Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 » »» нянина... и прииде к Новугороду архиепискуп Яким, и требище разори, и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов, и повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе, и в то время вшел бе в Перуна бес, и нача кричати: о горе, ох мне! достахся немилостивым сим рукам; и вринуша его в Волхов. Он же пловя сквозе великий мост, верже палицю свою и рече: на сем мя поминают новгородские дети, ею же и ныне безумнии убивающеся, утеху творят бесом. И заповеда никому же нигде же переняти его: иде Пидьблянин рано на реку, хотя горнеци везти в город, оли Перун приплы к берви, и отрину и шестом: ты, рече, Перунище, до сыта ел и пил, а нынича поплови прочь; плы из света некощное". Под 1034 годом в Софийском и Ни- коновском списке встречаем явственно новгородское известие: "Великий князь Ярослав иде в Новгород и посади сына своего Володимера в Новегоро- де и епископа Жиряту; и людям написа грамоту, рек: "По сей грамоте дади- те дань". Бяше же хромоног, но умом свершен и храбор на рати, и христи- ан, чтяше сам книги". Известие о походе Улеба на Железные Ворота, встре- чающееся в позднейших списках, есть известие чисто новгородское, и пото- му его нет в Киевской летописи, равно как известие об епископе Луке Жи- дяте и проч. Когда написана первоначальная Новгородская летопись - на это есть указание: в Софийском списке и в некоторых списках собственно Новгородской летописи под 1030 г. встречаем следующее известие: "Того же лета преставися архиепискуп ноугородскый Аким: бяше ученик его Ефрем, же ны учааше". На основании этого известия мы имеем полное право отнести составление Новгородской начальной летописи к XI веку. Таким образом объясняется часть дополнений, внесенных в начальную Киевскую летопись составителями поздних списков: эти дополнения взяты из летописи Новго- родской. Но в позднейших списках мы встречаем такие дополнения, которые никак не могли быть заимствованы из северной. Новгородской летописи, ибо содержат в себе известия о событиях южных, киевских. Так, например, в начале Игорева княжения следующее место: "И бе у него воевода, именем Свентелд, и премучи углеци, и възложи на них дань Игорь и вдасть Свен- телду, и не владяшатся един град, именем Пересечен, и седе около его три лета, и едва взя и. И беша седяше углици по Днепру вниз; и по сем прии- доша межи во Днестр, и седоша тамо. И дасть же и дань Деревскую Свентел- ду, имаше же по черне куне от дыма, и реши дружина Игорева: "се дал еси единому мужу много". Не могли быть взяты из Новгородской летописи допол- нительные известия о печенежских набегах, находящиеся в Никоновском списке под 990, 991, 1001 годами, известия краткие, не имеющие никакого значения для позднейшего летописца; также известия о крещении болгарских и печенежских князей, о смерти печенежского князя Темира, убитого родственниками. Таким образом, должно заключить, что начальная летопись, сохранившаяся в древних списках, есть сокращенная сравнительно с тою, которая сохранилась в позднейших. Сделавши эти предварительные заключения, обратимся к рассмотрению на- чальной летописи. С первых строк ее виден уже источник и образец - лето- пись византийская: русский летописец начинает свою повесть точно так же, как и летописец византийский, исчислением стран, которые достались по- томству троих сыновей Ноевых; это исчисление взято из греческого лето- писца, Георгия Амартола; но русский летописец вставил в него: подле Ил- лирии (Илюрик) словене, и потом в конце исчисление северных рек и наро- дов, причем Карпатские горы называются Кавкасийскими или Угорскими. Включивши в число семидесяти двух народов и народ славянский, от племени Афетова, летописец указывает первоначальное жилище славян на Дунае и по- том выселение их на север и северо-восток, сперва добровольное, потом вынужденное притеснениями врагов, волхов; для определения этих волхов, по понятиям летописца, можно пользоваться другим местом летописи, где говорится о нашествии венгров на Дунайские страны: "Пришел от востока (угры) и устремишася через горы великие и почаша воевати на живущая ту волхи и словени. Седяху бо ту преже словени, и волъхве прияша землю сло- веньску; посем же угри прогнаша волъхи, и наследиша землю, и седоша с словены, покоривше я под ся". Итак, венгры застали волхов вместе с сла- вянами. В рассказе о поселении славянских племен в нынешней России, их быте и судьбе тотчас видно, что составитель летописи житель Киева, при- надлежит к племени полян; это племя на первом месте, им особенно занима- ется летописец, об нем больше всего знает, его нравственность превозно- сит в ущерб всем остальным племенам. Летописец знает, что в отдаленные времена, когда еще поляне жили особо, отдельными родами по горам киевс- ким, уже шел путь из Скандинавии в Грецию, по Днепру и северным рекам озерной области; на первых страницах летописи уже дается уразуметь зна- чение географического положения Европейской России, значение водных пу- тей. После известия о море Понтском, или Русском, в летопись вставлено сказание о путешествии апостола Андрея на север до Новгорода; понятно, что сказание это могло явиться во времена христианские, когда узнали, что апостол Андрей проповедовал в Скифии; вставка начинается словами: "Яко же реша". За вставкою о путешествии апостола Андрея следует рассказ о построе- нии города Киева. Во времена летописца составилось уже обычное объясне- ние местных названий именами лиц, будто бы тут живших, явились братья Кий, Щек, Хорив с сестрою Лыбедью для объяснения названий Киева, гор Ще- ковицы и Хоревицы и речки Лыбеди. Летописец сообщает нам два предания о Кие: одно мы должны назвать собственно толкованием; были во времена ле- тописца люди, которые, основываясь на выражении "Киев перевоз", толкова- ли, что Кий было имя перевозчика; летописец отвергает это сухое толкова- ние; он принимает предание о Кие-князе, который ходил в Царьград, принял большую честь от царя и на возвратном пути основал на Дунае маленький городок Киевец. Но здесь для нас очень важно выражение летописца: "Яко же сказают". Здесь виден источник, которым пользовался летописец, - это народные сказания. Принимая предание о Кие-князе, летописец и роду его, потомству всех братьев приписывает княженье между полянами: "И по сих братьи держати почаша род их княженье в Полях"; потом, чтоб показать особность всех остальных племен, прибавляет: "В Деревлях свое, а Дрего- вичи свое" и т. д., т. е. в Деревах, у древлян свое, независимое, кня- женье, а дреговичи держат свое. Но мы знаем, как летописец вывел заклю- чение о важном владельческом значении Кия и его рода; источники его от- носительно дреговических и древлянских княжений еще более скудны, и в летописи Переяславля Суздальского читаем: "А деревляне собе, а дрягвичи собе жить (начаша), а словене собе новгородци, а полочане тако ж без князей" и проч. Сказавши о расселении племен славянских, о народах чужих, которые в его время платили дань Руси, летописец сообщает известия о нашествии разных степных народов с востока на славян - единственные события в жиз- Страницы: «« « 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |