Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 232   233   234   235   236   237   238   239   240  241   242   243   244   245   246   247   248   249   250  » »»

вас одно на сердце, а другое на устах; не рой брату яму, чтоб  тебя  бог
не ввергнул в худшую. Терпите обиды, не платите злом за зло; друг  друга
хвалите, и бог вас похвалит. Не ссорь других, чтоб не назвали тебя сыном
дьявола, помири, да будешь сын богу. Не осуждай брата и мысленно,  поми-
ная свои грехи, да и тебя бог не осудит.  Помните  и  милуйте  странных,
убогих, заключенных в темницы и к своим сиротам (рабам) будьте  милости-
вы. Игрищ бесовских (москолудства) вам, братия,  нелепо  творить,  также
говорить срамные слова, сердиться  ежедневно;  не  презирай  других,  не
смейся никому, в напасти терпи, имея упование на бога. Не будьте  буйны,
горды, помните, что, может  быть,  завтра  будете  смрад,  гной,  черви.
Будьте смиренны и кротки: у гордого в сердце дьявол сидит, и божие слово
не прильнет к нему. Почитайте старого человека  и  родителей  своих,  не
клянитесь божиим именем и другого не заклинайте и не проклинайте. Судите
по правде, взяток не берите, денег в рост не давайте, бога бойтесь, кня-
зя чтите, рабы, повинуйтесь сначала богу, потом господам своим; чтите от
всего сердца иерея божия, чтите и слуг церковных. Не убей, не украдь, не
лги, лживым свидетелем не будь, не враждуй, не завидуй, не клевещи; блу-
да не твори ни с рабою, ни с кем другим, не пей не вовремя и всегда пей-
те с умеренностию, а не до пьянства; не будь гневлив, дерзок, с радующи-
мися радуйся, с печальными будь печален, не ешьте нечистого, святые  дни
чтите; бог же мира со всеми вами, аминь". Повторяем: слово это драгоцен-
но для историка, потому что вполне обрисовывает общество, к которому об-
ращено для поучения; при этом заметим также, что в поучении Луки  Жидяты
выражается и общий дух  новгородского  народонаселения,  какой  замечаем
постоянно в новгородских памятниках; как в летописи Новгородской, так  и
здесь замечаем одинакую простоту, краткость, сжатость, отсутствие всяких
украшений; для нас один  слог  поучения  Жидяты  может  служить  доказа-
тельством, что оно написано в Новгороде.
   Другим характером отличаются поучения южного владыки, Кирилла Туровс-
кого, как вообще памятники южнорусской письменности отличаются от север-
ных памятников большею украшенностию,  что,  разумеется,  происходит  от
различия в характере народонаселения: иной речи требовал  новгородец  от
своего владыки, иной южный русин от своего. Содержание слова Жидяты сос-
тавляет краткое изложение правил христианской нравственности; слова  Ки-
рилла Туровского большею частию представляют красноречивые представления
священных событий, празднуемых церковию в тот день, в который  говорится
слово; цель слов его показать народу важность, величие празднуемого  со-
бытия, пригласить народ к его празднованию, к  прославлению  Христа  или
святы его; отсюда сходство слов Кирилловых с церковными песнями, от  ко-
торых он заимствует иногда не только форму, но и целые выражения; как  в
тех, так и в других видим одинакое  распространение,  оживление  события
разговором действующих лиц; в сочинениях Кирилла замечаем также  особен-
ную любовь к иносказаниям, притчам, стремление давать событиям  преобра-
зовательный характер, особенное искусство в сравнениях, сближениях собы-
тий, явлений, так что, изучая внимательно сочинения древнего владыки Ту-
ровского, не трудно открыть в нем предшественника и  земляка  позднейшим
церковным витиям из Юго-Западной Руси, которые так долго были у нас поч-
ти единственными духовными ораторами и образцами. Как слог поучения Луки
Жидяты обличает новгородца, так слог слов Кирилла Туровского обличает  в
сочинителе южного русина.
   Из дошедших до нас сочинений Кирилла  первое  место  занимают  десять
слов, сказанных в десять воскресных дней, начиная от недели ваий до Тро-
ицына дня включительно. В первом уже слове (в неделю ваий) мы знакомимся
вполне с образом изложения сочинителя: "Днесь Христос от Вифании в Иеру-
салим входит, вседши на жребя осля, да совершится пророчество Захариино.
Уразумевая это пророчество, станем веселиться; души святых дщери вышнего
Иерусалима нарицаются; жребя же - это веровавшие язычники, которых  пос-
ланные Христом апостолы отрешили от лести дьявольской...  Ныне  апостолы
на жребя ризы свои возложили, на которые сел Христос. Здесь видим  обна-
ружение преславной тайны: ризы - это христианские добродетели апостолов,
которые своим учением устроили благоверных людей в престол божий и вмес-
тилище св. духу. Ныне народы постилают господу по пути одни - ризы своя,
а другие - ветви древесные; добрый правый  путь  миродержителям  и  всем
вельможам Христос показал: постлавши этот путь милостынею  и  незлобием,
без труда они входят в царство небесное;  ломающие  же  древесные  ветви
суть простые люди и грешники, которые сокрушенным  сердцем  и  умилением
душевным, постом и молитвами свой путь равняют и к богу  приходят..."  и
проч. Окончание слова замечательно, потому что показывает  главную  цель
всех слов Кирилловых: "Сокративши слово, песнями как цветами святую цер-
ковь увенчаем и праздники украсим, и богу славословие вознесем, и Христа
спасителя нашего возвеличаем". Роскошная весенняя природа юга дала много
цветов Кириллу в слове на Фомино воскресенье: "Теперь  весна  красуется,
оживляя земное естество; ветры, тихо вея, подают плодам обилие, и земля,
семена питая, зеленую траву рождает. Весна есть красная  вера  Христова,
которая крещением возрождает человеческое естество; ветры -  грехотворе-
ний помыслы, которые, претворившись покаянием в добродетель,  душеполез-
ные плоды приносят; земля же естества нашего, приняв как семя слово  бо-
жие и боля постоянно страхом божиим, дух спасения рождает. Ныне новорож-
денные агнцы и юнцы скачут быстро и весело возвращаются к матерям своим,
а пастухи на свирелях с веселием хвалят Христа: агнцы - это кроткие люди
от язычников, а юнцы - кумирослужители неверных стран, которые,  Христо-
вым вочеловечением и апостольским учением и  чудесами  к  святой  церкви
возвратившись, сосут млеко учения; а учители Христова стада, о всех  мо-
ляся, Христа бога славят, всех волков и агнцев в одно стадо  собравшего.
Ныне древа леторосли испускают, а цветы благоухание, и вот уже  в  садах
слышится сладкий запах, и делатели, с надеждою трудяся, плододавца Хрис-
та призывают; были мы прежде как древа дубравная, плодов неимущия, а ны-
не привилась Христова вера к нашему неверию, и  держась  корня  Иесеева,
испуская добродетели как цветы, райского паки бытия о Христе ожидаем,  и
святители, трудясь о церкви, от Христа мзды ожидают. Ныне оратаи  слова,
словесных волов к духовному ярму приводя, и крестное  рало  в  мысленных
браздах погружая, и проводя бразду покаяния, всыпая семя  духовное,  на-
деждами будущих благ веселятся", и проч.
   Слово в неделю мироносицкую напоминает совершенно церковные  песни  и
стихиры, поемые и читаемые в последние дни страстной седмицы; в  некото-
рых местах встречаем одни и те же почти выражения;  таков  вначале  плач
богородицы:  "Тварь  соболезнует  ми,  сыну!  твоего  зрящи  без  правды
умерщвления. Увы мне, чадо мой, свете и творче тварям", и проч. Или  да-
лее слова Иосифа Пилату представляют не иное  что,  как  распространение
церковной песни: "Приидите ублажим Иосифа приснопамятного". Слово  окан-

Страницы: «« « 232   233   234   235   236   237   238   239   240  241   242   243   244   245   246   247   248   249   250  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен