Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381   1382   1383  1384   1385   1386   1387   1388   1389   1390   1391   1392   1393  » »»

К. Korsakas, Vilnius,  1957-1961;  Lankutis  I,  Lietuviu  dramaturgija,
Vilnius, 1958. И. Лан.
   ЛИТОВСКИЙ, Осаф  Сем„нович  [р.  25.  V  (6.  VI).  1892]  -  русский
советский драматург и критик.  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1918.  Лит.
деятельность начал  в  1918  как  журналист.  Был  редактором  и  театр.
критиком первых сов. театр. газет и журналов:
   "Театр  и  драматургия",  "Советский  т-р",  "Рабочий  и  искусство".
Работал в газетах "Правда", "Известия", "Советское искусство"  и  др.  В
1930-37 был председателем  Главреперткома  (впоследствии  Управление  по
контролю за репертуароми зрелищами). В  1937-41  работал  в  Моск.  т-ре
Ленсовета зав. лит. частью и режисс„ром.
   В 1939 написал, совм. с Ш. Гергеем, антифашистскую  пьесу  "Мой  сын"
(Моск. т-р им.  Ленинского  комсомола),  пост.  мн.  т-рами  страны.  Л.
принадлежат также  пьесы  "Родина"  (1940,  Моск.  т-р  им.  Ленсовета),
"Сентиментальный вальс" (1941, Моск. Современный т-р), "Андрей Протасов"
и "Гусев, жена и дети" (1947, Моск. т-р драмы и комедии) и  инсценировка
"Хождение по мукам" (по А. Н. Толстому, 1947, Ленингр. Новый т-р). Совм.
с К. Осиновым написал пьесы "Александр  Невский",  "Русские  орлы"  (М.,
1942).
   Соч.: Театральные заметки, М.,1931; Вопросы репертуара, М.- Л., 1931;
Задачи   художественной   самодеятельности   в   свете   решений    XVII
партконференции, М., 1932; В поисках нового героя, М., 1933; Так и было.
Очерки. Воспоминания. Встречи, М., 1958; "Глазами современника". Заметки
прошлых лет, М., 1963. Вл. Я.
   ЛИТОВСКИЙ  ТЕАТР.  Истоки  литов.  театр.  искусства  лежат  в   нар.
празднествах, в нар. танцах, содержащих элементы театр. действия. Первые
сведения о т-ре в Литве относятся к 16 в. В Вильнюсе  и  в  др.  городах
Литвы  в  иезуитских  школах  давались  религиозные   представления   на
латинском и польском яз., в них делались вставки на литов. яз., носившие
сатирич.  характер.  Духовенство  и  феодалы   скоро   запретили   такие
представления, и в школьном т-ре разыгрывались  только  религиозные  или
панегирические пьесы на лат. яз.  Крупнейшие  магнаты  феодальной  Литвы
организовывали в своих поместьях т-ры, в к-рых играли на польском языке.
В т-ре при королевском дворе  в  Вильнюсе  выступали  гл.  обр.  иностр.
гастрол„ры (итал.  опера,  комедия  масок,  англ.  акт„ры),  здесь  было
построено первое спец. театр. здание (1639). В 16-18 вв.  театр.  иск-во
было  чуждо  и  недоступно  народу,  оно  выражало   интересы   феодалов
польско-литовского государства. Возникновение литов. нац. т-ра связано с
эпохой капитализма, с революц. подъ„мом во 2-й пол.  19  в.  и  с  новой
фазой  освободительной  борьбы  в  Литве,   к-рая   приобрела   характер
нац.-освободительного движения. Растущая нац.  интеллигенция  развернула
под воздействием прогрессивных  идей  рус.  демократич.  обществ,  мысли
борьбу против нац. гн„та царизма, за развитие культуры и иск-ва.
   В период запрещения литов. школ и печати (после подавления  восстания
1863-64)  иск-во  развивалось  в  условиях   цензурного   гн„та.   Тайно
организовывались т. н. "сарайные" спектакли,  лит.  вечера  в  деревнях.
Первый публичный спектакль "Америка в бане" Кету-ракиса состоялся в 1899
в Паланге. До разрешения царской властью  литов.  печати  (1904)  литов.
любит, т-р в основном развивался  за  пределами  Литвы,  в  местах,  где
имелись литов. "колонии",в Петербурге, Риге,  Восточной  Пруссии,  среди
эмигрантов в США.
   Подъ„м революц. и нац.-освободительного движения в  период  революции
1905 вызвал рост любительских спектаклей (в 1905-10-789  спектаклей).  В
крупных городах (Вильнюс, Каунас,  Шяуляй,  Рига,  Петербург)  создаются
литов.  театр.  об-ва  идраматич.  кружки.  Режисс„рами,   рук.   хоров,
дириж„рами в них работали впоследствии известные  литов.  композиторы  и
деятели   т-ра:   Г.   Ландсбергис-Жемкальнис,   М.   Петра-ускас,    Ю.
Таллат-Келпша, С. Шимкус, Ю. Науялис и др. Интенсивно развивался  любит,
т-р  в  1910-14.  В  любит,  кружки  пришли  первые   проф.   режисс„ры,
воспитанники петерб. . и моек. театр. школ - К. Глинские, А. Виткаускас,
Ю. Вайчкус. Любит. спектакли заложили основы  проф.  театр.  иск-ва.  Ю.
Вайчкус и А. Виткаускас создали полупроф. передвижные коллективы,  к-рые
гастролировали по Литве. Любит, т-р развивался как т-р широких нар. масс
и это обусловило его реалистич. и демократич. направленность.  В  любит,
т-ре отразилась острая классовая борьба того времени. Он усвоил традиции
нар.  т-ра,  испытывал  воздействие  передовых  идей  рус.   демократич.
культуры и революц.  освободительного  движения.  Развитию  любит,  т-ра
содействовал  рост  литовской  драматургии.,  творчество  первых  литов.
драматургов: А. Фромас-Гужутис, Ю. Вилкутайтис-Ке-туракис,  Ю.  Жемайте,
Б. Варгшас-Лауцявичюс, И. Ясюкайтис, Г. Ландсбергис-Жемкальнис.
   1-я мировая война и немецкая оккупация приостановили развитие  театр.
иск-ва.
   16 дек. 1918 в Литве была провозглашена  Сов.  власть.  В  марте"1919
Сов. правительство приняло решение о создании в  Вильнюсе  первого  Гос.
литов. т-ра. Для этой цели из  Петербурга  был  приглаш„н  К.  Глинские,
к-рый приступил  к  созданию  нового  коллектива,  к  подготовке  первых
спектаклей.  Правительство  предоставило  пост.  помещение  и  оказывало
помощь театр. коллективу Ю. Вайчкуса, к-рый выступал в  Вильнюсе  в  дни
революц. событий.
   Формирование первых гос. литов. проф. т-ров  было  прервано  захватом
Вильнюса бурж. Польшей (1919). Оба театр. коллектива переехали в Каунас.
Летом 1919 Сов.  власть  в  Литве  была  разгромлена,  Вильнюс  до  1939
находился под  властью  Польши  и  в  дальнейшем  развитие  литов.  т-ра
протекало в  основном  в  г.  Каунас.  Здесь  продолжала  работу,  после
переезда из Вильнюса,  труппа  Ю.  Вайчкуса.  В  1919  открылся  т-р  А.
Суткуса. В 1920 при  об-ве  "Творцов  искусства"  был  создан  регулярно
действующий т-р с двумя труппами - драматич. и оперной.  В  1922  труппы
были объединены бурж. правительством в один Гос. т-р. В  1925  при  т-ре
создана  балетная  труппа.  Драматическая  труппа  т-ра,   несмотря   на
воздействие  бурж.  властей,  боролась  против   реакц.   тенденции   за
сохранение  и  развитие  традиций  реалистич.,  прогрессивного   иск-ва,
освоение опыта рус. режисс„ров, акт„ров. В нач. 20-х  гг.  прогрессивный
характер   носила   деятельность   импровизационного   сатирич.    т-ра,
руководимого А. Суткусом, "Вилколакис". В 1931 в г.  Шяуляй  организован
драматич. т-р - филиал Гос. т-ра в  Каунасе  (в  1935-39  работал  в  г.
Клайпеда).  Его  руководитель  режисс„р  и  акт„р   Ю.   Ста-нулис   в„л
культурно-просветительную  работу  среди  широких  слоев  населения,  но
идейно и художественно ограниченный репертуар мешал развитию т-ра.
   В 30-е гг. усилилась революц. борьба рабочих и крестьян Литвы  против
фашистской  диктатуры,  установленной  в  1926.  Антифашистская   борьба

Страницы: «« « 1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381   1382   1383  1384   1385   1386   1387   1388   1389   1390   1391   1392   1393  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия