Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 51 Размер файла: 338 Кб Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» провозгласить, что поздние историки "забыли" о христианстве "степняков" в V веке (с. 98-99). Возьмите наугад хорошую работу по истории Европы -- там об этом говорится открыто (например, Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового ЗападА.М., 1992. С. 19). Даже школьные учебники пестрят упоминаниями о том, как постепенно "варвары", соседи Римской империи, обращались в христианство. Снова напомним, в IV веке (а то и с III) вестготы (германские племена, записанные Аджи в "кипчаки"!), жившие в Северном Причерноморье, начали принимать христианство. Епископ вестготов Вульфила (или Ульфила) (с. 311-383) сделал перевод Библии на готский язык, он дошел до нас как "Серебряный кодекс" -- древнейший памятник германской письменности[Note29 - Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. с. 29. Словарь античности. с. 116.]. Разница "поздних историков" с Мурадом Аджи существенна в двух пунктах: он германцев также зачисляет в сонм "тюрок-кипчаков-гуннов" и не признает роли римских миссионеров в деле христианизации варваров. Но у "поздних историков" на вооружении источники, а у Мурада Аджи -- абстрактное чувство прошлого -- да такое тонкое, что его не видно. Сколько пафоса вложено Мурадом Аджи в попытки сначала доказать, что "от народа" скрывают тюркские руны! А на деле? Вот книжка С.Г. Кляшторного "Древнетюркские рунические памятники, как источник по истории Средней Азии" (М., 1964). И в ней -- подробная история открытия письменности, ее называния "рунами" за схожесть с европейскими, попыток перевода и истолкования... Но из этой книжки ясно, что кроме действительно великого и знаменитого Томсена трудились в этой области не менее знаменитый В.В. Радлов, который в 1892-1903 годах опубликовал в Петербурге при Академии наук фундаментальные труды на эту тему, приглашал к сотрудничеству специалистов из Китая, Франции, Германии; приложил к теме старания и В.В. Бартольд. Наконец, главным пособием по изучению рун являются издания С.Е. Малова, начатые в 1951 году, когда, по предположениям Аджи, "власти объявили открытый бой всему, что связано с тюркской культурой" (с. 165). Ученый Христиан Юргенсен Томсен, между прочим, также посылает из тьмы веков смешок по поводу аджиевското "закрытия" железа в Европе. Ведь именно Томсен, создавая национальный музей в Копенгагене и распределяя по отделам археологические находки, поделил историю на три века: каменный, медный и железный. И каково, зная про кельтов и германцев, читать: "Заметим, до IV века, то есть до Великого переселения народов и прихода кипчаков, Центральная Европа практически пустовала" (с. 109). Вообще у Аджи в незаделанный стык истории с географией даже не сочится, а хлещет мутная вода незнания. ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ Особенно грустно наблюдать попытки Мурада Аджи представить себе, как выглядел мир, о котором он пишет. Почти при каждой его попытке наложить исторические события на карту обязательно происходит какой-нибудь сдвиг, а то и не один. Вот Мурад Аджи начинает коректировать историю создателей славянского алфавита -- Кирилла и Мефодия с утверждения, что родина славянских просветителей -- Фанагория, "степной город" да еще "столица каганата Великая Булгария" (с. 28). Голова идет кругом от плотности ошибок в одной фразе. Фанагория -- греческая колония-порт на Таманском полуострове, в нынешнем Краснодарском крае. Полуостров этот, как известно из географии, западная оконечность Кавказа, покрытая грязевыми сопками. И никакая это не степь, а дельта Кубань-реки. Мало того, этот район никогда не принадлежал Великой Булгарии. Была, правда, на Тамани русская Тмутаракань (X-XII вв.), но не выдержала борьбы с "культурными" половцами. Кстати, родина Кирилла и Мефодия все равно не там. Славянских просветителей даже называют "солунскими братьями", по месту их рождения: Солунь это нынешние Салоники (Греция). Тоже далеко не степь. Весьма фантастическая картина представляется после утверждения Мурада Аджи о том, что кипчаки жили на берегу Москвы-реки (С.47). Там, где веками царили дремучие леса, болота, овраги, летит, летит, с треском ломая сучья, степная кобылица, и мнет ковыль вперемежку с черникой... Да что кобылица -- табуны, стада верблюдов, кибитки шумною толпою кочуют по буреломам... На самом деле Мурад Аджи грабит земли финно-угров, лежавшие к югу примерно до Оки и истоков Дона. А где же славяне? По Аджи, оказывается, "славяне появились в Восточной Европе в конце I тысячелетия", а до этого они жили "где-то к северу от Карпат, между Вислой и Одером" (с. 49). Можно подумать, что к северу от Карпат расположена не Восточно-Европейская равнина с Вислой и Бугом. Что между Вислой и Одером (а также южнее, добавим от себя, где тоже находится "прародина" славян) не расположеы пресловутые "страны Восточной Европы". Может, Аджи просто имеет в виду, что "в V-VI вв. славяне еще не дошли до Днепра" (с. 56)? Увы, и здесь имеет место простое игнорирование автором трудов археологов. Иначе он бы знал, что как раз в V-VII веках выделяются определенно славянские археологические культуры, дошедшие на востоке не только до Днепра, но и до бассейнов Десны и Сейма. От тюркских, балтских, финно-угорских, германских, фракийских этноязыковых групп их отличают три важнейших признака: лепная глиняная посуда, домостроительство и погребальная обрядность[Note30 - Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII веках. М., 1982.]. Географические признаки расселения народов (все, кто населяют Евразию в районе 45-50 градуса северной широты, -- кипчаки, тюрки, кочевники-степняки) играют с Мурадом Аджи нехорошие шутки. Вследствие этого среди "кипчаков" помечены аланы (ираноязычные племена сарматского происхождения, предки осетин) и адыги (иберийско-кавказская группа языков)... и все говорят на "тюркском" языке (с. 84). Вот только непонятно, почему тогда отказывает Мурад Аджи гуннам и сарматам (последние, правда, уже не тюрки) в том, что они одно время населяли Приуралье (с. 94): ведь это как раз около 50-й широты, да и археологами это подтверждено. Как миновать Приуралье "великому переселению народов", идущему в Европу (по Аджи) с Алтая, который тоже расположен "вокруг" 50-го градуса северной широты? Но что поделаешь с человеком, который с трудом представляет себе географическую карту, а атласами не пользуется, видимо, из презрения к "купленным москалям", все перемерявшим и перерисовавшим в пользу властей. Для такого действительно Киев лежит "на восемьсот километров южнее лесной полосы, земли славянской". Правда, через восемьсот километров в сторону Балтики начинаются не леса, а город Рига и море... Правда, от Киева до Белорусского Полесья нет и трехсот километров, как и до мест, где "шумит Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |