Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 205   206   207   208   209   210   211   212   213  214   215   216   217   218   219   220   221   222   223  » »»

цы Изяслава Мстиславича с дядею Юрием киевляне сначала не могли решиться
поднять рук на сына Мономахова, старшего в племени, после  чего  Изяслав
должен был ограничиться одними охотниками,  людьми  себе  преданными;  в
Новгороде замечаем такие же явления; вообще народонаселение  очень  нео-
хотно брало участие в княжеских усобицах. Князья обыкновенно сами  пред-
водительствовали войском, редко посылали его с воеводами;  кроме  личной
отваги, собственной охоты к бою, мы видели и другую  причину  тому:  без
князя полки бились вяло, боярина не все слушались,  тогда  как  значение
воеводы тесно соединялось со значением князя. Старшему,  большому  князю
считалось неприличным предводительствовать малым отрядом;  так,  однажды
берендеи схватили за повод коня у киевского князя Глеба Юрьевича и  ска-
зали ему: "Князь, не езди; тебе прилично ездить в большом  полку,  когда
соберешься с братьею, а теперь пошли кого-нибудь другого из братьи". Для
молодых князей считалось почетом ездить с передовым полком,  потому  что
для этого требовалась особенная отвага. Право рядить полки перед  битвою
принадлежало старшему в войске князю, и сохранялось  еще  предание,  что
добрый князь должен первый начинать битву; в старину маленького  Святос-
лава первого заставили бросить копье  в  древлян,  в  описываемое  время
Изяслав Мстиславич и Андрей Боголюбский первые въезжали в неприятельские
полки.
   Князю принадлежало право издания судебных уставов: после Ярослава сы-
новья его - Изяслав, Святослав, Всеволод  с  пятью  боярами  (тысяцкими)
собрались для сделания некоторых изменений в  судном  уставе  отцовском;
Владимир Мономах с боярами установил закон о резах, или процентах; здесь
можно видеть разницу в княжеских отношениях, когда старшим  был  брат  и
когда был отец остальным князьям; Изяслав для перемены в уставе  собира-
ется с братьями, а Мономах не имеет нужды созывать сыновей,  которые  во
всяком случае обязаны принять устав  отцовский;  при  нем  видим  только
Иванка Чудиновича, черниговского  боярина  (Олгова  мужа),  быть  может,
присланного принять участие в деле от имени своего князя. Князю по-преж-
нему принадлежал суд и расправа; во время болезненной старости  Всеволо-
довой до людей перестала доходить княжая правда; Мономах  между  другими
занятиями князя помещает оправливание людей; летописец, хваля князя  Да-
выда смоленского, говорит, что он казнил злых, как подобает творить  ца-
рям. Для этого оправливания, суда и расправы князья объезжали  свою  во-
лость, что называлось ездить, быть на полюдьи. Князь из числа приближен-
ных к себе людей и слуг назначал для отправления  разных  должностей,  в
посадники, тиуны и т. п.; он налагал подати.
   Доходы казны княжеской состояли по-прежнему в данях. Мы  видели,  что
покоренные племена были обложены данью: некоторые платили мехами с дыма,
или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала;  встречаем  известия,
что и во времена летописца подчиненное народонаселение платило дань, во-
зило повозы князьям, что последние посылали мужей своих по областям  для
сбора дани: так, Ян Вышатич приходил за этим от князя Святослава на  Бе-
лоозеро; так, Олег Святославич, овладев землею Муромскою  и  Ростовскою,
посажал посадников по городам и начал брать  дани.  В  уставной  грамоте
смоленского князя Ростислава епископии смоленской (1150  г.)  говорится,
что в погостах каждый платит свою дань и передмер, также платят истужни-
ки, по силе, кто что может, и с княжества Смоленского сходило дани более
3000 гривен; кроме дани в грамоте Ростиславовой  упоминается  полюдье  и
погородие. Известно также, что киевский князь получал дань из Новгорода.
Другими источниками дохода для казны княжеской служили пошлины торговые,
судные, для старшего князя дары от младших, наконец,  доходы  с  частной
собственности, земель, князьям  принадлежавших.  Эта  частная  собствен-
ность, вероятно, произошла вследствие первого занятия, населения  земель
пустых, никому не принадлежавших; потом средством приобретения была куп-
ля;. о купленных князьями слободах прямо  свидетельствует  летопись  под
1158 годом; наконец, источником приобретения могло служить  отнятие  зе-
мель у провинившихся бояр и других людей: когда,  например,  один  князь
изгонял из волости другого, то отбирал у бояр последнего  их  имущество.
При общем родовом владении князья, разумеется, имели  частную  собствен-
ность, разбросанную в разных волостях: отец раздавал сыновьям села  свои
без всякого соответствия столам, на которых они должны были сидеть,  тем
более, что столы эти не были постоянные; можно думать также, что в  опи-
сываемое время при общем родовом владении князья не  уговаривались,  как
после, не приобретать земель куплею в чужих волостях. На землях, принад-
лежавших князьям в частную собственность, они могли строить города и от-
давать их детям в частную же собственность: так, думаем, Владимир  Моно-
мах, построивши Городец Остерский на своей земле, отдал  его  в  частную
собственность младшему сыну Юрию, и тот владел им,  будучи  князем  суз-
дальским; так, Ростислав Мстиславич, князь смоленский, получил  от  деда
или отца в частную собственность земли или доходы в Суздальской области;
так, Ярополк Изяславич, княживший в Турове  и  на  Волыни,  имел  разные
частные волости даже около Киева и отдал их все при  жизни  в  Печерский
монастырь.
   Земли, составлявшие частную собственность князей, были  населены  че-
лядью; здесь-то, на этих землях князья устроивали себе дворы, где  скла-
дывалось всякого рода добро. На путивльском дворе  Святослава  Ольговича
было семьсот человек рабов, кладовые (скотницы), погреба (бретьяницы), в
которых стояло пятьсот берковцев меду, 80 корчаг вина; в сельце у  Игоря
Ольговича был устроен двор добрый, где много было вина и меду и  всякого
тяжелого товара, железа и меди, на гумне было 900 стогов. Большие  стада
составляли одно из главных богатств княжеских: под Новгородом  Северским
неприятели взяли у Ольговичей 3000 кобыл и 1000 коней. Значение этих зе-
мель, дворов, запасов для князей показывает их название: жизнь. "Братья!
- говорит Святослав Ольгович Давыдовичам, - землю вы мою повоевали, ста-
да мои и братние взяли, жито  пожгли  и  всю  жизнь  погубили!"  Изяслав
Мстиславич говорил дружине о черниговских князьях: "Вот мы села их пожг-
ли все и жизнь их всю, а они к нам не выходят; так пойдем к Любечу,  там
у них вся жизнь".
   Взглянем теперь на жизнь князя русского в описываемое время,  от  дня
рождения до смерти. При рождении младенца в семье княжеской давалось ему
одно имя славянское или варяжское, которое называлось княжим  именем,  а
при святом крещении другое, по греческим святцам;  первое  употреблялось
преимущественно; оба давались в честь кого-нибудь из старших родственни-
ков, живых или умерших; этот обычай употреблялся относительно  младенцев
обоего пола. Есть известие, что при самом рождении князю назначалась во-
лость, город; давалась ли эта волость из частной собственности князя-от-
ца, или новорожденный считался князем этой волости, города и  менял  его
впоследствии по  общему  племенному  и  родовому  распорядку,  -  решить

Страницы: «« « 205   206   207   208   209   210   211   212   213  214   215   216   217   218   219   220   221   222   223  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен