Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 368   369   370   371   372   373   374   375   376  377   378   379   380   381   382   383   384   385   386  » »»

жайского, Андрея Димитриевича. Прежде, когда все внимание обращалось  на
родовые отношения князей, а не на владения, старшему великому князю про-
тивополагались младшие; но теперь, когда  родовые  отношения  стали  ру-
шиться, отношения же по владениям и зависимости  начали  выдвигаться  на
первый план, в противоположность великому  князю  для  младших  являются
названия удельных и поместных князей. Мы видели, что и прежде  некоторые
князья назывались великими князьями всея Руси, как,  например,  Мономах,
Юрий Долгорукий; в описываемое время из  официальных  памятников  видим,
что уже Иоанн Калита называется великим князем всея Руси и потом все его
преемники. Из прежних названий княжеских встречаем господин; вновь явля-
ются господарь и государь. Что касается происхождения первого слова,  то
оно одинаково с происхождением слова князь: оспода означает семью, оспо-
дарь - начальника семьи, отца семейства; должно заметить также, что пер-
вое название употребительнее на юге, второе - на севере. Господин и гос-
подарь встречаются в соединении, например: "Занеже, господине князь  ве-
ликий, нам, твоим нищим, нечим боронитися противу обидящих нас, но  ток-
мо, господине, богом, и пречистою богородицею, и твоим, господине, жало-
ванием нашего господина и господаря". Что значение слова  господарь  или
государь было гораздо важнее значения прежнего господин, свидетельствует
упорное сопротивление новгородцев ввести его в употребление вместо  гос-
подин. Господарь противополагается служащим: "Кто  кому  служит,  тот  с
своим господарем и едет". Для великих князей встречаем названия: велико-
го государя земского, великого государя  русского,  великого  господаря,
самодержца. Самый полный титул великого князя  московского  для  внешних
сношений  встречаем  в  договорной  грамоте  его  с  Казимиром,  королем
польским: "По божьей воли и по нашей любви, божьею милостью, се яз князь
великий Василий Васильевич, московский и  новгородский  и  ростовский  и
пермьский и иных". По-прежнему подданные, все остальное народонаселение,
противополагаются князьям под названием черных людей.
   При подлинных грамотах княжеских, дошедших  до  нас  от  описываемого
времени, находятся печати князей с различными изображениями и надписями.
На печати Иоанна Даниловича Калиты с одной стороны находится изображение
Иисуса Христа, на другой - св. Иоанна; вокруг надпись: "Печать  великого
князя Ивана". У Симеона Гордого на одной стороне  печати  -  изображение
святого Симеона, на другой - надпись: "Печать  князя  великого  Семенова
всея Руси". У брата его Иоанна II на одной стороне печати -  изображение
святого Иоанна с надписью: "Агиос Иоанн", на другой -  надпись:  "Печать
князя великого Ивана Ивановича". У Димитрия Донского  на  одной  стороне
печати - изображение св. Димитрия, на другой -  надпись:  "Печать  князя
великого Димитрия"; но на другой печати того же князя встречаем  надпись
с прибавлением: всея Руси. У Василия Димитриевича несколько печатей:  на
одной - изображение св. Василия Кесарийского и  надпись:  "Печать  князя
великого Васильева Димитриевича всея  Руси";  на  другой  -  изображение
всадника с копьем, обращенным острием книзу; третья печать имеет изобра-
жение всадника с поднятым мечом, и разные другие. На печати Василия Тем-
ного виден всадник с копьем, находящимся в покойном  положении,  острием
вверх. На печати тверского князя Бориса Александровича  встречаем  также
изображение всадника с поднятым мечом.
   И в описываемое время вступление князя на стол сопровождалось обрядом
посажения. Вот как описывается посажение Александра Невского во Владими-
ре: преосвященный Кирилл митрополит встретил его со крестами, со священ-
ным собором и со множеством людей и посадил его на великом  княжении  во
Владимире, на стол отца его, с пожалованием царевым  (ханским).  Великий
князь Василий Димитриевич был посажен на стол послом Тохтамышевым; Васи-
лия Васильевича посадил на стол посол ханский  у  Пречистыя,  у  золотых
дверей. Таким образом, в этом самом обряде обозначалась ясно зависимость
русских князей от ханов татарских; теперь, следовательно, для удовлетво-
рительнейшего решения вопроса о значении князя  на  Руси  в  описываемое
время мы должны постараться определить степень зависимости его от  хана;
зависимость эта выражалась ли только в необходимости требовать  ханского
утверждения, ханского ярлыка и в обязанности платить дань, или она имела
влияние на внутреннюю деятельность князя, стесняла его? Здесь, разумеет-
ся, прежде всего должно решить вопрос о том, как хан  мог  наблюдать  за
деятельностию князя, имел ли он при нем постоянного представителя  свое-
го, наместника? В известном рассказе об Ахмате, баскаке курском, летопи-
сец говорит, что Ахмат держал баскачество Курского княжения,  другие  же
татары держали баскачество по иным городам, во всей Русской земле и были
велики. В повести о мучении св. Михаила Черниговского сказано, что Батый
поставил наместников и властелей своих по всем городам русским. В извес-
тии о перечислении говорится, что численники поставили десятников,  сот-
ников, тысячников и темников и, урядивши все, возвратились в  Орду.  Под
1262 годом летописец говорит, что по всем городам русским был  совет  на
татар, которых Батый и потом сын его Сартак посажали властелями по  всем
городам русским. Князья, согласившись между собою, выгнали татар, потому
что было от них насилие: богатые люди откупали у татар дани и корыстова-
лись при этом сами, а многие бедные работали в  ростах.  Тогда  же,  при
изгнании и убиении татар, в Ярославле убили отступника Зосиму или Изоси-
ма, который с позволения посла ханского делал много  зла  христианам.  В
1269 году великий князь Ярослав Ярославич, сбираясь идти на немцев, при-
шел в Новгород вместе с Амраганом, великим баскаком владимирским.  Потом
великий князь Василий Ярославич с тем же самым Амраганом воевал  волости
новгородские. Под 1275 годом упоминается о втором перечислении; под 1290
о восстании жителей ростовских на татар, которые были  ограблены.  После
известия об Амрагане мы не встречаем  на  севере  известий  о  баскаках,
встречаем баскака только раз на юге, в Курской области; под 1284 годом -
ясный знак, что на севере баскаков больше не  было,  иначе  летописи  не
могли бы умолчать о них в рассказе о событиях, в которых татары принима-
ли важное участие, как, например, в  борьбе  между  сыновьями  Невского;
упоминаются только одни послы, временно являвшиеся  в  русских  городах.
После 1275 года не упоминается более о перечислении -  ясный  знак,  что
ханы по разным причинам начали оказывать полную доверенность  князьям  и
что последние взяли на себя доставку дани в Орду; но еще под 1266  годом
летописец говорит об ослабе от насилия татарского по смерти хана  Берге.
Уже князь Андрей Александрович городецкий взводил в  Орде  обвинение  на
старшего брата Димитрия переяславского, будто тот не хочет платить  дани
хану; конечно, если бы в это время находился в России баскак или главный
сборщик податей, дорога, то не родному брату пришлось бы доносить на Ди-
митрия, и хан не стал бы основываться на одних Андреевых  доносах;  если
же в этих делах были замешаны и баскаки и дороги, то каким образом лето-
писец умолчал о них? Не умолчал же он о Кавгадые. Таким  образом,  через

Страницы: «« « 368   369   370   371   372   373   374   375   376  377   378   379   380   381   382   383   384   385   386  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен