|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 » »» ежегодно по неск. месяцев проводил в Венгрии (с 1875 Л. - президент Муз.
академии, осн. - им в Будапеште). Л.-глава т. н. "новонемецкой школы"
романтизма. Тесная связь с образами литературы, конкретно-сюжетная
программность, тяготение к фи-лос. обобщениям - характерные черты его
творчества. Л. расширил выразит, средства муз. иск-ва (в области
мелодии, гармонии, инструментовки, ис-полнительства), вв„л принцип
монотематизма и т. д. Л. принадлежат оперы "Дон Санчо, или Замок любви"
(1825, т-р "Гранд-Опера"), "Сарданапал" (не оконч.), увертюры к
спектаклям Веймарского т-ра "Освобожд„нный Прометей" Гердера (1850) и
"Тассо" Г„те (1849, 2-я ред. 1854), оратория "Легенда о св. Елизавете"
(исполнялась на сцене в Будапеште, 1866),
In. фантазии на темы опер Моцарта, Вебера, Верди, еллини, Доницетти,
Мейербера и др. соч. Во время работы в Веймарском придворном т-ре Л.
стремился к реформе оперного иск-ва, боролся с консерватизмом, рутиной,
пропагандировал творчество Вагнера. Пост. оперу "Лоэнгрин" (1850),
пров„л в 1853 вагне-ровскую неделю, во время к-рой были исполнены
"Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Л. дирижировал также
операми Берлиоза ("Бенвенуто Челлини", 1852, "Лелио", 1855). Впервые
осуществил пост. произв. нем. композиторов - опер "Альфон-со и Эстрелла"
Шуберта (1854), "Багдадский цирюльник" Корнелиуса (1858) и др.; драмы
"Манфред" Байрона с муз. Шумана (1852). Из рус. опер в Веймарском т-ре
Л. пост. "Сибирские охотники" Рубинштейна (1854). Л. дирижировал также
произв. X. Глюка (частично в своих редакциях), В. Моцарта, Л. Бетховена,
К. Вебера, Л. Шпора, Р. Шумана, Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди, Дж.
Мейербера и др. композиторов. Работа Л. для т-ра не ограничивалась
только его дириж„рской деятельностью. Ему принадлежат статьи об "Орфее и
Эвридике" Глюка, "Эврианте" Вебера, "Фиделио" Бетховена, операх Вагнера
и др., в к-рых Л. отстаивал принципы высокоидейного иск-ва. Л. вдохновил
Вагнера на создание опер "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга".
Соч.: Gesammelte Schriften. Hrsg. v. L. Ramann, Bd 1-6, Lpz.,
1880-83.
Лит.: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, Избр. соч., т. 3,
М., 1952 и отд. изд. 1954;М ильштейн Я.,
Лист, [т.] 1-2, M 1956; R a a b е Р., Franz Liszt, Bd l -2,
Stuttg,В., 1931; Ramann L., Liszt.., Bd 1-3, Lpz., 1880-94.
ЛИСТОВ, Константин Яковлевич [р. 7(20). IX. 1900] - русский советский
композитор, дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950). В 1922 окончил
Саратовскую консерваторию по кл. фп. и композиции. В 1919-22 работал
пианистом и дириж„ром Саратовского т-ра миниатюр. В 1934-38 - дириж„р
Моск. т-ра обозрения (написал музыку к неск. спектаклям), в 1938-40 -
дириж„р Моск. т-ра муз. комедии. Автор оперетт "Королева ошиблась"
(1928, т-р "Синяя блуза", Москва), "Ледяной дом", либр. по о. п.
Лажечникова (1938, Моск. т-р муз. комедии), "Копилка" по Лабишу и
Делакуру (1939, Саратов) и др. Широкое распространение получили оперетты
Л. "Кораллина" (1948, Свердловский т-р муз. комедии), "Мечтатели" (1950,
Моск. т-р оперетты) и особенно "Севастопольский вальс" (1962,
Волгоградский т-р муз. комедии). В 1961 Л. написал оперу "Дочь Кубы" о
героич. борьбе кубинского народа (1962, Воронежский муз. т-р). Л.
принадлежат также опера "Олеся" по о. п. А. Куприна (1959, Саратовский
т-р оперы и балета), оперетта "Сердце балтийца" (1964, Ивановский т-р
муз. комедии), музыка к спектаклям, мн. популярных песен и др. соч.
Лит.: Тищенко А., Константин Листов, М., 1962.
А. Ив. ЛИТВИН (наст. фам. - Литвинова), Фелия (Ф„кла) Васильевна
(1861, Петербург,-12.X.1936, Париж) - русская артистка оперы (драматич.
сопрано). Муз. образование получила в Париже, где училась у П.
Виардо-Гарсиа и др. педагогов. В 1883 дебютировала в Итал. опере в
Париже. Пела в крупнейших оперных т-рах мира (Милан, Нью-Йорк, Лондон и
др.) на разл. яз. С 90-х гг. выступала в России (Петербург, Москва и
др.). Была неутомимым пропагандистом музыки Вагнера, в операх к-рого
имела особый успех благодаря редкому голосу ("героическое" сопрано)
большой силы и широкого диапазона.
Партии: Юдифь (о. п. Серова), Брунгильда, Эльза, Кунд-ри, Изольда
("Зигфрид", "Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда" Вагнера),
Альцеста (о. п. Глюка), Маргарита ("Фауст"), Валентина ("Гугеноты"),
Аида и др. Выступала также как камерная певица.
Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ мастера.
1890-1910, Л.-M., 1940; Левик С. Ю-, Записки оперного певца. Из истории
русской оперной сцены, 2 изд., М., 1962; Похитонов Д. И., Из прошлого
русской оперы, [Л.], 1949.
ЛИТВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ, Мария Ивановна [р. 25.1(6.II).1895]- украинская
советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. СССР
(1936). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Брала уроки у М. П.
Алексеевой-Юневич. В 1912 окончила муз. уч-ще в Киеве и в том же году
была принята в труппу т-ра Н. К. Садовского. Дебютировала в роли Оксаны
в опере "Запорожец за Дунаем". В 1914-16 выступала в Петерб. т-ре Муз.
драмы, в 1920-22 - в Нар. укр. т-ре в Виннице. В 1923- 1935
Л.-В.-солистка Харьковского т-ра оперы и балета, в 1935-51-Т-ра оперы и
балета им. Шевченко. Голос Л.-В. отличался богатством тембровых красок.
Лучшие партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Терпелиха
("Наталка-Полтавка"), Наташа ("Русалка"), Лиза;
Купава ("Снегурочка"), Тоска, Аида и др. В 1951 Л.-В. оставила сцену.
Занималась педагогич. деятельностью (с 1946 - проф. Киевской
консерватории). Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся заслуги в области
оперного искусства.
Лит.: Гозенпуд А., Мастера украинской оперной сцеды, "Советская
музыка", 1951, ј6; Поляков А., М. ?. Литвиненко-Вольгемут, Кив, 1956. М.
Гол., С. Г р.
ЛИТВИНОВ, Александр Александрович [10(22). VI. 1861 - 25. V. 1933) -
русский режисс„р оперы, дириж„р. Засл. арт. Республики (1926). В 1879
окончил Моск. консерваторию. В 1882-1902 - скрипач оркестра Большого
т-ра. Как дириж„р выступил впервые в Москве в 1886. Здесь же в 1895
основал "Об-во любителей оркестровой, камерной и вок. музыки" и был
дириж„ром об-ва до 1903. В 1903-04- дириж„р моек. "Товарищества оперных
артистов". С 1904 работал как режисс„р в разл. городах. С 1917- в
Казани, пост. первую тат. оперу "Сания" Альму-хамедова, Виноградова,
Габаши (1925) и оперу тех же авторов "Рабочий" (1930).
Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [М.], 1957. А.
Ив.
ЛИТВИНОВ (наст. фам.- Г у р е в и ч), Лев Маркович [28.111(9.IV).1899
- 21.III.1963] - советский режисс„р. Засл. деят. иск-в БССР (1946) и
Страницы: «« « 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |