Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»

несчастие. Как видно, впоследствии сочинение это было известно грамотным
людям и ценилось благодаря украшениям слога, которые нравились в  стари-
ну; сам Даниил, как видно из его слов,  считал  себя  мудрецом;  выпишем
несколько строк, чтобы иметь понятие об этой мудрости. "Вострубим,  бра-
тия, яко во златокованныя трубы, в разум ума своего, и начнем бити среб-
реныя арганы, и возвеем мудрости своя... Не возри на мя, княже  господи-
не, яко волк на ягня; но возри на мя, господине мой, аки мати на младен-
ца. Возри, господине, на птицы небесные, яко ти ни орют, не сеют,  ни  в
житницу собирают, но уповают на милость божию; так и мы, княже  господи-
не, желаем твоея милости: зане, господине, кому Боголюбово, а  мне  горе
лютое; кому Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лачь озеро,  а  мне,  на
нем седя, плачь горки... Княже мой, господине мой! избави мя  от  нищеты
сия, яко серну от тенета, яко птицу от кляпцы, яко утя от ногтей носима-
го ястреба, яко овцу от уст лвовых. Аз бо  есми,  княже  господине,  яко
древо при пути: мнози посекают его и на огнь вмещут; такоже и  аз  всеми
обидим есмь, зане огражен есмь страхом грозы твоея... Весна бо  украшает
цветы землю, а ты, княже господине, оживляеши  вся  человеки  своею  ми-
лостью, сироты и вдовы, от вельможь погружаеми... Видех велик  зверь,  а
главы не имеет, тако и добрые полки без добраго князя погибают. Гусли бо
строются персты, тело основается жилами, а дуб крепится множеством коре-
ния: так и град наш крепится твоею державою, зане князь щедр  отец  есть
всем: слузи бо мнози отца и матери лишаются и к нему прибегают. Добру бо
господину служа, дослужится свободы; а злу господину  служа,  дослужится
большия работы. Зане князь щедр, аки река  без  берегов  текуще  всквозе
дубравы, напояюща не токмо человецы, но и скоти и  вся  звери;  а  князь
скуп, аки река, велик брег имуще каменны: нельзя пити, ни коня  напоити.
А боярин щедр, аки кладезь сладок; а скуп боярин, аки кладезь солон.  Не
имей себе двора близ княжа двора; не держи села близ княжа села: тиун бо
его яко огнь трепетицею накладен, а рядовичи его яко искры; аще от  огня
устережешися, но от искры не можешь устрещися жжения порт. Княже, госпо-
дине мой! не лиши хлеба нища мудра, ни вознеси до облак богатого  безум-
на, несмысленна: нищь бо мудр, яко злато в калне сосуде, а богат  красен
несмыслен, то аки паволочитое зголовье, соломы наткано.  Господине  мой!
не зри внешняя моя, но зри внутреная: аз бо одеянием есмь скуден, но ра-
зумом обилен; юн возраст имею, а стар смыслом; бых мыслию яко орел паряй
по воздуху. Но постави сосуды скудельничьи под поток капля языка  моего,
да накаплют ти сладчайши меду словеса уст моих... Не море топит корабли,
но ветри, и не огнь творит разжение железу, но подымание мешное: также и
князь не сам впадает в многия в вещи злыя, но думцы вводят. С добрым  бо
думъцею князь высока стола додумаетца, а с лихим думъцею думает,  малаго
стола лишен будет... Не муж в мужех, кем своя жена владеет; не работа  в
работах, под жонками воз возити... Что есть жена зла? гостница неусыпае-
мая, купница бесовская, мирскы мятежь, ослепление уму, начальница всякой
злобе... Аз ни за море ходил, ни от философ научился, но бых  яко  падая
пчела по различным цветом и совокупляя яко медвеный сот; тако  и  аз  по
многим книгам собирая сладость словесную и разум, и  совокупих  яко  мех
воды моръския, а не от своего разума, но от божия промысла". К  Посланию
прибавлено следующее известие: "Сии словеса аз Данил писах  в  заточении
на Белеозере, и запечатав в воску, и пустих в озеро, и взем рыба  пожре,
и ята бысть рыба рыбарем, и принесена бысть ко князю, и нача ея  пороти,
и узре князь сие написание, и повеле Данила свободити от горкаго заточе-
ния".
   Древнейшие произведения народной фантазии относятся ко временам  Вла-
димира св.; содержание их составляют  подвиги  богатырей,  борьба  их  с
степными варварами, с которою был соединен важнейший интерес для народа.
В описываемое время продолжалась та  же  борьба  и  по-прежнему  служила
главным содержанием песен и сказаний; богатырей  сменили  князья;  самым
славным, самым народным именем в борьбе с погаными было имя Мономаха; не
могло быть, чтоб походы доброго страдальца за Русскую землю  на  поганых
не служили содержанием народных поэтических сказаний; следы этих  сказа-
ний находим в начале Волынской летописи: "По смерти  же  великаго  князя
Романа, приснопамятнаго самодержца всея Руси, одолевша  всем  поганьскым
языком, ума мудростью ходяща по заповедем божиим: устремил бо ся бяше на
поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и  коркодил,
и прохожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и  тур.  Ревноваше  бо
деду своему Мономаху, погубившему поганыя  Измалтяны,  рекомыя  половци,
изгнавшю отрока в Обезы за Железныя врата. Сърчанови же оставшю у  Дону,
рыбою ожившю; тогда Володимер Мономах пил золотым шоломом  Дон,  приемши
землю их всю и зогнавши окаянныя агаряны. По смерти же  Володимере,  ос-
тавъшю у Сырьчана единому гудьце же, Ореви, посла и в Обезы, рек:  Воло-
димер умерл есть, а воротися, брате, пойди в землю свою;  молви  же  ему
моя словеса, пой же ему песни половецкия; оже ти не  восхочет,  дай  ему
поухати зелья, именем евшан. Оному же не восхотевшю обратитися, ни  пос-
лушати, и дасть ему зелье, оному же обухавшю и восплаковшю, рче: да луче
есть на своей земле костью лечи, нели на чюже славну быти.  И  приде  во
свою землю, от него родившюся Концаку, иже снесе Сулу, пешь ходя,  котел
нося на плечеву".
   Но в целости дошло до нас поэтическое сказание  о  несчастном  походе
северских князей, Игоря Святославича с братьею на половцев, Слово о пол-
ку Игореве. Особенные доблести этих князей, их ревность добыть себе сла-
вы в борьбе с погаными, их великодушие, по которому они не захотели  по-
кинуть в беде черных людей, заслуженная, следовательно, народная  любовь
к этим князьям, любопытные подробности похода, необыкновенная удача вна-
чале, необыкновенное бедствие в конце, которое, однако, не уменьшило, но
еще увеличило славу князей, наконец удивительное спасение Игоря из плена
- все это должно было возбуждать сильный интерес в народе к этому  собы-
тию, которое потому и стало предметом украшенного,  поэтического  сказа-
ния; самые подробности похода, как они  сохранились  в  летописи,  всего
лучше показывают нам интерес, связанный для древней Руси с этим  событи-
ем, всего лучше объясняют нам возможность и необходимость  существования
Слова. Нам нет нужды даже предполагать, что сочинитель Слова был  житель
страны Северской, ибо вспомним, что в это время племя Ольговичей  стояло
на первом месте во всей южной Руси: старший в  этом  племени,  Святослав
Всеволодович, сидел тогда на столе Киевском, следовательно бедствие  се-
верских князей должно было найти сильное сочувствие и на западном берегу
Днепра.
   Сочинитель Слова о полку Игореву не хочет  начинать  своего  рассказа
прямо о походе северских князей на половцев, но  хочет  предпослать  ему
старые слова, ограничиваясь, однако, былинами позднейшего времени, имен-
но начиная со времен Владимира Мономаха, или, как он называет его,  Вла-

Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен