Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 239   240   241   242   243   244   245   246   247  248   249   250   251   252   253   254   255   256   257  » »»

нянина... и прииде к Новугороду архиепискуп Яким, и  требище  разори,  и
Перуна посече и повеле въврещи в Волхов, и повязавше ужи, влечахуть и по
калу, биюще жезлием и пихающе, и в то время вшел бе в Перуна бес, и нача
кричати: о горе, ох мне! достахся немилостивым сим рукам; и вринуша  его
в Волхов. Он же пловя сквозе великий мост, верже палицю свою и рече:  на
сем мя поминают новгородские дети, ею же  и  ныне  безумнии  убивающеся,
утеху творят бесом. И заповеда никому же  нигде  же  переняти  его:  иде
Пидьблянин рано на реку, хотя горнеци везти в город, оли Перун приплы  к
берви, и отрину и шестом: ты, рече, Перунище, до сыта ел и пил, а нынича
поплови прочь; плы из света некощное". Под 1034 годом в Софийском и  Ни-
коновском списке встречаем  явственно  новгородское  известие:  "Великий
князь Ярослав иде в Новгород и посади сына своего Володимера в Новегоро-
де и епископа Жиряту; и людям написа грамоту, рек: "По сей грамоте дади-
те дань". Бяше же хромоног, но умом свершен и храбор на рати, и  христи-
ан, чтяше сам книги". Известие о походе Улеба на Железные Ворота, встре-
чающееся в позднейших списках, есть известие чисто новгородское, и пото-
му его нет в Киевской летописи, равно как известие об епископе Луке  Жи-
дяте и проч. Когда написана первоначальная Новгородская  летопись  -  на
это есть указание: в Софийском списке и в некоторых  списках  собственно
Новгородской летописи под 1030 г. встречаем следующее известие: "Того же
лета преставися архиепискуп ноугородскый Аким: бяше ученик его Ефрем, же
ны учааше". На основании этого известия мы имеем  полное  право  отнести
составление Новгородской начальной летописи к  XI  веку.  Таким  образом
объясняется часть дополнений, внесенных в  начальную  Киевскую  летопись
составителями поздних списков: эти дополнения взяты из  летописи  Новго-
родской. Но в позднейших списках мы встречаем такие дополнения,  которые
никак не могли быть заимствованы из северной. Новгородской летописи, ибо
содержат в себе известия о событиях южных, киевских.  Так,  например,  в
начале Игорева княжения следующее место: "И бе у  него  воевода,  именем
Свентелд, и премучи углеци, и възложи на них дань Игорь и  вдасть  Свен-
телду, и не владяшатся един град, именем Пересечен, и седе около его три
лета, и едва взя и. И беша седяше углици по Днепру вниз; и по сем  прии-
доша межи во Днестр, и седоша тамо. И дасть же и дань Деревскую Свентел-
ду, имаше же по черне куне от дыма, и реши дружина Игорева: "се дал  еси
единому мужу много". Не могли быть взяты из Новгородской летописи допол-
нительные известия о  печенежских  набегах,  находящиеся  в  Никоновском
списке под 990, 991, 1001 годами, известия краткие, не имеющие  никакого
значения для позднейшего летописца; также известия о крещении болгарских
и печенежских  князей,  о  смерти  печенежского  князя  Темира,  убитого
родственниками. Таким образом, должно заключить, что начальная летопись,
сохранившаяся в древних списках, есть сокращенная  сравнительно  с  тою,
которая сохранилась в позднейших.
   Сделавши эти предварительные заключения, обратимся к рассмотрению на-
чальной летописи. С первых строк ее виден уже источник и образец - лето-
пись византийская: русский летописец начинает свою повесть точно так же,
как и летописец византийский, исчислением стран, которые  достались  по-
томству троих сыновей Ноевых; это исчисление взято из  греческого  лето-
писца, Георгия Амартола; но русский летописец вставил в него: подле  Ил-
лирии (Илюрик) словене, и потом в конце исчисление северных рек и  наро-
дов, причем Карпатские  горы  называются  Кавкасийскими  или  Угорскими.
Включивши в число семидесяти двух народов и народ славянский, от племени
Афетова, летописец указывает первоначальное жилище славян на Дунае и по-
том выселение их на север и северо-восток,  сперва  добровольное,  потом
вынужденное притеснениями врагов, волхов; для определения  этих  волхов,
по понятиям летописца, можно пользоваться другим  местом  летописи,  где
говорится о нашествии венгров на Дунайские страны:  "Пришел  от  востока
(угры) и устремишася через горы великие и почаша воевати на  живущая  ту
волхи и словени. Седяху бо ту преже словени, и волъхве прияша землю сло-
веньску; посем же угри прогнаша волъхи, и наследиша землю,  и  седоша  с
словены, покоривше я под ся". Итак, венгры застали волхов вместе с  сла-
вянами. В рассказе о поселении славянских племен в нынешней  России,  их
быте и судьбе тотчас видно, что составитель летописи житель Киева,  при-
надлежит к племени полян; это племя на первом месте, им особенно занима-
ется летописец, об нем больше всего знает, его нравственность  превозно-
сит в ущерб всем остальным племенам. Летописец знает, что  в  отдаленные
времена, когда еще поляне жили особо, отдельными родами по горам  киевс-
ким, уже шел путь из Скандинавии в Грецию, по Днепру  и  северным  рекам
озерной области; на первых страницах летописи уже дается уразуметь  зна-
чение географического положения Европейской России, значение водных  пу-
тей. После известия о море Понтском, или Русском, в  летопись  вставлено
сказание о путешествии апостола Андрея на север до  Новгорода;  понятно,
что сказание это могло явиться во времена  христианские,  когда  узнали,
что апостол Андрей проповедовал в Скифии;  вставка  начинается  словами:
"Яко же реша".
   За вставкою о путешествии апостола Андрея следует рассказ о  построе-
нии города Киева. Во времена летописца составилось уже обычное  объясне-
ние местных названий именами лиц, будто бы тут  живших,  явились  братья
Кий, Щек, Хорив с сестрою Лыбедью для объяснения названий Киева, гор Ще-
ковицы и Хоревицы и речки Лыбеди. Летописец сообщает нам два предания  о
Кие: одно мы должны назвать собственно толкованием; были во времена  ле-
тописца люди, которые, основываясь на выражении "Киев перевоз", толкова-
ли, что Кий было имя перевозчика; летописец отвергает это сухое толкова-
ние; он принимает предание о Кие-князе, который ходил в Царьград, принял
большую честь от царя и на возвратном пути основал  на  Дунае  маленький
городок Киевец. Но здесь для нас очень важно выражение  летописца:  "Яко
же сказают". Здесь виден источник, которым пользовался летописец, -  это
народные сказания. Принимая предание о Кие-князе, летописец и роду  его,
потомству всех братьев приписывает княженье между полянами:  "И  по  сих
братьи держати почаша род их княженье в  Полях";  потом,  чтоб  показать
особность всех остальных племен, прибавляет: "В Деревлях свое, а  Дрего-
вичи свое" и т. д., т. е. в Деревах, у древлян свое,  независимое,  кня-
женье, а дреговичи держат свое. Но мы знаем, как летописец вывел  заклю-
чение о важном владельческом значении Кия и его рода; источники его  от-
носительно дреговических и древлянских княжений еще более  скудны,  и  в
летописи Переяславля Суздальского читаем: "А деревляне собе, а  дрягвичи
собе жить (начаша), а словене собе новгородци, а  полочане  тако  ж  без
князей" и проч.
   Сказавши о расселении племен славянских, о народах чужих,  которые  в
его время платили дань Руси, летописец  сообщает  известия  о  нашествии
разных степных народов с востока на славян - единственные события в жиз-

Страницы: «« « 239   240   241   242   243   244   245   246   247  248   249   250   251   252   253   254   255   256   257  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен