Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 373   374   375   376   377   378   379   380   381  382   383   384   385   386   387   388   389   390   391  » »»

случалось это много раз. Князь Андрей Димитриевич терпел иногда и  посы-
лал к Луке, но тот приказывал отвечать ему жестоко и сурово и сам не пе-
реставал бить и грабить не только сокольников, но  и  ловчих  княжеских,
отнимая у них медведей. Один из ловчих решился отомстить  Луке  и  нашел
удобный случай: поймавши однажды медведя лютого, он приказал  вести  его
мимо Лукина двора; Лука, увидавши медведя, вышел сам к нему с служкою  и
приказал княжескому ловчему пустить зверя на дворе;  тот  воспользовался
случаем и выпустил медведя прежде, чем Лука успел уйти в комнаты:  зверь
бросился на него и истерзал так, что слуги отняли его  едва  живого.  Из
этого рассказа видно, что ловили больших медведей живыми  и  употребляли
их потом на утеху.
   Как северные князья проводили свой день, видно отчасти из одного  из-
вестия, именно из известия о Суздальской битве: здесь сказано, что вели-
кий князь Василий Васильевич ужинал у себя со всеми князьями и боярами и
пир продолжался до глубокой ночи. На другой день по восшествии солнца (7
июля) великий князь приказал служить заутреню, после которой пошел опять
уснуть. Видим, что по утрам к князю являлись сыновья его, бояре и другие
люди с разными делами по  управлению.  Смерти  княжеской  предшествовало
обыкновенно пострижение в иноки и в схиму; о кончине князя Димитрия Свя-
тославича юрьевского рассказывается, что когда ростовский епископ  пост-
риг его в иноки и в схиму, то он внезапно  лишился  употребления  языка,
потом опять стал говорить и, взглянувши на епископа радостными  глазами,
сказал ему: "Господин отец, владыка Игнатий! Исполни  господь  бог  твой
труд, что приготовил меня на долгий путь, на вечное лето, снарядил  меня
воином истинному царю Христу, богу нашему". Вот подробное описание  кон-
чины великого князя тверского Михаила Александровича: уже два года прош-
ло, как Михаил отправил в Царьград послов с милостынею к соборной церкви
св. Софии и к патриарху, по своему обычаю; император и патриарх  приняли
и отпустили послов тверских с большою честию, и патриарх отправил к  Ми-
хаилу своего посла с иконою страшного суда, с мощами святых,  с  честным
миром. Когда великий князь узнал, что послы приближаются к Твери, то ве-
лел им войти в город к вечеру: пришла ему мысль - встретив икону от свя-
того места и приняв благословение от патриарха,  не  возвращаться  более
домой. На другой день утром, когда сыновья, другие князья, бояре и  раз-
ные люди ждали его с делами по обычному городскому управлению, Михаил не
велел уже никому входить к себе, а позвал одного епископа Арсения, кото-
рому объявил о намерении своем постричься, прося его, чтоб он не говорил
об этом никому другому. Несмотря на то, уже  по  всему  городу  разнесся
слух, что Михаил хочет оставить княжение и постричься  в  монахи.  Народ
изумился, иные не верили, но все собирались, как на дивное чудо; бояре и
отроки его, склоняясь друг к другу, проливали  слезы,  плакала  княгиня,
молодые князья, но в присутствии Михаила никто не смел сказать ни слова,
потому что все боялись его: был он человек страшный,  и  сердце  у  него
точно львиное. Между тем послы из Царяграда вошли в город, неся  священ-
ные подарки; епископ, все духовенство и множество  народа  вышли  к  ним
навстречу со свечами и кадилами, вышел и сам  великий  князь,  с  трудом
вставши с постели, и встретил послов на своем дворе у церкви святого Ми-
хаила. Поклонившись иконе, Михаил приказал отнести ее в соборную церковь
св. Спаса, сам ее проводил туда и, когда икону поставили на приготовлен-
ное для нее место, вышел из церкви к народу, стал на высокую ступень  и,
поклонясь на все стороны, сказал: "Простите меня, братия и дружина, доб-
рые сыны тверские! Оставляю вам любимого и старшего  сына  Ивана,  пусть
будет вам князем вместо меня, любите его, как и меня любили, а он  пусть
соблюдает вас, как я соблюдал". Народ отвечал горькими слезами и  похва-
лами своему старому князю, который смиренно всем опять поклонился и  по-
шел на пострижение в Афанасьевский монастырь,  где  за  известную  плату
выпросился жить у одного монаха, именем Григория. На четвертый  день  он
принял пострижение под именем Матвея и через восемь дней после этого об-
ряда умер. В рассказе о кончине князя Димитрия Юрьевича  Красного  гово-
рится, что его не хоронили семь дней, до тех пор пока приехал  брат  его
Димитрий Шемяка; тогда отпели, положили в колоду, засмолили ее и повезли
в Москву для погребения в церкви архангела Михаила - общем месте  погре-
бения всех потомков Калиты, как великих князей, так и удельных.  Великий
князь Василий Васильевич Темный, по словам летописца, хотел пред смертию
постричься в монахи, но ему не дали воли; умер он в субботу,  в  третьем
часу ночи, а на другой день, в воскресенье,  схоронили  его  -  следова-
тельно, без особенных обстоятельств хоронили на другой день. На  юго-за-
паде погребение волынского князя Владимира описывается  так:  княгиня  с
слугами дверными омыли тело, обвили его аксамитом с  кружевом,  положили
на сани и повезли во Владимир, где поставили в  Богородичной  церкви  на
сенях, потому что было уже поздно; на другой день совершено было  погре-
бение с обычными причитаниями. Похвала доброму князю в  устах  летописца
мало рознится от прежней; но в ней не встречаем известных слов об  отно-
шениях к дружине; о великом князе Василии Ярославиче  костромском  гово-
рится, что он был очень добродетелен, любил бога от  всего  сердца,  без
лукавства, был милостив, ко святым церквам прилежен, чтил много  еписко-
пов как начальников и пастырей, любил и чтил и весь священнический и мо-
нашеский чин; был незлобив и легко прощал согрешающих пред ним. О  князе
Глебе Васильевиче ростовском говорится, что он пищи и питья не  щадил  и
подавал требующим, много церквей построил и украсил иконами  и  книгами,
священнический и монашеский чин очень почитал, ко всем был любовен и ми-
лостив, гордости ненавидел и отвращался от нее как от змия; когда  умер,
то немалую жалость и плач оставил по себе всем знающим  его.  Об  одежде
княжеской мы уже могли составить понятие при исчислении вещей,  оставав-
шихся после князей московских; в летописи при описании бегства князя Ва-
силия Михайловича кашинского сказано, что он убежал в  одном  терлике  и
без кивера. При описании наружности волынского князя Владимира Василько-
вича говорится, что он стриг бороду.
   Изменения, происшедшие в междукняжеских отношениях должны были непре-
менно отразиться и на положении дружины. Оседлость князей  в  одних  из-
вестных княжествах должна была повести и к  оседлости  дружины,  которая
могла теперь приобресть важное первенствующее земское значение в качест-
ве постоянных, богатейших землевладельцев, в качестве лиц,  пользующихся
наследственно
   из Москвы; начиная с Иоанна Калиты, все московские  князья  постоянно
удерживают за собою великокняжескую Владимирскую область; князья не поз-
воляют чужим боярам покупать села в своих волостях; одни только московс-
кие бояре имеют постоянную возможность покупать села  в  области  Влади-
мирской, как принадлежащей постоянно их князьям, и  мы  видим,  что  они
пользуются этим правом. Им выгодно, следовательно, удерживать Владимирс-

Страницы: «« « 373   374   375   376   377   378   379   380   381  382   383   384   385   386   387   388   389   390   391  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен