Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 225   226   227   228   229   230   231   232   233  234   235   236   237   238   239   240   241   242   243  » »»

   Мы видели важное значение духовенства в первые времена введения хрис-
тианской веры в Русь, когда епископы являлись  необходимыми  советниками
князя во всем, касавшемся наряда в стране; в описываемое время это  зна-
чение нисколько не уменьшилось: духовенство принимает сильное участие  в
событиях, в примирениях князей, в утишении народных восстаний; мы  виде-
ли, что после ослепления Василька киевляне отправили к Мономаху митропо-
лита Николая, который уговорил князя помириться с  Святополком;  Мономах
послушался митрополита, ибо чтил сан святительский,  говорит  летописец.
Игумен Григорий помешал войне между Мстиславом Владимировичем и Всеволо-
дом Ольговичем черниговским. Вячеслав употребил митрополита для  перего-
воров с тем же Всеволодом Ольговичем. Белгородский епископ Феодор и  пе-
черский игумен Феодосий были посредниками при заключении мира между  ве-
ликим князем Изяславом Мстиславичем и черниговскими князьями. Когда Юрий
Долгорукий хотел выдать Ярославу галицкому двоюродного брата его,  Ивана
Берладника, на верную гибель, то митрополит стал  говорить  Юрию:  "Грех
тебе, поцеловавши Ивану крест, держать его в такой нужде, а  теперь  еще
хочешь выдать на убийство", - и Юрий послушался митрополита. Когда венг-
ры завладели Галичем, то митрополит поднимал князей отнять  русскую  во-
лость у иноплеменников. Митрополит Никифор для предупреждения войны меж-
ду Рюриком Ростиславичем и Всеволодом III взял на  себя  клятву,  данную
Рюриком зятю своему Роману волынскому, причем сказал: "Князь!  мы  прис-
тавлены в Русской земле от бога удерживать вас от кровопролития". Тот же
митрополит помирил после Рюрика с Романом. Тимофей,  духовник  Мстислава
торопецкого, помирил этого князя с боярами. В Новгороде  архиепископ  не
раз является укротителем  народных  восстаний,  примирителем  враждующих
сторон, посредником между гражданами и князьями. В тот век, когда  поня-
тия о народном праве были слабы, и не стыдились убивать или  задерживать
послов, если речи их не нравились, послами обыкновенно отправлялись  ду-
ховные лица, потому что за них менее можно было опасаться  при  всеобщем
уважении к их сану.
   В людях описываемого времени не трудно заметить особенное  расположе-
ние и уважение к монашеству; уважение это  приобрели  по  праву  древние
русские иноки, особенно иноки Киево-Печерского монастыря своими подвига-
ми. В тогдашнем обществе, грубом, полуязыческом еще,  в  котором  новые,
лучшие понятия, принесенные христианством, встречали могущественное соп-
ротивление, первые монастыри представляли особое, высшее  общество,  где
новый порядок вещей, новая религия проповедовалась не словом только,  но
делом. За стенами монастыря грубым страстям давался  полный  разгул  при
первом удобном случае; в стенах монастыря - один ест через день  просви-
ру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет  иногда  сидя,
не выходят на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел  ве-
риги и закопался по плеча в землю, чтоб убить в  себе  похоть  плотскую;
третий поставил у себя в пещере жернова, брал из закромов зерновой  хлеб
и ночью молол его, чтоб заглушить в себе корыстолюбивые помыслы, и  дос-
тиг наконец того, что стал считать золото и серебро за  ничто.  Входя  в
монастырские ворота, мирянин переселялся в иной, высший мир, где все бы-
ло чудесно, где воображение его поражалось дивными сказаниями о подвигах
иноческих, чудесах, видениях, о сверхъестественной помощи в борьбе с не-
чистою силою; неудивительно, что монастырь привлекал  к  себе  многих  и
лучших людей. Как скоро разнесся по Киеву слух о подвигах Антония в  пе-
щере, то подвижник не мог долго оставаться один:  около  него  собралась
братия; бояре великокняжеские являлись к нему, сбрасывали боярскую одеж-
ду к ногам игумена и давали обет нищеты и  подвигов  духовных.  Феодосий
поддержал и усилил славу нового монастыря. Еще Антоний вступил во  враж-
дебное столкновение с великим князем  Изяславом:  последний,  видя,  что
вельможи покидают его двор для тесной пещеры Антония, рассердился на пе-
черских иноков, грозил выгнать их из Киева и раскопать их  пещеры;  зло-
бился на Антония за расположение его к Всеславу полоцкому, так что Анто-
ний принужден был искать убежища у князя Святослава в Чернигове. Несмот-
ря, однако, на такие неприязненные отношения Изяслава к монастырю,  Фео-
досий взял сторону этого князя против брата его Святослава; когда черни-
говский князь отнял стол у старшего брата и все признали право сильного,
один игумен печерский не признал этого права, в одном Печерском монасты-
ре на ектениях продолжали поминать Изяслава как стольного князя и  стар-
шего в роде; Святослав терпел и с уважением слушал увещания Феодосия. Не
один изгнанник Изяслав находил в печерском игумене своего ходатая:  оби-
женный в суде шел с жалобою к Феодосию, и судья  должен  был  перерешать
дело. У себя в келье Феодосий ходил за больным, расслабленным иноком,  а
ночью, когда все успокаивалось, отправлялся в жидовскую часть  города  и
там вступал в споры с врагами своей веры. Но кроме  Антония  и  Феодосия
Печерский монастырь выставил ряд проповедников христианства,  епископов,
летописцев: св. Кукша, св. Леонтий, св. Исаия были его  постриженниками;
постриженник же его Никон, убегая гнева Изяславова, ушел в  Тмутаракань,
служивший убежищем для всякого рода изгнанников, и  князей,  и  монахов.
Христианство было очень слабо распространено в Тмутаракани, о монахах не
имели там понятия; дикий народ объят был изумлением, когда  увидал  ино-
ческие подвиги Никона, толпами сходился смотреть на дивного  человека  и
скоро подчинился его влиянию: скоро мы видим этого Никона в челе народа,
посредником в сношениях его с князем. После этого  неудивительно  читать
нам в памятниках XII века следующие слова: "Подвиги  св.  монахов  сияют
чудесами больше мирской власти, и ради их  мирские  вельможи  преклоняют
главу свою пред монахами". Епископ Симон пишет к печерскому иноку  Поли-
карпу: "Смотри, как уважают тебя здесь и князья и бояре,  и  все  друзья
твои".
   Монастыри распространялись и по другим городам: упоминаются монастыри
в Турове, Переяславле, Чернигове, Владимире Волынском, в  княжестве  Га-
лицком, Полоцке, Смоленске, Ростове, Новгороде Великом. Основаны были  и
женские монастыри: в 1086 году великий князь Всеволод Ярославич  перест-
роил в Киеве монастырь Андреевский, где постриглась дочь его девица  Ян-
ка; она собрала около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому
чину. Предслава, дочь полоцкого князя Георгия  Всеславича,  в  молодости
ушла в монастырь, где уже была монахинею тетка ее, жена Романа Всеслави-
ча, постриглась здесь под именем Евфросинии, сначала выпросила у еписко-
па позволение жить при соборной Софийской церкви в голубце, где проводи-
ла время в списывании книг, продавала их и выручаемые  деньги  раздавала
нищим, потом основала свой монастырь при церкви св. Спаса, где постригла
родную и двоюродную сестру (дочь Бориса Всеславича)  и  двух  племянниц;
наконец захотела видеть Иерусалим, где и скончалась в русском Богородич-
ном монастыре. Но не одни княжны и вдовые княгини постригались в  полном

Страницы: «« « 225   226   227   228   229   230   231   232   233  234   235   236   237   238   239   240   241   242   243  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен