Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 51 Размер файла: 338 Кб Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» разбили монголов" (с. 300). Это сделали волжские булгары -- жители сильного лесного и речного государства в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье. Поздней осенью на Волге, где-то в районе Самарской Луки, они заманили монголов в засаду и разгромили. Постойте-постойте, ведь Мурад Аджи позволяет себе редкую роскошь -- сослаться на авторитетный источник, подкрепляющий его версию? Эх, меньше бы ссылался, больше бы поверили. Вот рассказ того самого Ибн-аль-Асира, да воздаст которому, как соглашается Мурад Аджи, "Аллах за его благородную правду": "Татары (это которых нет, по Аджи. -- Д.С.)... направились в Булгар в конце 620 года (т.е. 1223-го). Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них, встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество, и уцелели из них только немногие"[Note58 - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1899. Т. 1. Цит. по: Арабески истории. Вып.2. Пустыня Тартари. М., 1996. с. 151.]. Ну и какие же "кипчаки" победители монголов? Кстати, хана, предводительствовавшего монголами, звали не "Судебей", как пишет Аджи, а "Субедей" или "Субудай". Невежество утверждать, что русы основали на левом берегу Москвы-реки "свое мелкое княжество по имени Москов" и что именно им монголы доверили "это постыдное дело" -- сбор дани (с. 306). Град Москов был заложен при правителе Ростово-Суздальской земли Юрии Долгоруком почти за век до монголов. Московское княжество выделилось в самостоятельное в 70-х годах XIII века: его получил в наследство младший сын Александра Невского Даниил. К этому времени сбор дани ("ордынского выхода") уже давно был поставлен на широкую основу. Собирали дань баскаки, главный баскак сидел во Владимире. Позже баскаки стали передавать право сбора дани купцам-мусульманам. И "великую пагубу", "насилье", "беды" относили тогда именно к "бусурманам" и "поганым" (т.е мусульманам и язычникам, сборщикам дани) и против них поднимали восстания, например, в 1262 году. А в 1292 году хан Тохта, прослышав, что русские утаивают дань, послал на север своего брата Дюденю, который "всю землю пусту сотвориша". А у Мурада Аджи Орда в стороне, а виноваты во всем "москали" (с. 306). Лишь к началу XIV века из Орды перестали присылать "даньщиков" и за ярлык на великое княжение и право собирать дань развернулась, с переменным успехом, борьба между Тверским и Московским княжествами[Note59 - Насонов А.Н. Монголы и Русь. / Альманах "Арабески истории". Вып.3-4. Русский разлив. T. I. М., 1996 с. 130.]. Неправда, что русское купечество зародилось в XIV веке, под влиянем Золотой Орды (с. 309). Возможно, широко эрудированному Мураду Аджи не приходит на память богатый новгородский гость Садко или не внушают доверия учебники, повествующие о новгородском купечестве домонгольской Руси. Но как он мог забыть о русско-византийских договорах 907, 911 и 945 годов о которых сам же и вещал на с. 43. А там как раз речь идет об обеспечении прав русских купцов, да не из "далекой Скандинавии", а из Киева, Чернигова, Переяславля и других городов Киевской Руси[Note60 - Повесть временных лет. СПб., 1996. с.153, см. также с. 154-161.]. Примерно в то же время русских купцов, прибывших по реке Итиль в Волжскую Булгарию, подробно описывает секретарь посольства багдадского халифа Ибн-Фадлан[Note61 - Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. Казань. 1992. с. 44-51.]. Неправда, что Москва -- город-жандарм, который "задумывался и строился только для сбора дани, для подавления соседних народов" (с. 311-12). Не менее полутора веков этот город прожил до начала сбора "ордынского выхода" самими русскими: хоть 1147-й год считай его датой рождения, хоть 1156-й. Неправда, что тюркское происхождение фамилии обязательно означает тюркское происхождение рода (с. 313). Классический пример связан с родом Аксаковых. Прозвище "Аксак" -- действительно явно тюркское и означает "хромой". Но предок рода Аксаковых, Шимон Африканович, выехал из Варяжской земли в Киев к князю Ярославу Владимировичу в 1027 году. Внук его правнука, Иван Федорович, был только прозван по-тюркски -- "Аксак". По той же схеме (древние предки из Европы и позже тюркские прозвища, давшие фамилии) строятся истории родов Кутузовых, Шереметевых, Мусиных-Пушкиных, Самариных... О том, что "адмирал Ушаков был кипчаком", действительно знают лишь единицы: сам Аджи и его редактор Поликарпов, потому что это тоже неправда. Предки Ушаковых идут от касогов (то есть адыгов -- кавказской народности, чей язык не имеет ничего общего с тюркским: он из другой, кавказской группы языков). Все это Мурад Аджи мог бы прочитать именно в замечательной книге Н.А. Баскакова "Русские фамилии тюркского происхождения", если бы у него выработалась привычка читать книги, на которые он ссылается. В связи с этим неправда, что "добрая половина русского дворянства -- кипчаки, выходцы из Степи". Ведь Баскаков приводит 300 фамилий, а в России XIX века только дворянских родов с гербами насчитывалось до пяти тысяч![Note62 - Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991. с. 66.] Неправда, что "Кремль выполнен в шатровом стиле, очень распространенном в Степи" (с. 313). Можно долго спорить о соотношении российских, южноевропейских, казанских истоков архитектуры Кремля, но для того, чтобы указать на Степь, надо привести в пример хотя бы один памятник "кипчакского" зодчества. А такового нет. Есть, правда, походные шатры, но их не из камней складывали. Ведь особенность шатрового стиля по сравнению с крестово-купольным в том, что каменный "шатер" не опирается на внутренние колонны, а держится сам. Для этого нужны особая технология строительного производства, значительный опыт каменного зодчества. Неправда, что Суздаль был "столицей государства черемисов" и "Суздальское свободное княжество захватили и колонизировали русские в 1108 году" (с. 328). В одной фразе столько мешанины, что ее долго распутывать. Суздаль не мог быть столицей черемисов, во-первых, потому, что черемисы (то есть марийцы) жили куда восточнее, за Волгой, а археологи говорят о славянско-мерянском поселении IX-X веков на территории Суздаля[Note63 - Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985. с. 90.]; во-вторых, нет собственно известий о "государстве черемисов" (если Аджи угодно пользоваться именно русским этнонимом), зато их достаточно о том, что черемисы платили Руси дань, "бортничали" на Владмира; в-третьих, когда Суздаль упоминается в 1024 году, это уже русский город, в котором вследствие голода поднимается мятеж против Ярослава Мудрого[Note64 - Повесть временных лет. СПб., 1996. с. 202.]. Не дошедшие до нас летописные источники Татищева, приведенные в его "Истории", говорят, что в самом начале XI века Суздаль уже получали в наследство сыновья Владимира Святого[Note65 - Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1. М., 1988. с. 195]. Так чего же стоят после всего этого попытки Мурада Аджи "раскрыть" глаза читателей на то, что земли вокруг Суздаля были заселены к XI веку? Это уже давно и подробно описано в литературе. Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |