Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 » »» здоровье; встречаем и князя, произвольно оставившего волость и постриг- шегося в Киево-Печерском монастыре: то был известный уже нам по летописи Святоша, или Святослав - Николай Давыдович черниговский. Три года пробыл он в поварне монастырской, работая на братию, рубя дрова и нося их на своих плечах с берега в монастырь; потом три года служил привратником, наконец перешел на службу при трапезе. По окончании искуса перешел жить в свою келию, при которой развел сад, и никогда во всю жизнь не видали его праздным, но всегда имел он в руках какое-нибудь дело, питался он постоянно одною монастырскою пищею. Для содержания своего монастыри уже в то время имели недвижимые иму- щества, так, например, князь Ярополк Изяславич дал Киево-Печерскому мо- настырю три волости; дочь его дала пять сел и с челядью; Ефрем епископ суздальский дал тому же монастырю двор в Суздале с церковию св. Димитрия и с селами. До нас дошла в подлиннике грамота великого князя Мстислава Владимировича (1128-1132 г.) новгородскому Юрьеву монастырю на волость с данями, вирами и продажами и на некоторую часть княжеских доходов. От конца XII века дошла до нас подлинная вкладная грамота преподобного Вар- лаама Хутынскому монастырю на земли, рыбные и птичьи ловли. Должно ду- мать, что всякий постригавшийся, если имел состояние, приносил какой-ни- будь вклад в монастырь движимым или недвижимым имуществом, кроме того и другие набожные люди давали в монастыри деньги и разные другие ценные вещи; раздавать милостыню по монастырям было в обычае у князей: Глеб Всеславич полоцкий дал Киево-Печерскому монастырю 600 гривен серебра и 50 золота, по его смерти жена его дала 100 гривен серебра и 50 золота. Монахи в монастырях удерживали при себе имущество, от чего были монахи богатые и бедные: так, например, в Патерике рассказывается, что, когда умер один инок, по имени Афанасий, то никто из братии не хотел похоро- нить его, потому что он был беден; также читаем, что инок Федор вступил в монастырь, раздавши все свое имение нищим, но потом стал жалеть о роз- данном; тогда другой инок, Василий, сказал ему: "Если ты хочешь иметь, то возьми все, что у меня есть". Третий инок, Арефа, имел много бо- гатства в своей келии, и никогда ничего не подавал нищим. Относительно управления встречаем известия об игуменах (архимандри- тах), экономах и келарях. Избрание игуменов зависело от братии, причем иногда происходили восстания и насильственные смены игуменов. Иногда мо- нахи выбирали себе в игумены из белого духовенства; под 1112 годом чита- ем в летописи: "Братия Киево-Печерского монастыря, оставшись без игуме- на, собрались и нарекли себе игуменом Прохора священника (попина); объявили об этом митрополиту и князю Святополку, и князь с радостию ве- лел митрополиту поставить Прохора". Под 1182 годом встречаем следующий рассказ: "Умер блаженный архимандрит, игумен печерский Поликарп, и был по смерти его мятеж в монастыре: никак не могли избрать себе игумена, и братия очень тужила, потому что такому сильному дому не подобало и одно- го часу быть без пастуха. Во вторник ударили братья в било, сошлись в церковь, начали молиться св. богородице - и чудо! в один голос сказали все: "Пошлем к попу Василию на Щековицу, чтоб был игуменом и управителем стаду черноризцев Печерского монастыря". Пришли к Василию, поклонились и сказали ему: "Мы все братья и черноризцы кланяемся тебе и хотим иметь тебя отцем игуменом". Поп Василий изумился, поклонился им и сказал: "От- цы и братия! мысль о пострижении была у меня; но с какой же стати вы придумали выбрать меня себе в игумены?" Много спорил он с ними, наконец согласился, и монахи повели его в монастырь". Касательно отношения Кие- во-Печерского монастыря к великому князю киевскому замечательны слова св. Феодосия, сказанные им пред кончиною князю Святославу: "Се отхожю света сего, и се предаю ти монастырь на соблюдение, еда будет что смя- тенье в нем; и се поручаю игуменство Стефану, не дай его в обиду". Но в некоторых рукописных патериках прибавлено: "И да не обладает им ни архи- епископ, ни ин никто же от клерик софийских, но точию заведает им твоя держава и по тебе дети твои и до последних роду твоему". Согласно с этим есть предание, что Андрей Боголюбский утвердил независимость Печерского монастыря от киевского митрополита, назвавши монастырь лаврою и ставро- пигиею княжескою и патриаршею. Говоря о нравственном состоянии общества, необходимо обратить внима- ние на юридические понятия, господствовавшие в нем в известное время. К уставам, явившимся бесспорно в описываемое время на Руси, принадлежит, во-первых, изменение, сделанное сыновьями Ярослава I в Правде отца их относительно мести за убийство; в Правде говорится, что трое Ярослави- чей, Изяслав, Святослав и Всеволод собрались вместе с мужами своими (ты- сяцкими) и отложили убиение за голову, но определили убийце откупаться кунами, во всем же остальном положили держаться суда Ярославова; таким образом, родовая месть, самоуправство, остаток прежней родовой особности перестает существовать на Руси юридически в начале второй половины XI века; но убийство, совершенное по личным отношениям одного члена общест- ва к другому случайно, в ссоре, драке, на пиру, в нетрезвом виде продол- жает считаться делом частным, не считается уголовным преступлением; убийца такого рода продолжает по-прежнему считаться полноправным членом общества; только разбойника, одинаково всем опасного, общество не хочет держать у себя, но отдает князю на поток со всем семейством. Таким обра- зом, убийство первого рода не влекло более за собой ни частной, ни об- щественной мести, наказания; что убийства такого рода были нередки, до- казательством служит обычай соединяться для платежа виры, складываться в дикую виру. Как новость, сравнительно с предыдущим временем, встречаем известие о поединке в значении судебного доказательства. К описываемому же времени относится ограничение ростов, сделанное Мономахом по поводу, как видно, злоупотреблений, какие позволяли себе по этому предмету жиды в княжение Святополка. Большие росты бывают обыкновенно следствием неу- веренности в возвращении капитала, неудовлетворительного состояния пра- восудия в стране. Относительно последнего мы встречаем в летописях и других памятниках громкие жалобы; мы видели главную причину этого явле- ния в частых перемещениях княжеских из одной волости в другую; с описы- ваемого времени, со времени господства родовых княжеских отношений, дру- жинники или челядинцы княжеские привыкли смотреть на отправление прави- тельственной или судейской должности как на кормление, следовательно, привыкли извлекать из этих должностей всевозможную для себя пользу, не будучи ничем связаны с волостию, где были пришельцами; для уяснения себе этих отношений мы должны представить себе старинного дружинника, отправ- ляющего правосудие за князя в виде старинного ратника, стоящего на пос- тое. При Всеволоде Ярославяче летописец жалуется на разорение земли вследствие дурного состояния правосудия; при Святополке не имеем права ожидать лучшего; под 1138 годом читаем, что была пагуба посульцам (жите- Страницы: «« « 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |