Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 224   225   226   227   228   229   230   231   232  233   234   235   236   237   238   239   240   241   242  » »»

роил? Сколько у них городов и сел? И десятину собирают по всей той  зем-
ле, и всем этим владеет наша худость"; по всем вероятностям  эти  доходы
шли не на одного митрополита и епископов, но также на поддержание и  ук-
рашение самих церквей, на содержание клира, больниц, богаделен,  училищ.
3) Судные духовные пошлины. 4) Ставленные пошлины, взимаемые за  постав-
ление священно- и церковнослужителей.  Относительно  содержания  низшего
духовенства до нас не дошло никаких известий; мы видим, что  Ярослав  I,
строя церкви повсюду, назначил содержание  духовенству;  должно  думать,
что и впоследствии князья и частные люди, строя церковь,  назначали  из-
вестные имущества или доходы на ее содержание и причта. Это всего  лучше
можно видеть из уставной грамоты новгородского князя Всеволода  Мстисла-
вича, данной церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках. В этой грамоте  князь
Всеволод говорит, что он поставил
   всякими книгами, приставил попов, дьякона и дьяка, на церковное стро-
ение дал от имения своего вес вощаной с оставлением только части для се-
бя да в Торжке пуд вощаной, половина св. Спасу, а половина  св.  Иоанну.
Из этого вощаного весу попы, дьякон, дьяк и сторожа получают свои оброки
(годовое жалованье). При этой церкви св. Иоанна устроена  была  торговая
община; князь Всеволод говорит в грамоте: "Я поставил св.  Иоанну  троих
старост от житых людей, а от черных тысяцкого, от купцов двоих  старост,
пусть управляют всякими делами Ивановскими, и торговыми, и гостинными, и
судом торговым, а посадники и бояре новгородские ни во что Ивановское не
вступаются. А кто захочет вложиться в Ивановское купечество, должен дать
купцам пошлым (старым членам общины) вкладу пятьдесят гривен серебра,  а
тысяцкому сукно ипское, и часть этой суммы купцы должны положить в казну
церковную. Вес вощаной должен всегда находиться в притворе  св.  Иоанна;
вешают старосты Ивановские, двое купцов пошлых, добрых людей, не  пошлым
купцам староства не держать и весу не весить Ивановского". Потом опреде-
ляется в грамоте величина весовых пошлин с гостей - низовых, полоцких  и
смоленских, новоторжских и  новгородцев:  низовый  гость  платил  больше
всех, полоцкий и смоленский - меньше, новоторжанин -  еще  меньше,  свой
новгородец - меньше всех.
   Кроме грамоты, данной церкви Иоанна Предтечи, Всеволод дал  Новгороду
еще другую, сходную с Уставом св. Владимира, с некоторыми, впрочем,  до-
полнениями и переменами. В ней читаем: "Возвах есмь 10 сотских и старос-
ту Болеслава и бирича Мирошку и старосту  иванского  Васяту,  и  погадал
есмь со владыкою и с своею княгинею и с своими боляры и со десятью сотс-
кими и с старостами. Дал есми суд и мерила в Новгороде св. Софии и епис-
копу и старосте иванскому и всему Новуграду мерила торговая, скалвы  во-
щаные, пуды медовые и гривенку рублевую, и локоть яванский и свой  оброк
купец черницам; а попу иванскому русская пись с борисоглебским на  полы;
и сторожу иванскому русской порочицы пятно, да десять конюхов соли.  Дом
св. Софии владыкам строити с сотскими; а старостам и торговцам  доклады-
вая владыки или кто будет нашего роду князей в  Новеграде,  строити  дом
св. Ивана. Торговая вся весы, мерила... епископу блюсти без пакости,  ни
умаливати, ни умноживати и на всякий год извешивати. А скривится, а кому
приказано, а того казни(tm) близко смерти, а живот его  на  трое;  треть
живота св. Софии, а другая треть св. Ивану, а третия треть сотским и Но-
вуграду. А се церковныя люди: игумен, игумения, поп, диакон и дети их; а
и кто в крылоси: попадья, чернец, черница, поломник (пришлец), свещегас,
сторожник, слепец, хромец, вдовица, пущеник, задушный человек, изгойской
(изгои трои): попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства  выкупятся,
купец одолжает; а и четвертое изгойство и себе приложим: аще князь  оси-
ротеет... А се изыскахом: у третьей жене и у четвертой детям прелюбодей-
ная часть в животе. Аще будет полн животом, ино даст детем третией  жены
и четвертой по уроку; занеже те и от закона отлучени. Из  велика  живота
дать урочная часть по оскуду; а из мала живота как рабочичищу часть, ко-
ня да доспех и покрут".
   К 1137 году относится Устав,  данный  князем  Святославом  Ольговичем
новгородскому Софийскому собору; в начале его князь Святослав  ссылается
на прадедов и дедов своих, которые установили брать  епископам  десятину
от даней, вир и продаж, от всего, что входит в княжой двор. К 1150  году
относятся уставные грамоты смоленского князя  Ростислава  Мстиславича  и
епископа Мануила, данные епископии Смоленской. Вследствие давнего соеди-
нения Смоленской волости с Переяславскою под властию одного  князя  цер-
ковь смоленская находилась под ведомством епископа  переяславского.  Это
соединение должно было иметь впоследствии большие невыгоды уже по самому
отдалению Смоленской волости от Переяславской, отрезываемых друг от дру-
га почти всегда враждебною  волостию  Черниговскою;  уже  сын  Мономаха,
Мстислав, имел намерение учредить в Смоленске особую епископию; понятно,
что сын его, смоленский князь Ростислав, спешил  привести  в  исполнение
мысль отцовскую. Ростислав говорит в начале грамоты, что он устанавлива-
ет епископию, посоветовавшись с людьми своими, по повелению отца  своего
святого, и для содержания епископа с клиросом дает церкви св. Богородицы
и епископу прощеников с медом, кунами, и продажами, с запрещением судить
их кому-либо другому, кроме епископа; дает церкви и епископу десятину от
всех даней смоленских, что сходится в них истых кун, кроме продажи, виры
и кроме полюдья. Сверх того князь дал несколько сел с изгоями и  с  зем-
лею; суд церковный утвержден исключительно за епископом. В конце грамоты
Ростислав говорит, что если кто захочет по зависти приложить опять  Смо-
ленскую епископию к Переяславской, то князь имеет право отнять все  дан-
ное на содержание епископа.
   Эта грамота Ростислава Мстиславича, не представляющая никаких несооб-
разностей, не могущая, следовательно, подать повод ни к каким заподозри-
ваниям, служит лучшим доказательством в пользу церковных уставов  Влади-
мира св. и Ярослава I, потому что, подобно им, заключает в себе устав  о
судах церковных, принадлежавших епископу. Выше было замечено, что  необ-
ходимо отнести начало церковного суда ко временам введения  христианства
в Русь, необходимо отнести первые уставы об нем ко временам Владимира  и
Ярослава, хотя бы и не в той форме, в какой они дошли до нас; что же ка-
сается до признания и употребления этих уставов в описываемое время,  т.
е. от 1054 до 1228 года, то в этом не может быть никакого сомнения.  Ру-
ководством, Кормчею книгою при церковном управлении и судах был принят у
нас с самого начала Номоканон, которым руководствовалась церковь гречес-
кая. Должно думать, что он употреблялся в описываемое время и в  гречес-
ком подлиннике, потому что митрополиты и некоторые епископы были из гре-
ков, - и в славянском переводе, ибо есть свидетельства из XVI века о су-
ществовании тогда харатейных славянских кормчих, писанных при Ярославе I
и сыне его Изяславе. Что же касается до прав духовенства, как  сословия,
то оно было свободно от гражданского суда, службы и податей гражданских.

Страницы: «« « 224   225   226   227   228   229   230   231   232  233   234   235   236   237   238   239   240   241   242  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен