Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 » »» крепка... и тако страшно бе зрети яко второму пришествию быти". Под 1171 годом: "На утрья же в субботу поидохом с Володимиром из Вышегорода". Под 1187 годом: "И на ту осень бысть зима зла велми, тако иже в нашю память не бывало николи же". Под 1199 годом в рассказе о построении стены у Вы- дубецкого монастыря: "В тое же время благоволи бог... и вдохнув мысль благу во богоприятное сердце великому князю Рюрикову... тъ же с радостию приим, акы благый раб верный, потащася немедленно сугубити делом... Но о Христе державно милосердуя о всех, по обычаю ти благому, и нашея грубос- ти писание приими, акы дар словесен на похваление добродетелий". Здесь очевиден и современник события и монах Выдубецкого монастыря; но нельзя решить, принадлежит ли ему и записывание предыдущих событий или рассказ о построении стены составляет отдельный памятник и вставлен в летопись как замечательное риторическое произведение. Есть известие, из которого можно вывести отрицательно, что летописец не принадлежал к братии Кие- во-Печерского монастыря: в Лаврентьевском списке под 1128: "Преяша цер- ковь Димитрия нечеряне, и нарекоша ю Петра, с грехом великим и неправо". Разность летописцев - одного черниговского, а другого киевского или по крайней мере принадлежащего к стороне Мономаховичей, видна в рассказе об изгнании Ольговичей из Киева и вступлении туда Изяслава Мстиславича под 1146 годом в Ипатьевском списке: сначала намерение изгнать Ольговича называется постоянно советом злым, вложенным от дьявола, а потом гово- рится о том же самом событии, т. е. об изгнании Ольговича и торжестве Изяслава Мстиславича: "Се же есть пособием божиим, и силою честнаго хреста, и заступлением св. Михаила, и молитвами св. богородицы". Потом опять слышен голос другого, прежнего летописца, укоряющего Давыдовичей за то, что они не хотели воевать с Мстиславичем, отыскивать свободы Иго- рю Ольговичу, брату своему (двоюродному): "Лукавый и пронырливый дьявол, не хотяй добра межи братьею, хотяй приложити зло к злу, и вложи им (Да- выдовичам) мысль не взыскати брата Игоря, ни помянути отецьства и о хресте утвержение, ни божественные любве, якоже бе лепо жити братьи еди- номыслено укупе, блюдучи отецьства своего". По всему видно, что летопи- сец стоит за Ольговичей; киевский летописец не мог бы принимать такого горячего участия в делах Свягослава Ольговича, не мог бы, говоря о при- ходе союзников к последнему, выразиться, что это случилось божиим мило- сердием; не мог сказать, что Святослав божиим милосердием погнал Изясла- ва Давыдовича и бывшую с ним киевскую дружину; сшивка из двух разных ле- тописей в этом рассказе ясна: летописец Ольговича говорит о неприличных словах Изяслава Давыдовича, о походе его на Святослава Ольговича, о ре- шительности последнего и победе над врагами - все дело кончено, но потом опять о том же самом происшествии новый рассказ, очевидно, киевского ле- тописца: "Изяслав Мстиславич и Володимир Давыдович послаша брата своего Изяслава с Шварном, а сами по нем идоста". Ясно также, что первое извес- тие о Москве принадлежит не киевскому летописцу, а черниговскому или се- верскому, который так горячо держит сторону Святослава Ольговича и знает о его движениях такие подробности; киевского летописца, явно враждебного Ольговичам, не могли занимать и даже не могли быть ему известны подроб- ности пиров, которые давал Юрий суздальский Святославу, не могла зани- мать смерть северского боярина, доброго старца Петра Ильича. Рассказ под 1159 годом в Ипатьевском списке о полоцких происшествиях, по своим под- робностям и вместе отрывочности, ибо вообще летопись очень скудна отно- сительно полоцких событий, обличает вставку из Полоцкой летописи. Приме- ты северного, суздальского летописца также ясны; например рассказ о пе- реходе Ростислава Юрьевича на сторону Изяслава Мстислазича в Лав- рентьевском списке отличается от рассказа о том же событии в Ипатьевс- ком: в первом поступок Ростислава выставлен с хорошей стороны, ни слова не упомянуто о ссоре его с отцом; первый, очевидно, принадлежит суз- дальскому летописцу, второй - киевскому. Различен рассказ северного к южного летописца о походе Изяслава Мстиславича на Ростовскую область; о мире Юрия с Изяславом в 1149 году, об епископе Леоне и князе Андрее, об отношениях Ростиславичей к Андрею Боголюбскому; в описании похода рати Андреевой на Новгород в Лаврентьевском списке читаем: "Новгородцы же затворишася в городе с князем Романом, и объяхуться крепко с города, и многы избиша от наших". Очевиден суздальский летописец; но и в Ипатьевс- ком списке вставлено также суздальское сказание, ибо и здесь читаем: "се же бысть за наша грехы". Об убиении Андрея Боголюбского в обоих списках вставлено суздальское сказание с вариантами; но в Лаврентьевском, между прочим, попадаются следующие слова в обращении к Андрею: "Молися помило- вати князя нашего и господина Всеволода, своего же присного брата" - прямое указание на время и место написания рассказа. Рассказ о событиях по смерти Андрея принадлежит, очевидно, северному и именно владимирскому летописцу; встречается выражение, что ростовцы слушались злых людей, "не хотящих нам добра, завистью граду сему". Под 1180 годом очевиден влади- мирский летописец, ибо в рассказе о войне Всеволода III с Рязанью упот- ребляет выражение: "наши сторожки, наши погнаша". Под 1185 г. в рассказе о поставлении епископа Луки летописец обращается к нему с такими слова- ми: "Молися за порученное тебе стадо, за люди хрестьянскыя, за князя и за землю Ростовьскую"; отсюда ясно также, что писано это уже по смерти епископа Луки. Под тем же годом любопытен в Лаврентьевском списке расс- каз о подвигах князя Переяславля Южного, Владимира Глебовича, рассказ, обличающий северного летописца, приверженного к племени Юрия Долгоруко- го: у суздальского летописца вся честь победы над половцами приписана Владимиру Глебовичу; у киевского дело рассказано иначе. Любопытно также разногласие в рассказе суздальского (Лавр. спис.) и киевского (Ипатьев. спис.) летописцев о войне Всеволода III и Рюрика Ростиславича с Ольгови- чами: суздальский во всем оправдывает Всеволода, киевский - Рюрика. Под 1227 годом читаем: "Поставлен бысть епископ Митрофан и богохранимем гра- де Володимере, в чюдней святей Богородици, Суждалю и Володимерю, Переяс- лавлю, сущю ту благородному князю Гюргю и с детми своими, и братома его Святославу, Иоанну, и всем бояром, и множество народа; приключися и мне грешному ту быти". Мы сказали, что летопись, известная под именем Несторовой с продолжа- телями, в том виде, в каком она дошла до нас, есть летопись всероссийс- кая; ей по содержанию противоположны летописи местные: Волынская и Нов- городская. Мы признали сказание Василия об ослеплении князя Василька те- ребовльского за отрывок из первой части Волынской летописи, которая не дошла до нас, дошла вторая половина, начинающаяся с 1201 года, с загла- вием: "Начало княжения великого князя Романа, самодержца бывша всей Русской земли, князя галичкого"; но вместо того тотчас после заглавия читаем: "По смерти же великаго князя Романа", после чего следует похвала Страницы: «« « 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |