Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 51
Размер файла: 338 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

     Не  слишком ли долго  мы  обсуждаем  историю  железа?  Применительно  к
сочинению господина Аджи не слишком: ведь он  к месту и не к месту вставляет
рефрен  --  "мы  принесли железо!";  "у римлян  железа не было";  "оружие  и
доспехи европейцев  были  из бронзы" (с. 96); "у  славян железа  не было!" и
даже "ни один  из археологов  не обнаружил еще на Руси,  в  местах поселений
славян и русов центров  кузнечного производства..." (с. 80). Поэтому про то,
что "славяне,  как  известно не  знали металла" (с.  53), стоит  еще немного
поговорить.
     Для  этого проанализируем  один "приемчик" Мурада  Аджи  --  вставить в
сомнительном месте  оборот  "как  известно", дабы "воображаемый  противник",
испугавшись  показаться невеждой,  не воскликнул:  "А  мне  неизвестно!".  В
пассаже  про  "незнание   металла"   славянами  аджиевское   "как  известно"
порождается   типичным   для   этого  автора  и   поучительным  путем.   Эта
самоуверенная  фраза  возникает   как   следствие  неоправданного  обобщения
единственного и, как мы сейчас увидим, ошибочного факта, изложенного в книге
незадолго  до  этого.  На  с.  50  наш  дорогой знаток  древних  историков в
очередной раз демонстрирует свою ученость цитированием  "Истории" Феофилакта
Симокатты.  Откуда  он  выкусил цитату --  определить  сложно, но что самого
Симокатту не  читал,  а воспринял  в  чьем-то туманном  изложении, видно при
простейшем сопоставлении текста источника и его интерпретации:

     Феофилакт Симокатта, "История"[Note23 - Цитируется по:  Свод древнейших
письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995. с. 15.]
     [Авары]  натравили   племя  славян,  которое   разорило  большую  часть
ромейский земли, и,  будто перелетев [по воздуху], лавиной подступило к  так
называемым  Длинным стенам [Константинополя], на глазах [горожан]  уничтожая
все...
     Аджиевская интерпретация (с. 50)
     Отсутствует.  Но примечательно чуть  позже: "Дальность пути  и охладила
интерес византийцев к славянам, у которых нельзя было просить в случае войны
даже военной помощи" -- якобы жили они далеко.
     Феофилакт Симокатта, "История"
     На  следующий  день  телохранителями  императора  были   захвачены  три
человека, родом  славяне ("склавинос" в  оригинале. -- Д.О.), не имевшие при
себе ничего железного и никакого оружия: единственной их ношей были кифары и
ничего другого они не несли.
     Аджиевская интерпретация (с. 50)
     Весной 591 года  три  славянина попали в  Византию  и в  истории Европы
впервые появилось зафиксированное имя "словины"...
     Феофилакт Симокатта, "История"
     "А кифары они, мол, несут потому, что не обучены носить на теле оружие:
ведь их страна не знает железа, что делает их жизнь мирной и невозмутимой".
     Аджиевская интерпретация (с. 50)
     "Из того же источника известно, что славянам "незнакомо ношение оружия,
так как их страна не знает железа".
     Феофилакт Симокатта, "История"
     Автократор [услышав] все сказанное, восхитился их племенем и,  удостоив
самих попавших к нему варваров гостеприимства и подививших размерам их тел и
огромности членов, переправил  в Ираклию (современный турецкий  город Эргели
на берегу Мраморного моря. -- Д. О.).
     Аджиевская интерпретация (с. 50)
     Трех  пленников  после  допроса  у автократора  отправили,  видимо,  на
невольничий рынок  в Гераклию (современный Монастир). Как видим, в источнике
нет  и намека на торжественный  прием славян  в Царьграде, однако  кто-то  в
России увидел здесь не  допрос  пленников,  а именно торжественный прием  "с
величайшей почестью".  Так  возникла  очередная легенда в  нашей многотомной
истории.

     Единственный   напрямую   не  перевранный   кусок  из   Симокатты,  про
"незнакомство  с  железом"   давно   уже   при   публикациях  сопровождается
комментариями:  "Информация  об  отсутствии  у  славян  железа  абсолютна не
подтверждается  археологией, зато имеет  аналоги в античной "этнографии":  к
примеру, Тацит рассказывает то же самое о прибалтийских эстиях... Да и  весь
пассаж  выдержан  в духе идеализации: варварам  приписывается  простодушие и
неиспорченность   цивилизацией..."[Note24   -   Свод  древнейших  письменных
известий о славянах. Т. II. М., 1995. с. 48. (Комментарий С.А.  Иванова)]. И
действительно,   археология  готова  буквально  высыпать  на   стол   прямые
доказательства  славянской металлургии: железные фибулы, булавки,  браслеты,
кольца,  застежки,  серпы и  косы. И это  не  импорт! В  каждом селении  уже
упоминавшейся праславянской зарубинецкой культуры встречаются следы местного
производства железа  -- за 200-100  лет до н.э.!  Позже появляются  поселки,
специализирующиеся  на  добыче  и  обработке  железа. В поселении Лютеж близ
Киева  было  до  15 горнов;  там за  сезон  могли  изготовить  до  75-100 кг
железа[Note25 - Славяне  и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. -- первой
половине I тысячелетия н.э. М.,  1993. с. 32.]. В обобщающем археологическом
томе В.В. Седова "Восточные славяне  в VI-XIII веках" (М., 1982) начиная  со
с.  240  приводятся  подробные  описания  славянского  железоделательного  и
железообрабатывающего производства: печей,  горнов, кузниц с полным  набором
инструментов,  товарных  полуфабрикатов  в  виде   специально  заготовленных
стержней;  описываются  такие  сложные  для  того  времени  технологии,  как
получение стали, сварка стали с железом...
     Откуда славяне  научились  металлургии? Ответ у археологов есть: ранние
славянские  культуры (такие, как Зарубинецкая  или  Пшеворская на территории
Польши)  испытали несомненное  влияние латенской  культуры,  то  есть  своих
западных  соседей -- кельтов[Note26 - Вознесенская Г.А. Металлообработка  на
позднелатенском поселении Галиш-Ловачка //  Советская  археология. 1984.  No
4.].
     Кельты,  между  прочим, еще в паре случаев подпортили ученую солидность
труда Мурада Аджи.  Вопервых,  они  в  том же далеком  пятом  веке  до  н.э.
обладали четырехколесными  повозками,  которые  в  книге  успешно  объявлены
изобретением "кипчаков".  Особенности погребений упоминавшейся  Гальштатской
культуры  --  помещение такой  четырехколесной  повозки  в "домике  мертвых"
(гробнице) под курганом[Note27 - Археологический словарь. М., 1990. с. 56.].
Во-вторых, именно  кельты  в  "догуннской" Европе  носили штаны, которых, по
Аджи, быть там  не должно. Огромную Трансильванскую Галлию (район почти всей
нынешней  Франции, Бельгии, части  Голландии  и Швейцарии) римляне  дразнили
"волосатой" или "одетой в штаны". Носить  штаны казалось римляном  дикостью,
поэтому  более "цивилизованную"  Цизальпинскую Галлию они называли "одетой в
тогу"[Note28 - Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. с. 117.].
     Исключительно  от  широты  собственного кругозора  способен  Мурад Аджи

Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Володихин Дмитрий, История России в мелкий горошек