Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»

одном условии : если любое явление мира в этой логике - оборотень, т.
  е. не то, что оно есть, способно предательски превратиться в нечто
отличное от своей кажимости. Это возможно, если человек мыслит по логике
инверсии. Попугай ( в племени бороро) - это человек. В разных культурах
соседка может оказаться ведьмой, живой волк - убитым человеком, медведь -
братом, камень - тотемом, работник - вредителем и т. д. до бесконечности.
Культура позволяет так мыслить, поскольку существует разрыв между культурой
как накопленным, организованным опытом человечества, народа и
непосредственным опытом личности, видимостью явлений. Это заставляет
каждого человека повседневно истолковывать каждое значимое для него явления
в представлениях культуры, что возможно только при условии, если любое
явление поддается соотнесению, отождествлению с любым элементом культуры, а
его смысл " проигрывается" через каждый из полюсов оппозиции, т. е. смысл
явления постоянно перевертывается в голове, в культуре, в деятельности,
происходит постоянное осмысление и переосмысление. Без этой способности нет
человека, нет культуры.
  С. - древнейший принцип социальной и культурной жизни, основанной на
стремлении слиться с существенным для человека природными и социальными
ритмами. Тем самым С. не знает самостоятельной, отделенной от социального
целого ответственности личности. Для С. характерно рассмотрение каждого
различия через опасность отпадения, потери связи с космосом, с общиной, с
миром, с первым лицом, с тотемом.
  Расчлененность выступает как фактор дискомфортного состояния, как стимул
к активности, направленной на инициацию, партиципацию, приобщение к целому.
С. не знает отличия всеобщего от единичного. Значимое единичное явление
служит для человека лишь сигналом, вызывающим в сознании некоторые
нерасчлененные общие системы представлений.
  Под С. в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в
частности в результате страха перед отпадением от целого, стремление
возвратиться к тотему, к вождю, к социальному порядку. Именно это и
составляет культурную основу синкретического государства, которое несмотря
на отход от С. тем не менее пыталось на его культурной основе вернуться к
обществу, где собственность, власть, жреческо- идеологические функции слиты
в едином носителе Правды.
  
  СКАЧОК в развитии общества - важная категория советской философии и
идеологии, одно из проявлений гибридного идеала, отождествляющее инверсию -
понятную традиционному сознанию и элементы современной науки, точнее то,
что за нее выдается. На основе этого отождествления развилось предположение
о возможности родового, феодального общества при благоприятных условиях
быстро перейти к социализму. В условиях перестройки это идея стимулирует
идею быстрого перехода к господству рынка, товарно - денежных отношений и
т. д. Однако такого рода С., акты перепрыгивания через исторические периоды
не могут быть осуществлены без соответствующей смены менталитета, сдвигов в
культуре, без способности воспроизводить новый тип отношений, новые
культурные ценности, перейти от статичных ценностей к динамичным. Все это
возможно не на основе С. т. е. инверсии, но на основе медиации, требующей
деятельной творческой рефлексии, самоизменении человека, критики истории.
  
  СКЛОКА - конфликты, носящие личностный,групповой характер, связанные с
борьбой вокруг распределения благ. престижей, амбиций, конфликтов, типов
поведения и т. д. В основе С. лежит представление о распределении благ как
игре с нулевой суммой, пренебрежение интересами сообщества, эффективностью
воспроизводства в целом, ориентация на подчинение целого локальным
интересам любыми средствами, включая доносы, клевету, дискредитацию,
различные формы дезорганизации и т. д. С. возможна в условиях, когда
ценность личных отношений на производстве выше, чем задача повышения его
эффективности. Модель С. в малой группе экстраполируется на общество в
целом, что создает основу для попыток решать общегосударственные дела на
основе С. Ей противостоит процедура защиты прав личности, локальных групп
на основе диалога, который происходит при одновременном учете
взаимопроникновения целого и части.
  
  СЛУХИ - постоянно действующая система интерпретации событий массовым
сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. С.
возникают как необходимый элемент стремления массового сознания освоить
инновации на основе своей (суб)культуры, постоянно воссоздавать картину
мира и переводить ее в план действия. С. - неофициальная форма связи в
большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции:
комфортное - дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс,
формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны
как система массовой информации, так и самые крайние методы массового
террора. С., достигая определенной степени интенсивности, порождают страх,
фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в
неповиновение власти, в погромы и т.д., массовые движения, например бегство
в "обетованные земли", паническая скупка товаров и т.д. В России человек
постоянно живет в океане С., изучение которых - важнейшая проблема анализа
массового сознания, необходимая предпосылка прогнозирования массового
поведения.
  
  СМЕРТНАЯ КАЗНЬ - право государства, судебной системы ликвидировать
личность, существенно нарушающую закон. Это право должно опираться на
господствующий нравственный идеал. Масштаб существующего в обществе
массового давления против С. к. является важным показателем силы в обществе
медиации, возможностей усиления, воплощения идеалов либерализма,
включающего рассмотрение личности как высшей ценности. Культурные истоки С.
к. коренятся в синкретическом неразличении индивида и его проступка, греха,
а также в возможности интерпретации человека, нарушившего обычай, как
нечеловека, как бесповоротно отпавшего от "Мы", от высшей Правды, от тотема
и т.д. Эти архаичные представления служат основой для избиения оборотней,
когда представления о личной вине еще не приобрели достаточно ясного
смысла. Массовое стремление к избиению сил зла стимулирует государство,
иногда стремящееся институциолизировать этот процесс, включить его в свою
деятельность. Крайняя форма этой попытки может привести к государственному
террору. Близкие тенденции существовали и в деятельности европейской
инквизиции, которая действовала под мощным массовым давлением снизу.
  Введение С. к. в право является умеренным проявлением этой тенденции.
Отсюда С. к. можно рассматривать как некоторый знак, элемент языка, на
котором правящая элита, непосредственно отвечающая за соблюдение закона и
всегда тяготеющая к нему, чтобы получить одобрение своих действий на

Страницы: «« « 102   103   104   105   106   107   108   109   110  111   112   113   114   115   116   117   118   119   120  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь