|
Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 51 Размер файла: 338 Кб Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» разбили монголов" (с. 300). Это сделали волжские булгары -- жители сильного
лесного и речного государства в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье. Поздней
осенью на Волге, где-то в районе Самарской Луки, они заманили монголов в
засаду и разгромили. Постойте-постойте, ведь Мурад Аджи позволяет себе
редкую роскошь -- сослаться на авторитетный источник, подкрепляющий его
версию? Эх, меньше бы ссылался, больше бы поверили. Вот рассказ того самого
Ибн-аль-Асира, да воздаст которому, как соглашается Мурад Аджи, "Аллах за
его благородную правду": "Татары (это которых нет, по Аджи. -- Д.С.)...
направились в Булгар в конце 620 года (т.е. 1223-го). Когда жители Булгара
услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады,
выступили против них, встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они
зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они остались в середине;
поял их меч со всех сторон, перебито их множество, и уцелели из них только
немногие"[Note58 - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к
истории Золотой Орды. СПб., 1899. Т. 1. Цит. по: Арабески истории. Вып.2.
Пустыня Тартари. М., 1996. с. 151.]. Ну и какие же "кипчаки" победители
монголов? Кстати, хана, предводительствовавшего монголами, звали не
"Судебей", как пишет Аджи, а "Субедей" или "Субудай".
Невежество утверждать, что русы основали на левом берегу Москвы-реки
"свое мелкое княжество по имени Москов" и что именно им монголы доверили
"это постыдное дело" -- сбор дани (с. 306). Град Москов был заложен при
правителе Ростово-Суздальской земли Юрии Долгоруком почти за век до
монголов. Московское княжество выделилось в самостоятельное в 70-х годах
XIII века: его получил в наследство младший сын Александра Невского Даниил.
К этому времени сбор дани ("ордынского выхода") уже давно был поставлен на
широкую основу. Собирали дань баскаки, главный баскак сидел во Владимире.
Позже баскаки стали передавать право сбора дани купцам-мусульманам. И
"великую пагубу", "насилье", "беды" относили тогда именно к "бусурманам" и
"поганым" (т.е мусульманам и язычникам, сборщикам дани) и против них
поднимали восстания, например, в 1262 году. А в 1292 году хан Тохта,
прослышав, что русские утаивают дань, послал на север своего брата Дюденю,
который "всю землю пусту сотвориша". А у Мурада Аджи Орда в стороне, а
виноваты во всем "москали" (с. 306). Лишь к началу XIV века из Орды
перестали присылать "даньщиков" и за ярлык на великое княжение и право
собирать дань развернулась, с переменным успехом, борьба между Тверским и
Московским княжествами[Note59 - Насонов А.Н. Монголы и Русь. / Альманах
"Арабески истории". Вып.3-4. Русский разлив. T. I. М., 1996 с. 130.].
Неправда, что русское купечество зародилось в XIV веке, под влиянем
Золотой Орды (с. 309). Возможно, широко эрудированному Мураду Аджи не
приходит на память богатый новгородский гость Садко или не внушают доверия
учебники, повествующие о новгородском купечестве домонгольской Руси. Но как
он мог забыть о русско-византийских договорах 907, 911 и 945 годов о которых
сам же и вещал на с. 43. А там как раз речь идет об обеспечении прав русских
купцов, да не из "далекой Скандинавии", а из Киева, Чернигова, Переяславля и
других городов Киевской Руси[Note60 - Повесть временных лет. СПб., 1996.
с.153, см. также с. 154-161.]. Примерно в то же время русских купцов,
прибывших по реке Итиль в Волжскую Булгарию, подробно описывает секретарь
посольства багдадского халифа Ибн-Фадлан[Note61 - Путешествие Ахмеда Ибн
Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. Казань. 1992. с.
44-51.].
Неправда, что Москва -- город-жандарм, который "задумывался и строился
только для сбора дани, для подавления соседних народов" (с. 311-12). Не
менее полутора веков этот город прожил до начала сбора "ордынского выхода"
самими русскими: хоть 1147-й год считай его датой рождения, хоть 1156-й.
Неправда, что тюркское происхождение фамилии обязательно означает
тюркское происхождение рода (с. 313). Классический пример связан с родом
Аксаковых. Прозвище "Аксак" -- действительно явно тюркское и означает
"хромой". Но предок рода Аксаковых, Шимон Африканович, выехал из Варяжской
земли в Киев к князю Ярославу Владимировичу в 1027 году. Внук его правнука,
Иван Федорович, был только прозван по-тюркски -- "Аксак". По той же схеме
(древние предки из Европы и позже тюркские прозвища, давшие фамилии)
строятся истории родов Кутузовых, Шереметевых, Мусиных-Пушкиных,
Самариных... О том, что "адмирал Ушаков был кипчаком", действительно знают
лишь единицы: сам Аджи и его редактор Поликарпов, потому что это тоже
неправда. Предки Ушаковых идут от касогов (то есть адыгов -- кавказской
народности, чей язык не имеет ничего общего с тюркским: он из другой,
кавказской группы языков). Все это Мурад Аджи мог бы прочитать именно в
замечательной книге Н.А. Баскакова "Русские фамилии тюркского
происхождения", если бы у него выработалась привычка читать книги, на
которые он ссылается. В связи с этим неправда, что "добрая половина русского
дворянства -- кипчаки, выходцы из Степи". Ведь Баскаков приводит 300
фамилий, а в России XIX века только дворянских родов с гербами насчитывалось
до пяти тысяч![Note62 - Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991. с. 66.]
Неправда, что "Кремль выполнен в шатровом стиле, очень распространенном
в Степи" (с. 313). Можно долго спорить о соотношении российских,
южноевропейских, казанских истоков архитектуры Кремля, но для того, чтобы
указать на Степь, надо привести в пример хотя бы один памятник "кипчакского"
зодчества. А такового нет. Есть, правда, походные шатры, но их не из камней
складывали. Ведь особенность шатрового стиля по сравнению с
крестово-купольным в том, что каменный "шатер" не опирается на внутренние
колонны, а держится сам. Для этого нужны особая технология строительного
производства, значительный опыт каменного зодчества.
Неправда, что Суздаль был "столицей государства черемисов" и
"Суздальское свободное княжество захватили и колонизировали русские в 1108
году" (с. 328). В одной фразе столько мешанины, что ее долго распутывать.
Суздаль не мог быть столицей черемисов, во-первых, потому, что черемисы (то
есть марийцы) жили куда восточнее, за Волгой, а археологи говорят о
славянско-мерянском поселении IX-X веков на территории Суздаля[Note63 -
Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985. с. 90.]; во-вторых, нет
собственно известий о "государстве черемисов" (если Аджи угодно пользоваться
именно русским этнонимом), зато их достаточно о том, что черемисы платили
Руси дань, "бортничали" на Владмира; в-третьих, когда Суздаль упоминается в
1024 году, это уже русский город, в котором вследствие голода поднимается
мятеж против Ярослава Мудрого[Note64 - Повесть временных лет. СПб., 1996. с.
202.]. Не дошедшие до нас летописные источники Татищева, приведенные в его
"Истории", говорят, что в самом начале XI века Суздаль уже получали в
наследство сыновья Владимира Святого[Note65 - Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1.
М., 1988. с. 195]. Так чего же стоят после всего этого попытки Мурада Аджи
"раскрыть" глаза читателей на то, что земли вокруг Суздаля были заселены к
XI веку? Это уже давно и подробно описано в литературе.
Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |