Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 382   383   384   385   386   387   388   389   390  391   392   393   394   395   396   397   398   399   400  » »»

Федор Патрикеевич, и вот, по словам летописца, немецкие послы условились
с князем Константином и со всем Великим Новгородом, что  быть  на  съезд
самому магистру, а князю Константину и новгородцам послать  своих  бояр,
вследствие чего были посланы на съезд  наместник  великокняжеский  князь
Федор Патрикеевич, боярин князя  Константина  -  Андрей  Константинович,
двое посадников и трое бояр новгородских. Наконец, из  дошедших  до  нас
договорных грамот новгородцев с Любеком и Готским берегом одна,  относя-
щаяся к концу XIII или началу XIV века, написана от имени великого князя
Андрея, посадника, тысяцкого и всего Новгорода; в ней сказано, что гости
будут на божиих руках, княжеских и всего Новгорода; другая грамота,  от-
носящаяся ко второй половине XIV века, половине московской, или  намест-
нической, написана от имени архиепископа, посадника, тысяцкого  и  всего
Новгорода.
   Из двенадцати смут в Новгороде, о которых упоминает летописец в пери-
од от 1054 до 1228 года, только две не были в связи с княжескими переме-
нами: восстание концов вследствие бегства Матея Душильчевича в 1218 году
и восстание на владыку Арсения в 1228 году. В период от 1228 до 1462 го-
да летописец упоминает 21 раз о смутах, из которых только четыре были  в
связи с княжескими отношениями. Большею частию  новгородцы  восстают  на
своих сановников, причем нельзя не усмотреть борьбы двух сторон, стороны
лучших и стороны меньших людей. Мы видели, что и в  период  от  1054  до
1228 года посадники избирались обыкновенно из  одного  известного  круга
знатных фамилий; если при избрании в другие должности следовали тому  же
обычаю, то легко понять, какое значение должны были получить знатные фа-
милии, какие общие цели должны были они преследовать и какие волнения  в
городе должна была производить вражда некоторых из них друг с другом. Мы
видели, к каким явлениям повела распря Степана Твердиславича с Водовиком
в 1230 году; в 1255 г. лучшие люди составляют совет - побить  меньших  и
ввести князя на своей воле; на разделение интересов обеих сторон летопи-
сец указывает также в известии о наложении дани татарской; то  же  самое
видим и в смуте 1418 года. Но здесь рождается вопрос о происхождении бо-
яр новгородских: было ли это название наследственным в некоторых фамилия
или нет? Известно, что в нашей древней истории никогда и нигде  боярское
звание не было наследственным; боярами назывались старшие члены дружины,
думцы, советники князя, который возводил в это звание, давал это  значе-
ние или сыновьям своих старых бояр и дружинников вообще смотря  по  мере
их достоинства, или людям, вновь вступающим в дружину  смотря  опять  по
достоинству и по разным другим условиям:  разумеется,  происхождение  от
знаменитого и любимого князем боярина давало его сыну  большее  право  и
легкость к достижению того же звания; но в случае нужды и детские  могли
стать боярами, как обещал сделать князь Владимир Мстиславич при  извест-
ном случае. Но мы должны строго различать в источниках название  боярина
в значении старшего члена дружины, название, употребляющееся в  противо-
положность с названиями других младших членов дружины,  и  то  же  самое
название, употребленное в общем смысле, в смысле знатных, больших людей,
в смысле дружины вообще, с противоположением ей всего остального народо-
населения, людей простых, черных. Так, и в Новгородской летописи  назва-
ние бояр употребляется в общем смысле знатных людей, вячших, в  противо-
положность меньшим, простым. Под именем бояр, или больших, вячших людей,
в Новгороде разумеются все правительственные лица, как отправляющие свою
должность, так и старые, члены всех тех знатных фамилий, которые  успели
сосредоточить в своем кругу правительственные должности.  Сын  посадника
имел важное значение, как сын посадника, как сын при  этом  знаменитого,
могущественного по своему влиянию человека, и вследствие этого принадле-
жал к числу больших, знатных людей, бояр; назывался боярином  в  отличие
от обыкновенного, простого человека, а не потому он назывался  так,  что
имел особый сан боярина или принадлежал к сословию бояр.  Татары,  боясь
волнения народного в Новгороде, просят князя Александра, чтоб он приста-
вил к ним сторожей, и князь велит стеречь их сыну  посадничьему  и  всем
детям боярским; потом, по смерти Александра Невского, новгородцы послали
за братом его Ярославом сына посадничьего и лучших бояр.
   Слово бояре в общем значении лучших, знатных людей, противополагаемых
простым людям, употребляется не в одной Новгородской, но и во всех  дру-
гих летописях; понятно, что в других княжествах под именем бояр  обыкно-
венно члены дружины противополагаются всему остальному  народонаселению.
Так, под 1315 годом летописец говорит, что князь Афанасий Данилович  по-
шел из Новгорода в Торжок с новгородскими боярами без черных людей,  при
описании усобиц в Твери говорится, что тяжко было боярам и слугам, тяжко
было и черным людям. О Димитрии Донском сказано, что он, желая предупре-
дить Михаила тверского, привел по всем городам к присяге бояр  и  черных
людей. При описании Раковорской битвы  новгородский  летописец  говорит,
что много пало добрых бояр, а иных черных людей без числа. Встречается и
старинное название люди в значении простых, черных людей и в  противопо-
ложность знатным, боярам, дружине вообще; так, говорится,  что  тверской
князь Михаил Александрович, пожегши Дмитровские посады, волости и  села,
бояр и людей привел пленными в Тверь, а в Волынской  летописи  встречаем
название простых людей в противоположность боярам. Наконец, в противопо-
ложность дружине все остальное народонаселение  носит  название  земских
людей. Таким образом, в противоположность князьям  все  не  князья  были
смерды, черные люди; в противоположность боярам и дружине вообще все ос-
тальное народонаселение также носило название простых, черных людей;  из
этого народонаселения будут выделяться новые высшие разряды, или  сосло-
вия, и все остальные низшие в отношении к этим новым разрядам будут  на-
зываться также черными людьми. Так, в Новгороде при подробном перечисле-
нии слоев городового народонаселения после бояр встречаем  житых  людей,
значительных по своему богатству, людей, которые, не принадлежа к  горо-
довой аристократии, к лицам и фамилиям правительственным, не принадлежа-
ли также и к купцам, ибо не занимались торговлею. За житыми людьми,  или
мужами, следуют купцы и, наконец, черные люди; под 1398 годом  летописец
говорит, что ко владыке новгородскому пришли бить челом посадники,  боя-
ре, дети боярские, житые люди и купеческие дети; иногда житые люди поме-
щаются после купцов. Те же самые части городового населения, кроме житых
людей, видим и во всех других городах Северо-Восточной Руси: когда князь
Юрий Ярославич обновил запустелый Муром и поставил в нем свой  двор,  то
ему подражали в этом бояре, вельможи, купцы и черные люди. В Москве куп-
цы уже разделяются на гостей и суконников; московские князья в договорах
своих условливаются обыкновенно гостей,  суконников  и  городских  людей
блюсти вместе и в службу их не принимать. Последнее условие  объясняется
тем, что гости, суконники и вообще городские люди были люди данные,  или
тяглые, и позволение переходить им в дружину лишало бы  князей  главного

Страницы: «« « 382   383   384   385   386   387   388   389   390  391   392   393   394   395   396   397   398   399   400  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен