Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»

заслугой революции. У. может стать целью политики правящей элиты, если она
увидит в ней необходимое условие решения медиационной задачи, средство
предстать перед основной массой населения как "своя", вписаться в мифы
массового сознания. Для этого может использоваться цензура,
административные запреты, например, частного предпринимательства, прямое
подавление различных новшеств и т. д. Борьба за У. - важный элемент
обеспечения серого творчества.
  У. - преграда развитию общества, предпосылка снижения его творческого
потенциала, социальной энергии, уменьшения возможностей отвечать на вызов
истории, ресурсов, необходимых для борьбы с дезорганизацией, точек роста
общества.
  Борьба за У. идет постоянно, и, очевидно, интенсивность ее в принципе
растет с ростом разнообразия. Сегодня появились новые враги - кооператор,
арендатор. В борьбе против них объединились самые разнообразные силы,
включая и местные власти. "Колхозник строит козни соседу арендатору: портит
технику, посевы; подливает в молоко химикаты или керосин. Специалист путает
отчетность, дает неправильные расценки... злоба, стремление нагадить...
Столько энергичных, честных предприимчивых руководителей попали за решетку"
(Вагин М.Г. - председатель колхоза Правда. 1988, 4 июля).
  
  УПРАВЛЕНИЕ - рефлективная форма воспроизводственной деятельности, имеющей
предметом саму деятельность, соответствующие социальные отношения. У.
нацелено на совершенствование способности преодолевать противоречия
воспроизводственной деятельности в процессе соизмерения субъекта У.,
выступает как рефлективный уровень дуальной оппозиции, как деятельность
формирования меры развития воспроизводственного процесса, соответствующих
социальных отношений. У. существует как ряд дуальных оппозиций, прежде
всего: личность как субъект У. - целостное сообщество (общество в целом,
община, патриархальная семья, предприятие, ведомство и т.д.) как субъект У.
У. всегда существует как диалог между разными уровнями общества. Для
традиционной цивилизации характерна низшая форма У., т. е. регулирование.
  Оно функционирует в рамках сложившихся, неизменных социальных отношений.
Собственно У. выходит на первый план в результате победы организационной
революции.
  Развитие У. - важнейший аспект человеческой истории. Оно включает
способность осваивать все новые специфические формы социальных отношений;
отношений, связанных с личностным развитием, воспитанием, технологических
отношений, организационных отношений, отношений, связанных с собственностью
и т. д., превращать их в предмет управления развитием.
  Каждый нравственный идеал дает свою интерпретацию У., например дуальная
оппозиция: авторитарныйсоборный нравственный идеал совпадает с оппозицией:
централизованное - децентрализованное У.
  Нравственная оппозиция: традиционный - либеральный идеал связана с
оппозицией: регулирование - управление и т. д.
  У. всегда выступает как преодоление противоречия между исторически
сложившимися потребностями субъекта и предметными возможностями. Это
противоречие разрешается рефлективной деятельностью, по крайней мере в
тенденции способной разрешать противоречие между ними, изменяя потребности
и социальные отношения, находя между ними меру, следуя социокультурному
закону.
  У. не следует путать с манипулированием, стремлением подчинить
принимаемые управленческие решения случайному сочетанию случайных
потребностей и элементов ситуации.
  
  УРАВНИТЕЛЬНОСТЬ - важнейшая ценность, возникающая вместе с человеческим
обществом, связанная со слабостью механизма точек роста и развития. Борьба
за У. является фактически борьбой с самой возможностью существенных
изменений. Нарушение У. в результате роста разнообразия выше допустимого в
данной культуре порога порождает дискомфортное состояние, которое вызывает
агрессивность, ненависть к реальным или мнимым виновникам этого процесса.
Борьба за У. неизбежно является одновременно борьбой за укрепление вечевого
идеала, который перерастает в господство авторитарного идеала в масштабах
всего общества. Они должны гарантировать сохранение уравнительности,
ликвидацию источников ее нарушения, прежде всего частной инициативы,
товарно-денежных отношений. Это в свою очередь может вызвать массовый
взрыв, косу инверсии. Под нее попадает все, что превышает исторически
сложившийся уровень творчества, рефлексии.
  У. противостоит возникновению центров развития, прогресса, возможности
более высокой производительности, эффективности и т. д. Всякий прогресс
возможен лишь через нарушение У., точнее - ее оттеснение из сферы
реальности в сферу возможности, роста возможности для любой личности
высокого для данной культуры уровня развития. Этот принцип достигает
зрелости в либеральной цивилизации.
  В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, самого его
существование порождает разнообразие, что постоянно разрушает традиционную
У. Одновременно стремление к росту и развитию разрушает, дезорганизует У.
Однако слабость либеральной культуры, ответственности личности за большое
общество не создает достаточной основы для либерального равенства
возможностей. Переход к либеральной культуре может оказаться крайне
болезненным, взрывоопасным, так как он возможен через возникновение
сословного общества, т. е. общества, где существенно нарушена У., но еще не
сформировалось либеральное равенство возможностей.
  В деревне после реформы 1861 года преобладали средние люди, в числе их
наибольший контингент составляют люди, механически выучившиеся: не
способные единолично вести самостоятельное хозяйство, а способные "работать
только под чужим загадом, под чужим руководством" (Энгельгардт А.Н. Из
деревни. 1872-1887).
  Через сто лет: "Справедливость" на практике оборачивается желанием,
"чтобы никому не было лучше, чем мне". Эта идея оборачивается ненавистью ко
всему из ряда вон выходящему, чему стараются не подражать, а наоборот -
заставить быть себе подобными, ко всякой инициативе, ко всякому более
высокому и динамичному образу жизни, чем живем мы" (Амальрик А. 1969).
  Модернизация, урбанизация, индустриализация и т. д. как формы
органического развития разрушают У. Но сильное влияние последней может
превратить все эти процессы в орудия, средства укрепления У., что
превращает сами эти процессы в явления типа псевдо...
  У., несмотря на ее несовместимость с прогрессом, модернизацией,
пронизывает всю социально-экономическую, идеологическую жизнь общества. Она
проявляется в массовой озабоченности, как распределяется пирог, а не в том,
чтобы рост пирога в результате наших усилий поспевал за нашими аппетитами.

Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь