Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 372   373   374   375   376   377   378   379   380  381   382   383   384   385   386   387   388   389   390  » »»

рис, Глеб, Всеволод. В  потомстве  Константина  Всеволодовича  встречаем
только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим  од-
ного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в  облас-
тях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской,  Черниговской.
Но если вышло из обычая давать князьям славянские  языческие  имена,  то
сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были взяты из  греческих
святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел два имени - Иоанн и
Тимофей, из которых употреблялось только одно первое. Восприемниками при
крещении князей встречаем духовные лица: так, владыка новгородский Васи-
лий ездил во Псков крестить сына (Михаила) у князя Александра Михайлови-
ча тверского; митрополит Алексий крестил князя Ивана Борисовича  нижего-
родского; у Димитрия Донского сына Юрия крестил св. Сергий  Радонежский;
у князя Василия Михайловича кашинского крестил  сына  Димитрия  троицкий
игумен Никон, преемник св. Сергия, вместе с бабкою новорожденного, вели-
кою княгинею Евдокиею; у Василия Васильевича Темного крестил сына (Иоан-
на) троицкий же игумен Зиновий. На  княжеские  крестины  бывали  большие
съезды, приезжали князья-родственники с женами, братьями, детьми и  боя-
рами. Обряд пострига сохранялся. Касательно воспитания князей  встречаем
одно известие, что князь Михаил Александрович тверской ездил в  Новгород
к крестному отцу своему, владыке Василию, учиться у него грамоте;  моло-
дому князю было тогда семь лет.  Между  боярами  княжескими  упоминаются
дядьки. Женились князья в первый раз от четырнадцатилетнего до двадцати-
летнего возраста; как и прежде, свадьбы сопровождались богатыми  пирами;
как видно, венчались князья в том городе, где княжил отец невесты, у ко-
торого был первый пир, а потом все родные и гости  пировали  у  женихова
отца; так, Глеб Васильевич, князь ростовский, женил сына Михаила на  до-
чери ярославского князя Федора Ростиславича, и  венчание  происходило  у
последнего в Ярославле, куда приехал отец женихов и много других  князей
и бояр; потом женихов отец задал большой пир в Ярославле же, почтил сва-
та своего, князя Федора Ростиславича, и всех гостей  -  князей,  бояр  и
слуг, брачные пиры назывались кашею. От обычая жениться  в  городе  отца
невестина происходит выражение, что такой-то князь женился  у  такого-то
князя. Но понятно, что подобный обычай мог соблюдаться только тогда, как
жених был еще князь молодой, ниже или равный по достоинству с отцом  не-
весты, и когда последний был жив; но если женился князь не  молодой  уже
или даже если молодой, но важнее тестя или брал сироту, то жених не  ез-
дил сам в город, невестин, а посылал за нею бояр своих: так, Симеон Гор-
дый, великий князь московский, послал двух бояр привезти себе невесту из
Твери, сироту, дочь князя Александра Михайловича. Димитрий  Донской  же-
нился  на  дочери  нижегородского  князя  Димитрия  Константиновича,  но
свадьба была не в Москве и не в Нижнем, а в Коломне, на половине дороги,
ибо из Москвы в Нижний путь шел Москвою-рекою и Окою мимо Коломны; выбор
Коломны здесь объясняется тем, что оба великих князя не хотели  нарушить
своего достоинства. Московский не хотел ехать жениться в Нижний, а ниже-
городский не хотел ехать на свадьбу к дочери в Москву к  шестнадцатилет-
нему зятю. Так и Александр Невский, взявши дочь у полоцкого князя,  вен-
чался с нею в Торопце, где был первый пир, и потом в Новгороде - другой.
Венчали князей епископы; если в городе, где женился князь, не было епис-
копского стола, то приглашался для венчания тот епископ, к епархии кото-
рого принадлежало княжество; так, венчать  князя  Василия  Ярославича  в
Кострому приезжал епископ из Ростова. Из завещания великого князя Иоанна
II мы видим, что было в обычае тестю дарить зятьев: так,  великий  князь
назначает будущим зятьям в завещании по золотой цепи и по золотому  поя-
су. Мы видели, что обычай давать приданое был уже и  прежде;  по  теперь
встречаем в источниках и самое это слово; так, Димитрий Шемяка в догово-
ре с великим князем Василием Васильевичем упоминает  о  своем  приданом,
которое было означено в духовной грамоте его тестя  и  которое  захватил
брат его Василий Косой. Женились князья и в описываемое  время,  как  мы
уже могли усмотреть, в своем роде, потом часто женились на  княжнах  ли-
товских и выдавали дочерей своих замуж в Литву; иногда женились  в  Орде
на княжнах татарских; великий князь Василий Димитриевич отдал дочь  свою
Анну за греческого царевича Иоанна, сына Мануилова; наконец, князья  же-
нились на дочерях боярских и выдавали дочерей своих за бояр; дочь  вели-
кого князя нижегородского Димитрия Константиновича была замужем за  мос-
ковским боярином Николаем Васильевичем, сыном тысяцкого Вельяминова; до-
чери московского боярина Ивана Димитриевича были - одна за сыном  Влади-
мира Андреевича серпуховского, Андреем, другая за одним из князей тверс-
ких; сын Донского князь Петр дмитровский женился на  дочери  московского
боярина Полиевкта Васильевича; один из сыновей тверского великого  князя
Михаила Александровича женат был на дочери  московского  боярина  Федора
Андреевича Кошки, а внучка последнего была за  князем  Ярославом,  сыном
Владимира Андреевича серпуховского. Из примера  Симеона  Гордого  видим,
что князья вступали в брак иногда до трех раз; тот же великий князь  Си-
меон развелся со второю женою своею Евпраксиею и отослал ее к отцу,  од-
ному из князей смоленских; князь Всеволод Александрович  холмский  также
отослал княгиню свою к родным в Рязань.
   О занятиях княжеских в описываемое время по характеру  источников  мы
имеем меньше известий, чем в период  предшествовавший.  Против  прежнего
для князей прибавилась теперь новая, важная и тяжкая обязанность  -  это
поездки в Орду; Иоанн Калита ездил туда девять раз; сын его Симеон  Гор-
дый в кратковременное княжение свое был там пять раз. Иногда князья отп-
равлялись в Орду и с женами и с детьми, иногда собиралось  по  нескольку
князей и ехали туда вместе; о князе Глебе Васильевиче  ростовском  гово-
рится, что он с молодых лет служил татарам и много христиан  избавил  от
их обид; иногда князья должны были отправляться с ханом в поход.
   Волынский летописец говорит, что князь Даниил галицкий, поехавши  од-
нажды провожать свое войско, убил на дороге сам рогатиною три вепря,  да
отрок его - трех же. О племяннике Данииловом, князе Владимире Васильеви-
че волынском, говорится, что он был ловец добрый и храбрый, завидит веп-
ря или медведя, не станет дожидаться слуг, но сам сейчас  убьет  всякого
зверя. Не знаем, в  такой  ли  степени  северные  князья  разделяли  эту
страсть к охоте с своими южными соплеменниками мы видели, что князь Вла-
димир Андреевич серпуховской запретил сыновьям в духовном завещании охо-
титься без позволения в чужих уделах; видели, что у князей были  ловчие,
псари и сокольники, которыми они дорожили; но, с другой стороны, мы зна-
ем, что для князей охота составляла также промысел, что они посылали без
себя своих ловчих добывать зверя и птицу. Так, в сказании о Луке  Колоц-
ком говорится, что когда сокольники удельного  князя  можайского  Андрея
Димитриевича выезжали по княжескому приказу с ястребами  и  соколами  на
ловлю, то Лука бил и грабил сокольников, ястребов и соколов себе брал, и

Страницы: «« « 372   373   374   375   376   377   378   379   380  381   382   383   384   385   386   387   388   389   390  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен