Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 234   235   236   237   238   239   240   241   242  243   244   245   246   247   248   249   250   251   252  » »»

номахом, для детей своих; оно обнимает  обязанности  человека  вообще  и
князя, религиозные, семейные и общественные  и  представляет  первообраз
тех домостроев, которые мы увидим в последующих веках: "Страх имейте бо-
жий в сердце и милостыню творите неоскудную,  потому  что  здесь  начало
всякому добру", - так начинает Мономах свое поучение. Потом он объявляет
повод, по которому написал поучение: по окончании усобицы с Давыдом Иго-
ревичем на Витичевском съезде поехал он на север, в Ростовскую  область,
и, будучи на Волге, получил посольство от двоюродных братьев с приглаше-
нием идти на Ростиславичей галицких, которые не хотели исполнять  общего
княжеского приговора; двоюродные братья велели сказать Мономаху: "Ступай
скорее к нам, прогоним Ростиславичей и волость у них отнимем; если же не
пойдешь с нами, то мы себе, а ты себе". Мономах велел отвечать:  "Серди-
тесь сколько хотите, не могу с вами идти и преступить  крестное  целова-
ние". Угроза братьев разъединиться с ним сильно  опечалила  Мономаха;  в
этой печали он разогнул псалтырь и попал на место: "Вскую печалуеши, ду-
ше? вскую смущаеши мя?" и проч. Утешенный псалмом, Мономах  решился  тут
же написать своим сыновьям поучение, в котором  господствует  та  мысль,
что человек никогда не должен совращаться с правого пути и во всех  слу-
чаях жизни должен полагаться на одного бога, который не  даст  погибнуть
человеку, творящему волю его. Выписавши из псалма те  места,  в  которых
выражается эта мысль, также наставление  из  Василия  Великого,  Мономах
продолжает: "Тремя добрыми делами побеждается враг наш дьявол:  покаяни-
ем, слезами и милостынею; бога ради, не ленитесь, дети мои, не забывайте
этих трех дел; они не тяжки: это не одиночество, не чернечество, не  го-
лод, которые терпят некоторые добродетельные люди, таким малым делом мо-
жете вы получить милость божию... Послушайте меня, если не можете  всего
исполнить, то хотя половину. Просите бога о прощении грехов со  слезами,
и не только в церкви делайте это, но и ложась спать; не забывайте ни од-
ну ночь класть поклонов, потому что ночным поклоном и пением человек по-
беждает дьявола и получает прощение грехов. Когда и на лошади сидите, да
ни с кем не разговариваете, то чем думать безделицу, повторяйте беспрес-
танно в уме: "господи, помилуй!" если других молитв не умеете,  эта  мо-
литва лучше всех. Больше же всего не забывайте убогих, но сколько можете
по силе кормите, больше других подавайте сироте, сами оправдывайте вдов,
а не позволяйте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого  не
убивайте, ни приказывайте убивать. В разговоре, что бы вы  ни  говорили,
никогда не клянитесь богом: нет в этом никакой нужды; когда придется вам
крест поцеловать к братье, то  целуйте  подумавши,  можете  ли  сдержать
клятву, и раз поцеловавши, берегитесь, чтоб не погубить  души  своей.  С
любовию принимайте благословение от епископов, попов и игуменов, не уст-
раняйтесь от них, по силе любите и снабжайте их, пусть  молятся  за  вас
богу. Пуще всего не имейте гордости в сердце и  уме,  говорите:  все  мы
смертны, ныне живы, а завтра в гробе; все, что ты, господи, дал нам,  не
наше, а твое, поручил нам на малое число дней; в землю ничего  не  зары-
вайте; это большой грех. Старых чти как отцов, молодых как братью. В до-
ме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не надейтесь ни на
тиуна, ни на отрока, чтоб гости не посмеялись ни дому, ни обеду  вашему.
Вышедши на войну, также не ленитесь, не надейтесь на воевод; питью, еде,
спанью не предавайтесь; сторожей сами  наряжайте;  распорядившись  всем,
ложитесь, по вставайте рано, и оружия не снимайте с себя: от лени  чело-
век внезапно погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда: в этих поро-
ках и душа и тело погибают. Если случится вам ехать куда по  своим  зем-
лям, то, не давайте отрокам обижать жителей, ни своих, ни чужих ни в се-
лах, ни на полях, чтоб после вас не проклинали. На дороге или где  оста-
новитесь, напойте, накормите нищего; особенно же чтите гостя, откуда  бы
он к вам ни пришел, простой или знатный человек, или посол; если не  мо-
жете чем иным обдарить его, то угостите хорошенько: странствуя, они раз-
носят по всем землям хорошую или дурную славу о человеке.  Больного  на-
вестите, и к мертвому ступайте, потому что мы все смертны;  человека  не
пропустите не поздоровавшись, всякому доброе слово  скажите.  Жен  своих
любите, но не давайте им над собою власти. Что знаете доброго,  того  не
забывайте, а чего еще не знаете, тому учитесь; не  ленитесь  ни  на  что
доброе; прежде всего не ленитесь ходить в церковь: да  не  застанет  вас
солнце на постели..." В заключение Мономах рассказывает  детям  о  своих
трудах: этим важным для историка рассказом мы уже воспользовались в сво-
ем месте.
   Мы встречали известия о страсти к паломничеству,  к  путешествиям  во
св. землю, распространившейся в описываемое время между русскими людьми;
до нас дошло описание одного из таких путешествий, совершенного игуменом
Даниилом. Это описание особенно замечательно отсутствием  духа  нетерпи-
мости относительно латинских христиан, обладавших тогда Иерусалимом. Ко-
роль Балдуин обласкал русского игумена, который за это распустил об  нем
добрую славу по своей земле: "Позвал мя бяше добре и любя мя вельми, яко
же есть муж благоделен и смирен вельми и не гордит. Яз рекох ему:  княже
мой господине! молю ти ся бога деля и князей деля русьскых,  повели  ми,
да бых и яз поставил свое кандило на гробе святом от всея Русьскыя  зем-
ли. Он же с тщанием и с любовью повеле ми поставити  кандило;  посла  со
мною мужа своего... Бог тому послух и св. гроб господень,  яко  во  всех
местах святых не забых имен князей русьскых и княгинь, и епископ и  игу-
мен, и бояр, и детей моих духовных. И о сем похвалю  бога  моего  благо,
яко сподобил мя худаго имена князей русьскых написати в лавре св. Саввы,
и ныне поминаются имена их в ектеньях и с женами, и с детьми. Се же име-
на их: Михаил Святополк, Василий  Владимир,  Давыд  Святославич,  Михаил
Олег, Панкратий Святослав, Глеб Менской, и сколько есть  помнил,  опричь
всех князей русьскых и боляр, и отпехом литургию за князей  русьскых,  и
за вся хрестьяне 50 литургий, и за усопшня литургию отпехом. И  буди  же
всем почитающим се с верою и любовию благословенье от бога и от св. гро-
ба и от всех мест святых. Бога деля, братие и господие мои,  не  зазрите
худоумью моему и грубости моей. Да не будеть в похваленье  написанье  се
мене ради, но гроба господня ради кто с любовью почтеть, да мзду приметь
от бога спаса нашего, и бог мира с всеми вами в веки веков. Аминь".  Да-
ниил встретил в Иерусалиме многих русских паломников - новгородцев и ки-
евлян.
   К описываемому времени относится сочинение другого Даниила, так назы-
ваемое Послание Даниила Заточника к князю Юрию Владимировичу  Долгоруко-
му. Из самого умилостивительного послания этого можно узнать только  то,
что молодой еще человек, неизвестно какого происхождения и звания, разг-
невал князя и был заточен на озеро Лаче; в послании Даниил ничего не го-
ворит о вине своей; но по сильным выходкам против приближенных  к  князю
людей и женщин можно догадываться, что он их наговорам  приписывал  свое

Страницы: «« « 234   235   236   237   238   239   240   241   242  243   244   245   246   247   248   249   250   251   252  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен