Изяслав, должен оставить Киев, где на его место садится князь  полоцкий,
мимо родовых прав и счетов. Последний недолго оставался на старшем русс-
ком столе, Изяслав возвратился на отцовское место, но скоро  был  изгнан
опять родными братьями; возвратился в другой раз по смерти брата Святос-
лава, но это возвращение повело к новым  усобицам,  потому  что  Изяслав
включил в число изгоев и сыновей Святославовых Изяслав погибает в  битве
с племянниками-изгоями, княжение брата его Всеволода  проходит  также  в
смутах. При первом старшем князе из второго поколения Ярославичей  прек-
ращаются усобицы, от изгойства происшедшие и на восточной и на  западной
стороне Днепра, прекращаются на  двух  съездах  княжеских:  Святославичи
входят во все права отца своего и получают  отцовскую  Черниговскую  во-
лость; на западе вследствие испомещения изгоев, кроме  давно  отделенной
Полоцкой волости, является еще отдельная волость Галицкая с князьями, не
имеющими права двигаться к старшинству и переходить на другие столы, об-
разуется также отдельная маленькая волость Городенская для потомства Да-
выда Игоревича.
   Казалось, что после родовых княжеских рядов при сыне Изяславовом сму-
ты должны были прекратиться, но вышло иначе, когда по смерти  Святополка
киевляне провозглашают князем своим Мономаха,  мимо  старших  двоюродных
братьев его, Святославичей. Благодаря материальному и нравственному  мо-
гуществу Мономаха и он, и старший сын его Мстислав владели спокойно Кие-
вом; родовая общность владения между тремя линиями Ярославова  потомства
и, следовательно, самая крепкая связь между ними должна  была  рушиться:
Святославичи черниговские должны были  навсегда  ограничиться  восточною
стороною Днепра, их волость должна была сделаться такою же отдельною во-
лостию, каковы были на западе волость Полоцкая или Галицкая; между сами-
ми Святославичами дядя потерял старшинство перед племянником, он  сам  и
потомки его должны были ограничиться одною Муромскою  волостью,  которая
вследствие этого явилась также особною от остальных волостей  черниговс-
ких;  старшая  линия  Изяславова  теряет  также  старшинство  и  волости
вследствие неуважения Ярослава Святополковича  к  дяде  и  тестю.  Впос-
ледствии она приобретает волость Туровскую в особное владение.
   Но вот по смерти Мстислава Великого и в самом племени Мономаховом на-
чинается усобица между племянниками от старшего брата и младшими дядьми,
что дает возможность Ольговичам черниговским добиться старшинства и Кие-
ва и восстановить таким образом нарушенное  было  общее  владение  между
двумя  линиями  Ярославова  потомства.  По  смерти  Всеволода  Ольговича
вследствие всеобщего народного нерасположения к Ольговичам  на  западной
стороне Днепра они лишаются старшинства, которое переходит к сыну Мстис-
лава  Великого  мимо  старших  дядей;  это  явление  могло  быть  богато
следствиями, если б Изяславу Мстиславичу удалось удержать за собою стар-
шинство; благодаря исключению из старшинства и из общего владения Ольго-
вичей, с одной стороны, и младшего Мономаховича Юрия, с другой, главные,
центральные владения Рюриковичей распадались  на  три  отдельные  части:
Русь Киевскую, Русь Черниговскую и Русь Ростовскую или  Суздальскую.  Но
крепкие еще родовые понятия на юге, в старой Руси, и другие  важные  ха-
рактеристические черты ее древнего быта, неопределенность  в  отношениях
городского народонаселения и пограничных варваров  помешали  разделению,
нарушению общего родового владения между князьями: когда дядя Юрий явил-
ся на юге, то племянник его Изяслав услыхал с разных сторон:  "Поклонись
дяде, мирись с ним, мы не пойдем против сына Мономахова", и вот Изяслав,
несмотря на все свои доблести, на расположение народное к  нему,  должен
был покаяться в грехе своем и признать старшинство дяди Вячеслава, всту-
пить к нему в сыновние отношения.
   Изяслав умер прежде дядей, брат его не был в уровень  своему  положе-
нию, и вот представление о старшинстве всех дядей над племянниками  тор-
жествует, а вместе с тем торжествует представление об общности  родового
владения: Юрий умирает на старшем столе  в  Киеве;  после  него  садится
здесь черниговский Давыдович,  последний  изгоняется  Мстиславом,  сыном
знаменитого Изяслава Мстиславича; Мстислав призывает в Киев из Смоленска
дядю Ростислава, по смерти которого занимает старший стол, но  сгоняется
с него дядею - Андреем Боголюбским.
   Андрей дает событиям другой ход: он не едет в Киев, отдает его  млад-
шему брату, а сам остается на севере, где является новый мир  отношений,
где старые города уступают новым, отношения которых к  князю  определен-
нее, где подле городов, живших по старине, нет и черных клобуков,  кото-
рые не привыкли ни к чему государственному. В силу поступка Андреева Юж-
ная, старая, Русь явственно подпала влиянию Северной,  где  сосредоточи-
лась и сила материальная и вместе нравственная, ибо здесь сидел  старший
в племени Мономаховом; все эти  отношения,  существовавшие  при  Андрее,
повторяются и при брате его, Всеволоде  III.  Таким  образом,  поколение
младшего сына Мономахова, Юрия, благодаря поселению его на севере усили-
вается пред всеми другими поколениями Ярославичей; и в этом усилении яв-
ляется возможность уничтожения родовых отношений между князьями,  общего
родового владения, является возможность государственного объединения Ру-
си; но какая же судьба предназначена доблестному потомству старшего  Мо-
номаховича, Мстислава Великого? Мы видели, что Изяслав Мстиславич и  сын
его Мстислав потерпели неудачу в борьбе с господствовавшим представлени-
ем о старшинстве дядей над племянниками; Мстислав Изяславич по  изгнании
своем из Киева войсками Боголюбского должен был удовольствоваться  одною
Волынью, и здесь он сам и потомки его обнаруживают наследственные стрем-
ления, обнаруживая притом и наследственные таланты; обстоятельства  были
благоприятны: Волынь была пограничною русскою областью,  в  беспрерывных
сношениях с западными государствами, где в это время, благодаря  различ-
ным условиям и столкновениям, родовые  княжеские  отношения  рушатся:  в
ближайшей Польше  духовные  сановники  рассуждают  о  преимуществе  нас-
ледственности в одной нисходящей линии пред общим родовым  владением;  в

Страницы: «« « 195   196   197   198   199   200   201   202   203  204   205   206   207   208   209   210   211   212   213  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен