Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 231   232   233   234   235   236   237   238   239  240   241   242   243   244   245   246   247   248   249  » »»

вел тебя. Я бы с радостию оставил епископство и стал  работать  игумену,
но сам знаешь, что меня удерживает. Все  знают,  что  у  меня,  грешного
епископа Симона, соборная церковь, красота  всему  городу  Владимиру,  а
другая суздальская церковь, которую сам построил; сколько у них  городов
и сел, и десятину собирают по всей той земле, и всем этим  владеет  наша
худость; но пред богом скажу тебе: всю эту славу и власть счел бы  я  за
ничто, если бы мне только хворостиною пришлось торчать за  воротами  или
сором валяться в Печерском монастыре и быть попираему людьми".
   По указаниям на обычаи и нравы замечательно послание митрополита  Ио-
анна (по всем вероятностям, второго) черноризцу Иакову, в ответ на неко-
торые вопросы, касавшиеся дисциплины церковной.  "Ненадобно,  -  говорит
митрополит, - сообщаться и служить с звероядцами и с теми, которые  слу-
жат на опресноках; но есть с ними ради Христовой любви  не  запрещается;
если кто хочет убегать этого для чистоты или немощи, пусть  убегает,  но
блюдите, чтоб не произошло от этого соблазна, не родилась бы вражда: на-
добно из двух зол выбирать меньшее. Если, как ты говоришь,  некоторые  в
Русской земле не приобщаются в великий пост, едят мясо и  все  нечистое,
то надобно их всячески отвращать от этого, если же  будут  упорствовать,
то не давать им св. причащения и смотреть на них, как на  иноплеменников
и противников веры. Также должно поступать и с теми, которые  держат  по
две жены и которые занимаются волхвованием; ослушников должно строго на-
казывать, но не убивать до смерти и не увечить. Так как в  то  время  не
было утверждено, чтобы русские княжны, выходя замуж  за  иноверных  вла-
дельцев, сохраняли православную веру, то митрополит и вооружился  против
обычая выдавать дочерей княжеских замуж в чужие страны,  где  служат  на
опресноках, т. е. в страны католические.  Митрополит  приказывает  всеми
силами направлять на веру правую тех, которые приносят жертвы бесам, бо-
лотам и колодезям, которые женятся без благословения церковного,  разво-
дятся и берут других жен. Называет беззаконниками тех,  которые  продают
рабов-христиан жидам и еретикам; вооружается против тех, которые  волею,
для торговли, ходят к поганым и едят с ними вместе нечистое; против тех,
которые часто в монастырях пиры устроивают,  созывают  мужчин  и  женщин
вместе и стараются превзойти друг друга в том, кто  лучше  устроит  пир.
Эта ревность не по боге, говорит митрополит, но от лукавого происходит.
   В том же роде вопросы черноризца Кирика,  предложенные  новгородскому
епископу Нифонту и другим духовным лицам с их ответами. Из этого  памят-
ника узнаем об обычае ходить на поклонение святым местам; Кирик  удержи-
вал некоторых от этого и спрашивал, хорошо ли он делает?  Очень  хорошо,
был ответ: идет он для того, чтоб есть и пить, ничего не делая.  Вопрос:
если роду и рожанице режут хлебы и сыры и мед? В  ответе  читаем:  "Горе
пьющим рожанице". Встречаем известие об обычае оглашать  пред  крещением
булгарина, половчина, чудина в продолжение 40 дней, а славянина  в  про-
должение 8 дней; таким образом, узнаем, что во время Кириково  продолжа-
лось крещение славян. Понятия времени выражаются в следующем правиле: по
захождении солнца ненадобно хоронить мертвеца, хоронить его,  когда  еще
солнце высоко, потому что последнее видит солнце до общего  воскресения.
Относительно нравов узнаем, что некоторые явно жили с наложницами. Узна-
ем об обычае женщин обмывать тело свое водою  и  эту  воду  давать  пить
мужьям, если видят, что последние перестают любить их; на таких  налага-
ется епитимья, равно как и на тех, которые детей своих носят к латинско-
му священнику на молитву или носят больных детей к волхвам.
   Теперь обратимся к поучениям, обращенным к целому народу. Здесь  пер-
вое место занимает поучение св. Феодосия  Печерского  о  казнях  божиих:
"Наводит бог по гневу своему казнь какую-либо или поганых, потому что не
обращаемся к богу; междоусобная рать бывает от соблазна  дьявольского  и
от злых людей. Страну согрешившую казнит бог смертью, голодом, наведени-
ем поганых, бездождием и другими  разными  казнями..."  Следующие  слова
важны относительно нравов и обычаев времени: "Не погански ли мы поступа-
ем? Если кто встретит монаха или монахиню, свинью или  коня  лысого,  то
возвращается. Суеверию по дьявольскому наущению  предаются!  Другие  чи-
ханью веруют, будто бывает на здравие главе. Дьявол прельщает и отвлека-
ет от бога волхвованием, чародейством, блудом, запойством,  резоиманием,
прикладами, воровством, лжею, завистию, клеветою, трубами,  скоморохами,
гуслями, сопелями, всякими играми и делами неподобными. Видим  и  другие
злые дела; все падки к пьянству, блуду и злым играм.  А  когда  стоим  в
церкви, то как смеем смеяться или шептаться?.. На праздники больших  пи-
ров не должно затевать, пьянства  надобно  бегать.  Горе  пребывающим  в
пьянстве! Пьянством ангела-хранителя отклоняем от себя, злого беса прив-
лекаем к себе: дух святый от пьянства далек, ад близок..." Как языческие
обычаи примешивались к христианским, видно из  поучения,  приписываемого
также св. Феодосию: "Для обеда две молитвы: одна в начале, другая в кон-
це. Установлена за упокой кутья, - обедов же и ужинов за упокой не уста-
новлено, воды не велено приставлять к кутье; также яиц класть на  кутью.
Тропарей не должно говорить чашам в пиру, кроме  трех:  при  поставлении
обеда славится Христос, по окончании  прославляется  дева  Мария,  потом
чествуется хозяин". Дошло до нас также несколько поручений св. Феодосия,
обращенных к братии его монастыря; в одном из них святой говорит:  "Если
бы только можно было, то каждый день говорил бы я, со слезами молил и  к
ногам вашим припадал, чтоб никто из нас не пропустил молитвенного време-
ни. Кто возделывал ниву или виноградник и видит плоды, то не помнит тру-
да от радости и молит бога, чтоб сподобил собрать плод; если  же  видит,
что нива тернием поросла, то что сделает! Сколько лет минуло,  и  никого
не вижу, кто б пришел ко мне и сказал: как мне спастись?" Поучение  мит-
рополита русского Никифора замечательно по своему  началу,  из  которого
видно, что митрополит-грек, по незнанию русского языка не произносил сам
поучений своих к народу, а только писал их. "Не дан мне дар языков;  от-
того я стою посреди вас безгласен и совершенно безмолвен. А так как ныне
потребно поучение по случаю наступающих дней св. великого  поста,  то  я
рассудил предложить вам поучение чрез писание". Проповедник  вооружается
против больших ростов и против пьянства. Замечательно по своей простоте,
вполне соответствующей состоянию паствы, к которой было обращено, поуче-
ние Луки Жидяты, епископа новгородского, умершего  в  1060  году:  "Вот,
братия, прежде всего эту заповедь должны мы все христиане держать: веро-
вать во единого бога, в троице славимого, в отца и сына и св. духа,  как
научили апостолы, утвердили св. отцы. Веруйте воскресению, жизни вечной,
муке грешникам вечной. Не ленитесь в церковь  ходить,  к  заутрене  и  к
обедне и к вечерне; и в своей клети прежде богу поклонись, а  потом  уже
спать ложись. В церкви стойте со страхом божиим, не  разговаривайте,  не
думайте ни о чем другом, но молите бога всею мыслию, да  отдаст  он  вам
грехи. Любовь имейте со всяким человеком и больше с братьею, и не будь у

Страницы: «« « 231   232   233   234   235   236   237   238   239  240   241   242   243   244   245   246   247   248   249  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен