Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 375   376   377   378   379   380   381   382   383  384   385   386   387   388   389   390   391   392   393  » »»

   Разделение дружины на старшую и младшую сохраняется и  в  описываемое
время, только с переменою некоторых названий. Старшая дружина по-прежне-
му носит название бояр, или боляр. Право бояр на свободный отъезд от од-
ного князя к другому, от великого к удельному и наоборот, также от вели-
кого к великому же, от московского, например, к тверскому или рязанскому
и наоборот, подтверждается во всех договорах княжеских. Князья  обязыва-
лись в договорах своих не сердиться на отъехавших от них бояр, не захва-
тывать  их  сел  и  домов,  оставшихся  во  владениях  прежнего   князя.
Вследствие этого права бояр сохранять свои  недвижимые  имущества  после
отъезда в княжеских уделах постоянно могли находиться волости чужих  бо-
яр, несмотря на то что князья не позволяли чужим боярам покупать  сел  в
своих уделах; волости чужих бояр могли находиться в княжеских уделах еще
и потому, что известное княжество, например  Серпуховское,  принадлежало
сначала одному князю, Владимиру Андреевичу, и бояре его  могли  свободно
покупать села по всему княжеству, но по смерти Владимира Андреевича  его
владения разделились между сыновьями его на несколько особых уделов, бо-
яре его также разошлись по сыновьям, причем легко могло  случиться,  что
боярин остался служить старшему брату, серпуховскому князю, а село  его,
по новому разделу, очутилось  в  уделе  князя  боровского.  Это  обстоя-
тельство заставило князей вносить в свои договоры условие, что бояре от-
носительно суда и дани подведомственны тому князю, во владениях которого
живут, где у них недвижимая собственность: князья обязываются ведать та-
ких бояр судом и данью как своих; но в военное время бояре  должны  были
идти в поход с тем князем, которому служили, в случае же осады города, в
котором или близ которого они жили, они должны были оставаться  и  защи-
щать этот город. В случае спорного дела между одним  князем  и  боярином
другого оба князя отсылали от себя по боярину для  решения  этого  дела;
если же посланные бояре не могли между собою  согласиться,  то  избирали
третьего судью; но всякое дело боярина с своим князем  судит  последний.
За службу свою бояре получали от князей известные волости и села в корм-
ление: Иоанн Калита в завещании своем упоминает о селе Богородицком, ко-
торое он купил и отдал Борису Воркову. "Если этот Ворков,- говорит вели-
кий князь,будет служить которому-нибудь из моих сыновей, то  село  оста-
нется за ним; если же перестанет служить детям моим, то  село  отнимут".
Касательно пользования доходами с кормлений Симеон Гордый  распоряжается
так в своем завещании: "Если кто-нибудь из бояр моих станет служить моей
княгине и будет ведать волости, то обязан отдавать княгине моей половину
дохода (прибытка)". Димитрий Донской с двоюродным братом своим  Владими-
ром Андреевичем уговорились так относительно боярских  кормлений:  "Если
боярин поедет с кормленья от тебя ли ко мне, от меня ли к тебе, не  отс-
лужив службы, то дать ему кормленье по исправе, т. е. зато только время,
какое он находился в службе, или он обязан  отслужить  службу".  До  нас
дошли ввозные, или послушные, грамоты, дававшиеся при пожаловании  корм-
лением: в них приказывалось жителям отдаваемой в кормление волости чтить
и слушаться посланного к ним на кормление последний ведает их и судит, и
тиунам своим ходить у них велит, а доход должен брать по наказному спис-
ку; волости жаловались в кормление с мытами, перевозами,  со  всеми  на-
местничьими доходами в с пошлиною.
   Между самыми старшими членами дружины, между боярами, встречаем  раз-
личие: встречаем название больших бояр.  Летописец  говорит,  что  после
убийства тысяцкого Алексея Петровича  Хвоста  большие  московские  бояре
отъехали в Рязань. Димитрий Донской требует от двоюродного брата  своего
Владимира Андреевича, что в случае если он, великий князь, возьмет  дань
на своих боярах, на больших и на путных, то и удельный князь должен так-
же взять дань на своих боярах смотря по кормлению и по путям и отдать ее
великому князю. Великий князь Василий Васильевич договаривается с  Шемя-
кою, что если общие судьи их не согласятся то берут себе третьего судью,
для чего берут сперва из бояр великокняжеских двоих да  из  бояр  Шемяки
одного большого. Кроме упомянутого условия Донского с Владимиром Андрее-
вичем, мы не встречаем больше названия больших бояр вместе с путными; но
вместе с путными боярами, или путниками, встречаем на первом месте  бояр
введенных. Относительно этих введенных и путных бояр мы постоянно встре-
чаем условие, что когда в случае городовой осады бояре обязаны  садиться
в осаду или защищать тот город, в котором живут, бояре введенные и  пут-
ники избавляются от этой обязанности. Кроме того, о путных боярах в  до-
говоре великого князя Василия Димитриевича с Владимиром Андреевичем сер-
пуховским встречаем условие: "Если нам взять (дань) на своих  боярах  на
путных, то тебе взять на своих боярах на десяти". В  жалованной  грамоте
великого князя Василия Васильевича Троицкому Сергиеву монастырю  в  1453
году читаем: "Если кто станет чего искать на игуменском  приказчике,  то
сужу его я, князь великий, или мой боярин введенный". В родословной  Ки-
киных говорится, что Логгин Михайлович Кикин был у великого князя Димит-
рия Иоанновича боярин введенный, или горододержавец, держал города Волок
и Торжок без отнимки; сын Логгина, Тимофей,  называется  также  боярином
введенным.
   Объяснить значение этих названий: боярин введенный и путный - мы  мо-
жем только по соображению с другими подобными же названиями. Мы  видели,
что в одной грамоте на месте бояр введенных находятся большие,  из  чего
имеем основание заключать, что оба этих названия были равнозначащи. Пос-
ле встречаем название дьяков введенных. Что же касается  различия  между
боярами введенными, или большими, и путными, то его  можно  усмотреть  в
приведенном месте из договора Димитрия Донского с  Владимиром  Андрееви-
чем: "Если великий князь возьмет дань на своих боярах, на больших  и  на
путных, то и удельный князь должен также  взять  дань  на  своих  боярах
смотря по кормлению и по путям". Значит, большой боярин, или  введенный,
был именно горододержавец, получавший города, волости в кормление;  пут-
ный же боярин получал содержание с известных доходных статей  княжеских,
или так называемых путей. Боярин путный должен  был  иметь  поэтому  ка-
кую-нибудь придворную должность: конюший боярин,  например,  пользовался
доходами с волостей, определенных на конюший путь. Старинное слово: путь
и настоящее наше доход (от доходить) выражают одно и то  же  представле-
ние.
   Встречаем в описываемое время и название окольничего: так, оно  нахо-
дится в грамоте смоленского князя Федора Ростиславича 1284 года; в дого-
ворной грамоте Симеона Гордого с братьями. Серпуховской  князь  Владимир
Андреевич сделал  наместником  в  Серпухове  окольничего  своего,  Якова
Юрьевича Носильца; в рассказе о битве с Бегичем  упоминается  московский
окольничий Тимофей (Вельяминов). В жалованной грамоте  рязанского  князя
Олега Ивановича Ольгову монастырю в числе бояр, с  которыми  советовался
при этом князь, упоминается Юрий окольничий. Этот  Юрий  занимает  здесь

Страницы: «« « 375   376   377   378   379   380   381   382   383  384   385   386   387   388   389   390   391   392   393  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен