Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 206   207   208   209   210   211   212   213   214  215   216   217   218   219   220   221   222   223   224  » »»

нельзя. Восприемниками при купели бывали князья-родичи. Лет двух,  трех,
четырех над младенцем мужеского пола совершался  обряд  -  постриги,  то
есть первое стрижение волос,  сопровождаемое  церковным  благословением,
посажением малютки на коня и пирами в отцовском  доме;  иногда  постриги
делались в имянины постригаемого, иногда постригали двух  князей  разом.
Для воспитания князей употреблялись по-прежнему кормильцы; о  воспитании
княжен встречается в летописи следующее известие под 1198 годом:  "Роди-
лась дочь у Ростислава Рюриковича и назвали  ее  Ефросиньей,  прозванием
Изморагд, то есть дорогой камень; приехал Мстислав Мстиславич (Удалой) и
тетка ее Передслава, взяли ее к деду и бабке, и так воспитана она была в
Киеве на Горах". Участвовали в походах и рассылались по волостям  князья
очень рано, иногда пяти, семи лет. Женили князья сыновей своих также во-
обще довольно рано, иногда одиннадцати лет, дочерей иногда выдавали  за-
муж осьми лет; вот описание свадьбы дочери  Всеволода  III,  Верхуславы,
выходившей за Ростислава Рюриковича,  княжившего  в  Белгороде:  "Послал
князь Рюрик Глеба, князя туровского, шурина своего с женою,  Славна  ты-
сяцкого с женою, Чурыню с женою и других многих бояр с женами к Юрьевичу
великому Всеволоду, в Суздаль, вести дочь его Верхуславу за сына  своего
Ростислава. На Борисов день отдал великий князь Всеволод дочь свою  Вер-
хуславу и дал за нею бесчисленное множество золота и  серебра  и  сватов
одарил большими дарами и отпустил с великою честию;  ехал  он  за  милою
своею дочерью до трех станов, и плакали по ней отец и мать,  потому  что
была она им мила и молода: только осьми лет; великий князь послал с  нею
сына сестры своей Якова с женою и иных бояр с  женами.  Князь  Рюрик,  с
своей стороны, сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой  не  бывало
на Руси, пировали на ней с лишком 20 князей; снохе же  своей  дал  много
даров и город Брягин; Якова свата и бояр отпустил к Всеволоду в  Суздаль
с великою честию, одаривши их богато". Из этого известия, как из  многих
других, мы видим, что браки устроивались родителями  брачущихся;  видим,
что лица, употреблявшиеся для переговоров, посылаемые за невестою от же-
нихова отца и провожавшие невесту со стороны ее отца, назывались  свата-
ми; отец невесты снабжал ее золотом и серебром, давал за нею или по ней,
что ясно указывает на приданое, тогда как свекор давал снохе дары и  го-
род для ее содержания; что княгини имели города, видно и из других  мест
летописи; в некоторых небогатых волостях упоминаются  у  княгинь  только
села; княжны, не выходившие замуж, оставшиеся в волостях  отцовских  или
братних, имели также села.
   Князья вступали в брак преимущественно в своем роде, в седьмой и даже
шестой степени родства, в шестой и пятой степени  свойства;  вступали  в
родственные союзы с соседними владетельными домами: скандинавскими, анг-
лосаксонским, польским, чешским, венгерским, византийскими, очень  часто
с ханами половецкими; иногда наши князья брали жен из прикавказского на-
рода ясов; наконец, женились на дочерях бояр (новгородских) и даже выда-
вали дочерей своих за бояр. Мы видели, что у князей Святополка Изяслави-
ча и Ярослава галицкого были незаконные сыновья, которых отцы  ничем  не
хотели отличать от законных. Если князья в первый раз женились рано,  то
во второй брак вступали иногда очень поздно: так, Всеволод  III  женился
вторично слишком 60 лет. Встречаем известия о разводах князей по  случаю
болезни жены и желания постричься в монахини.
   О занятиях взрослого князя, сидевшего на столе, можно получить  поня-
тие из слов Мономаха к сыновьям: "Не будьте ленивы  ни  на  что  доброе:
прежде всего не ленитесь ходить в церковь; да не застанет вас солнце  на
постели: так делывал мой отец и все добрые мужи. Возвратясь  из  церкви,
надобно садиться думать с дружиною, или людей оправливать (творить суд и
расправу), или на охоту ехать, или так поехать куда, или спать лечь: для
спанья время от бога присуждено -  полдень".  Охота  составляла  любимое
препровождение времени князей; по словам Мономаха, он вязал руками в пу-
щах диких лошадей, охотился на тура, на оленя, на  лося,  на  вепря,  на
медведя, на волка (лютого зверя); охотились и на зайцев, ловили их тене-
тами; Мономах говорит, что он сам держал весь наряд в ловчих, сам  забо-
тился о соколах и ястребах. Князья отправлялись на охоту на долгое  вре-
мя, забирали с собою жен и дружину; охотились в лодках по Днепру, из Ки-
ева ходили вниз по этой реке до устья Тясмина (до границ Киевской и Хер-
сонской губерний), Игорь Святославич в плену у половцев утешался  ястре-
биною охотою; в Никоновском списке о Всеволоде  новгородском  говорится,
что он любил играть и утешаться, а людей не управлял, собрал ястребов  и
собак, а людей не судил.
   Из летописных известий видно, что князья три раза в день садились  за
стол: завтракали, обедали, ужинали; час завтрака, обеда и ужина  опреде-
лить нельзя, можно видеть только, что обедали прежде полуден; это  будет
понятно, если вспомним, что вставали до свету и скоро после того завтра-
кали: при описании Липецкой битвы говорится, что князь Юрий прибежал  во
Владимир о полудни, а битва началась в обеднюю пору (в обед год); в пол-
день уже ложились спать. Князья по-прежнему любили пировать с  дружиною.
Кроме дружины, они угощали иногда священников: так,  летописец  говорит,
что князь Борис Юрьевич угощал в Белгороде на сеннице дружину и  священ-
ников; Ростислав Мстиславич в великий пост, каждую субботу и воскресенье
сажал за обедом у себя 12 чернецов с тринадцатым игуменом, а в  Лазареву
субботу сзывал на обед всех монахов киевских из Печерского и других  мо-
настырей; в обыкновенное время угощал печерскую братию по постным  дням,
середам и пятницам; в летописи называется это  утешением.  Большие  пиры
задавали князья при особенных торжественных случаях: на крестинах, пост-
ригах, имянинах, свадьбах, по случаю приезда других князей, причем гость
и хозяин взаимно угощали и дарили друг друга  по  случаю  восшествия  на
престол; так, в Никоновском списке читаем, что Всеволод Ольгович,  седши
в Киеве, учредил светлый пир, поставил по улицам  вино,  мед,  перевару,
всякое кушанье и овощи. Мы видели, что князья иногда сзывали к  себе  на
обед всех граждан, и граждане давали обеды князьям; князья пировали так-
же у частных людей: так, Юрий Долгорукий перед смертию пил  у  Осьменика
Петрила. Большие пиры задавали князья по случаю духовных торжеств, освя-
щения церквей: так, Святослав  Всеволодович  по  освящении  Васильевской
церкви в Киеве на Великом дворе  созвал  на  пир  духовный  митрополита,
епископов, игуменов, весь святительский чин, киевлян. На пирах у  князей
обыкновенно играла музыка. Хоронили князей немедленно после смерти, если
не было никаких особенных препятствий; так,  например,  Юрий  Долгорукий
умер 15 мая, в среду на ночь, а похоронили его на другой  день,  в  чет-
верг. Родственники, бояре, слуги умершего князя надевали черное платье и
черные шапки; когда везли тело князя, то перед гробом вели коня и  несли
стяг (знамя); у гроба становили копье; после похорон князя  родственники
его обыкновенно раздавали богатую милостыню духовенству  и  нищим:  так,

Страницы: «« « 206   207   208   209   210   211   212   213   214  215   216   217   218   219   220   221   222   223   224  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен