Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 101   102   103   104   105   106   107   108   109  110   111   112   113   114   115   116   117   118   119  » »»

фактором формирования многочисленных сообществ советского типа, каждое из
которых представляет собой группу лиц, защищающих свой локальный интерес,
свою автаркию, отграниченную от общества, охраняющую свою монополию на
дефицит. От древности сохранилась эта мощная сопротивляемость внешнему
давлению, включая государственное. Характерная ситуация сложилась с
колхозами, члены которых на этапе перестройки не воспользовались
возможностями их ликвидации, но вновь показали, несмотря на свою
хозяйственную малоэффективность, стремление сохраниться как локальные
образования, пытающиеся опереться на монополию на свой ценнейший дефицит.
Его ценность возрастает, чем меньше в стране сельскохозяйственной
продукции, чем меньше ее поступает в оборот.
  Организационная революция создает условия для развития С. на либеральной
основе. Для него характерна способность обеспечивать общее согласие при
одновременном стремлении к изменениям, к повышению эффективности.
  
  СВОБОДА совместно с несвободной составляет дуальную оппозицию, полюса
которой находятся в состоянии амбивалентности; способность человека
преодолевать ограниченность исторически сложившейся культуры, социальных
отношений, инерцию истории путем медиации, наращивания творческого
потенциала, отказа от антимедиации. С. противоположна воле - важнейшему
элементу вечевого идеала, стремлению уйти от ответственности и социальных
обязанностей вне рамок локального мира, утвердить абсолютность своего
монолога, что в большом обществе угрожает разрушением социальной среде. С.
- историческая социокультурная категория, которая строится самим человеком
на протяжении всей истории человечества, каждого общества. Дарованная С. не
нашедшая отклика в массовом менталитете,- лишь переход одной формы
несвободы в другую. С. ответственности за общество частной инициативы,
лишающая человека инстинктивной уверенности в силе коллективного "Мы"
всегда есть некоторая изменчивая мера оппозиции: свобода-несвобода,
которая, однако, меняется. В условиях раскола развитие тех или иных форм
деятельности, органически требующих соответствующего прогресса, С. может в
результате заколдованного круга в условиях, когда эта деятельность вызывает
у значительной части общества негативное отношение происходить на архаичной
основе, что в первую очередь означает развитие несвободы. Например,
развитие промышленности в России с петровских времен и до этапа сталинизма
происходило в значительной части на крепостнической основе, зависимости от
государства, в частности, в форме подавляющего С. директивного
планирования.
  С. в ее развитых формах включает способность к диалогу в защиту
превращения дискомфортных состояний в комфортны, возможность осваивать
дискомфортные состояния как комфортные посредством слова, искусства,
эмоционального воздействия, потока инноваций и т. д. С. требует
рассмотрения в качестве комфортного самой возможности выбора из многих
состояний, деятельности, направленной на умножение вариантов жизни и
деятельности. Рост С. включает развитие творческой рефлексии,
ответственности за социальные отношения, качественные сдвиги в менталитете,
развитие способности, способности личности быть субъектом частной
собственности, способности создавать для этого социально-политические
условия.
  
  СЕРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА - (срединная культура) - понятие, введенное
Н.Бердяевым. С. к.- культурная инновация, полученная в результате медиации,
в результате преодоления дуальной оппозиции посредством поиска новой меры
снятия ее полюсов в осмысленном предмете посредством поиска новой меры
снятия ее полюсов в осмысленном предмете посредством творческого
наращивания нового содержания культуры.
  "Между "есть бог" и "нет бога" лежит целое громадное поле, которое
проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую
нибудь одну из этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и
она обыкновенно не значит ничего или очень мало" (Из архива А. П.Чехова.
  Публикации.М.,1960. С.36). "Не дорожа среднею областью культуры, русский
человек способен проповедовать и действительно совершать изумительные
разрушения осуществленных уже культурных ценностей, как это можно было
наблюдать, например, в начале большевистской революции, когда крестьяне,
матросы и солдаты избивали породистый скот в имениях помещиков, вырубали
великолепные фруктовые сады,сжигали и коверкали ценную мебель"(Лосский Н.
О. Характер русского народа. М.,1990. Кн.2 С.54. и след.). Все новые
смыслы, новое содержание культуры формируется между полюсами оппозиции.
Медиации, порождающей С.к., противостоит антимедиация, способная смести все
новое в культуре, так как оно может вызвать дискомфортное состояние.
  
  СЕРОЕ ТВОРЧЕСТВО - уровень творчества, установленный правящей элитой,
всеми формами социального контроля, общественным мнением, массовым
сознанием. Потребность в нем возникает тогда, когда творчество создает
поток инноваций, шаг новизны которого вызывает у основной части общества
дискомфортное состояние. Мощным средством обеспечения С. т. являются
погром, террор, антимедиация,монополия на печать и т. д., массовая
ненависть к субъектам дискомфортных инноваций, куда могут входить не только
предприниматели, но и носители различных сложных форм труда. Для
обеспечения С. т. подавляются точки роста и развития, очаги прогресса,
наиболее интеллектуальные слои общества. Борьба за С. т. уничтожает
наиболее творческую часть общества, что приводит к подавлению источников
прогресса, которые развиваются в особых точках,обычно наиболее социально
уязвимых. С. т. противостоит модернизации, возможности жить вместе с
мировым сообществом. В.Гроссман писал, что физика фашисткой Германии,
лишившись Энштейна, стала физикой обезьян. Уровень С. т., допустимого в
репрессивном обществе, может быть значительно ниже необходимого минимума
для получения обществом социальной энергии и одновременно значительно выше,
чем это нужно для сохранения комфортного состояния массового сознания. Это
наиболее трагическая и опасная ситуация.
  
  СИНКРЕТИЗМ - древнейший принцип отношения человека к миру, к самому себе,
к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью,
невычелененностью модальностей, отсутствием понимания отличия мира, явлений
от логических дуальных оппозиций ( это одно и тоже) при одновременном
полном произволе ( в смысле отсутствия логических запретов) в истолковании
явлений, например, соотнесения их с тем или другим полюсом оппозиции на
основе принципа все во всем. Этот кажущийся абсурд ( действительно, как
возможно произвольно делить мир, например, на сферы добра и зла, и
одновременно считать, что это различие присуще реальному миру) возможен при

Страницы: «« « 101   102   103   104   105   106   107   108   109  110   111   112   113   114   115   116   117   118   119  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь